А теперь один чисто практический, а одновременно и бытовой вопрос. Для чего мы пьем чай или кофе? Скажете — привычка. Верно. Кое-где — традиция. Тоже верно. Но не случайно же она появилась. К этим двум напиткам мы обычо прибегаем во время напряженной умственной работы, в частности, когда нужно что-то быстро запомнить, — и поступаем совершенно правильно.
Опыты доказали, что алкалоиды кофеин и теофиллин, которые содержатся соответственно в кофе и чае, тормозят действие фосфо-диэстеразы и тем самым препятствуют разрушению естественного источника клеточной энергии — циклического аденозинмонофосфа-та. При этом в мозге возрастает не только его уровень, но и уровень всех веществ-медиаторов, которые имеют прямое отношение к запоминанию информации: адренокортикотропного гормона, вазопрес-сина, ряда гормонов гипоталамуса, благоприятствующих созданию положительных эмоций. Таким образом, возникает благоприятный фон для восприятия, переработки, хранения и воспроизведения информации (извлечения ее из «кладовых памяти). И все это делает одна чашка кофе или чая!
Итак, рассмотрев средства, влияющие на память, мы можем предложить следующую гипотетическую схему памяти: действие раздражителя — изменение ионного состава в нейронах, которое приводит к созданию биоэлектрических потенциалов («электрическая память»),— синтез специфических и неспецифических белков памяти (эта промежуточная фаза вместе с «электрической» образует кратковременную память) — синтез РНК (по существу это уже долговременная память). Несмотря на переход следа раздражения в долговременную память, биоэлектрические явления в центральной нервной системе продолжают развиваться.
Как мы уже видели, при запоминании информации образуется совокупность возбужденных нейронов. Можно сказать, что химическая основа этой совокупности связана с рядом веществ, среди которых есть и глутаминовая, и аспарагиновая аминокислоты. В подавлении активности нервных клеток обыкновенно «обвиняют» гамма-аминомасляную кислоту. Оказалось, что в головном мозге она «запасена» в большом количестве. Ее роль сводится, в сущности, к тому, что она помогает нам вообще не реагировать — иногда это целесообразнее, чем реагировать неадекватно.
А теперь остановимся возле какой-нибудь аптеки и проведем маленькое социологическое исследование; оно займет у нас не более часа.
— Что вы купили в аптеке?
— Седуксен.
— Зачем?
— Когда я его принимаю, то скорее засыпаю, а на следующий день легче переношу напряжение. Кроме того, он помогает избегать поспешных и ненужных реакций.
В ходе опроса мы убедимся, что каждый третий-четвертый человек заходит в аптеку за седуксеном, и все они ответят нам почти теми же словами.
Действительно, седуксен, усиливая действие гамма-аминомасляной кислоты, делает человека спокойнее, позволяет ему легче воспринимать информацию (даже негативного характера). Конечно, мы должны сразу же указать, что седуксен действует не только через усиление активности гамма-аминомасляной кислоты. Недавно обнаружено, что он еще влияет и на специфические рецепторы. Следовательно, механизм его воздействия на нервную систему достаточно сложен.
В сущности, применение снотворных и успокоительных средств — явление обычное. Представим себе, например: кошмар хронической бессонницы. Обычно — это результат ряда функциональных рас-стройств(чаще всего) или органических повреждений центральной нервной системы. В результате же самой бессонницы нарушается одна из самых важных функций центральной нервной системы — сохранение следов раздражений в виде энграмм. Иными словами, хроническая бессонница нарушает память.
Какая из фаз сна особенно важна для процесса запоминания? Все согласны с тем, что это фаза парадоксального сна, составляющая 20% его общей продолжительности. В этой фазе происходит такой интенсивный обмен веществ и такая интенсивная обработка поступившей за день информации, что если ее наступление нарушено, человеку грозит заболевание — невроз.
Пока у нас нет точных данных о влиянии на память фазы обыкновенного, или ортодоксального, сна. Эта фаза занимает по длительности 80% всего сна. Трудно себе представить, что природа, действующая очень экономно и целесообразно, укладывает нас в постель и почти не использует 80% проведенного нами там времени. Однако оценка какого-либо явления зависит от того, насколько мы о нем осведомлены в данный момент. В недалеком будущем мы, наверное, больше будем знать о химии и анатомии сна, о тех нервных центрах, которые им управляют, и об их деятельности. Тогда мы, вероятно, сможем лучше управлять сном при помощи таблеток, которыми сегодня забиты наши аптеки.
