Общаясь с людьми, нужно удерживать в голове разнообразную информацию о них: их достоинства и недостатки, роль, которую они сыграли в интересующем вас вопросе, что они любят, а что нет, и, что тоже немаловажно, где вы в первый раз встречались. Чтобы лучше запомнить все эти важные факты, постарайтесь «проговаривать» их в момент запоминания. Комментируйте, старайтесь представить все в виде зрительных образов — лучше всего человек запоминает информацию тогда, когда задействуются сразу несколько органов чувств (оптимальный вариант — зрение и слух, остальные, как мы уже говорили, у современного человека развиты несколько хуже). Теперь, когда вы все запомнили, вам остается только активизировать свои воспоминания перед встречей с этим человеком. Уделите этому одну-две минуты: сконцентрируйтесь, вспомните, что говорили и что замечали во время прошлых встреч с ним. Теперь вы уже не будете для своего собеседника посторонним человеком, потому что ваше поведение указывает на уважение и внимание к нему.
Помимо всего прочего, можно стать более приятным в общении человеком, если запоминать фразы или шутки, которые говорят другие люди. Чувство юмора — тоже отличительная черта, благодаря которой люди будут вас лучше помнить. Аудитория воспримет ваше мнение гораздо лучше, если вы подкрепите сухие доводы какими-нибудь яркими и смешными примерами из жизни. Опять-таки ваше выступление будет лучше запоминаться, потому что люди запоминают не только информационный, но и эмоциональный контекст.
Легче всего произвести первое впечатление при помощи одежды. Во время одной из недавних моих встреч с бизнесменами я, скользя взглядом по незнакомым людям, вдруг обратила внимание на стеснительного человека с очень смешным галстуком (на нем были изображены забавные слоники). После этого я непроизвольно обратилась к нему, выделив его из числа всех собравшихся. (Кстати, совершенно необязательно в этой ситуации строить беседу вокруг галстуков или вообще каким-то образом упоминать эту деталь одежды.)
Можно привлечь к себе внимание при помощи необычной визитки: попробуйте использовать яркие цвета, нестандартную печать, интересный логотип или дизайн. На моих визитках, например, изображена синяя незабудка. Чтобы установить с человеком контакт, нужно сначала привлечь его внимание. Подумайте, и вы найдете еще множество самых разнообразных способов.
Продукция
Большинство сотрудников компании знает, какую именно продукцию выпускает их фирма, однако далеко не все могут без подготовки рассказать о том, какие существуют модели и версии продукта, какие есть цветовые и другие варианты, наконец, есть ли они в наличии. Как правило, такую информацию всегда помнят только очень хорошие специалисты по продажам, но их не так уж много. Может быть, это происходит, потому что в наше время люди очень часто меняют место работы, а на новой работе любому человеку всегда требуется время, чтобы ознакомиться с новой продукцией и вообще войти в курс дел. Продавцы в больших универмагах на вопрос «А у вас есть (далее следует название любого продукта)?» нередко отвечают «Был, но уже закончился», хотя понятия не имеют, о чем этот человек спрашивает, и таким образом снимают со своих плеч «лишние» заботы. Хорошо знать продукцию, с которой работаешь — лучший способ увеличить ее продажи. Поставьте себя на место покупателя: сколько раз вы пытались добиться от нерадивых продавцов ответа на вопрос, как пользоваться вот этой фотокамерой или как пересаживать экзотический цветок, и как вы бывали раздражены, когда вас отсылали к скупым и плохо написанным инструкциям.
Не менее важно постоянно напоминать людям о существовании такого продукта — иначе они попросту и не подумают его покупать. Ключ к успеху — рекламная кампания. Эффективная рекламная кампания должна быть прямой, ясной, привлекающей внимание, отличаться от других и нести некую эмоциональную нагрузку (причем лучше всего, если в ней будут задействоваться как зрительные образы, так и звуковое сопровождение). Именно поэтому лучшей средой для рекламы на сегодняшний день является телевидение. Каждый из нас видел множество тому подтверждений: вспомните хотя бы рекламные ролики «Кока-колы» или «Спрайта», где предлагаемый напиток не только связывается с образами молодости, энергии, хорошего настроения и т. д., но и сопровождается звуками, которые у любого человека возбуждают чувство жажды. Очень сложна с технической точки зрения и вычурна по содержанию реклама новейших средств связи или дорогой парфюмерии. При этом многие ролики представляют собой настоящие произведения искусства — достаточно увидеть их всего один раз, и вы прекрасно запомните продукт, который они рекламируют.