Воспоминания всегда отражаются в кривом зеркале эмоций. Приведу такой пример: однажды меня попросили высказать свое мнение о компании, где я купила машину, и я с удивлением обнаружила, что один незначительный негативный эпизод заставил меня дать компании отрицательную характеристику! Чтобы рассудить по справедливости, мне пришлось более детально вспомнить весь мой опыт общения с этой компанией. Только после этого я поняла, что эпизод был действительно пустяковый, не стоящий даже того, чтобы его так долго держали в голове: продавец один-единственный раз проявил признаки нетерпения. Это случилось, когда я выражала ему свое негодование по поводу того, что в отделе обслуживания никого нет (несмотря на то, что со мной договаривались о встрече именно в это время). Плохие воспоминания, как и негативные впечатления, всегда удерживаются в памяти дольше положительных, пропитывая собой все наши эмоции. Эти монополисты могут существенно испортить нам жизнь, поэтому всегда помните о такой опасности и гоните дурные воспоминания.
Особенности характера
Выборочным вниманием человека, находящегося на «автопилоте» (в данный момент не контролирующего свою мыслительную деятельность), управляют сложившиеся черты характера, предпочтения и страхи, вера и предрассудки. Наши индивидуальные черты заставляют нас определенным образом относиться ко всему, что встречается нам на жизненном пути, и, кроме всего прочего, существенно влияют на процесс обучения. Исследования, которые мы проводили на людях преклонного и среднего возраста, показали, что такие черты характера, как открытость, чувство собственного достоинства, яркое воображение, существенно облегчают процесс обучения, в то время как упрямые и нетерпеливые люди, а также те, у кого наблюдалась заниженная самооценка, попросту не могли заставить себя обучаться по заданной программе. Они даже не пытались попробовать ее выполнить. Когда человек соглашается изучить и испытать на себе какую-то новую технику обучения, у него всегда больше шансов на успех, чем у тех, кто отказывается от такой ценной (но новой и неожиданной) информации. Я бы советовала последним делать все «маленькими шажками», так чтобы небольшие успехи заставили их попробовать освоить более сложные приемы.
Изменить характер человека в зрелом возрасте практически невозможно, однако ничто не мешает нам менять свое отношение к проблеме, особенно если оно препятствует нам добиваться поставленных целей. Постарайтесь осознать, что такое отношение вредно и с этим совершенно необходимо что-то делать. Например, вы вполне можете научиться более внимательно слушать собеседника, или стать более наблюдательным, или научиться нескольким простым приемам, которые помогут вам лучше запоминать специфическую информацию. Я часто слышу от своих студентов слова «у меня это не получится» еще до того, как они приступят к занятиям. Это настоящий внутренний саботаж, причина которого — низкая самооценка и слабо развитое чувство собственного достоинства. Я утверждаю, что сбросив с себя этот никчемный груз, вы обязательно освоите мой метод! К слову сказать, это и есть единственный способ навсегда избавиться от подобных страхов и неуверенности. Начинайте, пробуйте и увидите — вам понравится!
Принцип 1 Четко и ясно определите, что именно вам нужно запомнить.