Кто регулирует память?
В принципе возможны два основных подхода к регулированию процессов памяти путем воздействия на функциональное состояние мозга: химический и физический.
Химический подход, который включает использование фармакологических средств, известен с незапамятных времен. Чай и кофе постепенно вошли в жизнь почти всех народов земного шара. Кофеин и другие активно действующие начала этих веществ обладают, как мы уже говорили, «облегчающим» влиянием на процессы памяти. Хорошо известно также некоторое оптимизирующее действие на процессы памяти стрихнина и фенамина, нивалина, пилокарпина, фенатина, а на центральные стимуляторы — этимизола и этиразола, которые улучшают кратковременную память и усиливают эффект обучения. Подобным же действием обладают и производные гамма-аминомасляной кислоты. Как уже было сказано, в лечении людей, страдающих расстройством памяти, с успехом используются также различные формы вмешательства в обмен РНК. Доказано, что ряд веществ, участвующих в синтезе РНК и предшествующего ей агента — цианкобаламин, фолиевая и глутаминовая кислоты, — улучшают долговременную память у детей, которые плохо запоминают информацию, воздействуя, вероятно, на образование макромолекул РНК. Этот подход к регуляции памяти строится на вмешательстве в основные ее механизмы.
Сегодняшние усилия ученых направлены на поиски новых путей использования химических средств (подходящих лекарств, а также некоторых составных частей пищи) для того, чтобы активизировать интеллектуальную деятельность человека, улучшать его память, облегчать процессы его обучения.
Вот что пишет об этом член-корреспондент Болгарской академии наук В.Петков в статье, опубликованной «Журналом БАН»:
Все более глубокое познание физиологических и химических механизмов мозговых функций — важный элемент в декодировании процессов, которые лежат в основе интеллектуальной, а в значительной степени и физической работоспособности процессов, лежащих в основе обучения, памяти, эмоций и настроения, нормального ритма сна и бодрствования. В результате прогресса знаний в этой области создается и быстро развивается новый раздел фармакологии, так называемая психофармакология, благодаря чему с каждым годом возрастает возможность поиска путей повышения интеллектуальной работоспособности человека, облегчения процесса обучения, путей расширения возможностей адаптации человека к новым условиям труда.
Особенно перспективны для повышения уровня интеллектуальной деятельности, повышения работоспособности в различных производственных процессах, непосредственно связанных с достижениями научно-технической революции, поиски фармакологических средств, улучшающих обменные процессы в мозговых клетках. Практика показала большую перспективность использования и тех психофармакологических средств, которые вмешиваются в передачу информации от одной нервной клетки к другой, что осуществляется химическими веществами, выделяемыми клетками мозга.
Влияя на производство этих химических посредников и меняя соотношения между ними, психофармакологические средства могут делать более активным участие этих веществ в переработке поступающей в мозг информации. Таким образом, они содействуют улучшению деятельности мозга, чтобы она в каждый данный момент была наиболее адекватной постоянно происходящим изменениям внешней среды.
Однако нужно иметь в виду, что применение искусственных стимуляторов наряду с повышением работоспособности может вызвать развитие неадекватной, повышенной реактивности. А это чревато серьезными отрицательными последствиями.
Теперь о действии чистых психостимуляторов, таких, например, как широко используемые в быту чай и кофе*. Повышая функциональную активность мозга, они обостряют восприятие зрительных, слуховых, тактильных и других раздражений, улучшая таким образом регуляцию всех видов человеческой деятельности. Содействуют они и преодолению апатии, оживлению двигательной активности и развитию необходимых эмоциональных предпосылок для эффективной трудовой деятельности. Все это достигается повышением работоспособности мозговых клеток, что ведет к лучшему применению приобретенного опыта, к оптимальному использованию биологического и интеллектуального потенциала.
Однако неумелое применение этих средств приводит к недопустимому повышению мозговой активности, в результате чего доступ к нервным клеткам получит многообразная, но малосущественая (шумовая) информация, затрудняющая концентрацию внимания и дифференцирование сигналов, реакции станут неадекватными и неэффективными. Сверхактивация работы головного мозга может также стать причиной и перевозбуждения, переутомления, нервного заболевания.
На благоприятные результаты от использования фармакологических средств, активизирующих мозговую деятельность, можно рассчитывать, лишь имея в виду людей со стабильной, уравновешенной психикой, а также людей с более или менее угнетенной психикой, инертных, малоинициативных, неуверенных в себе.
В то же время у людей, которым свойственны взрывчатость, возбудимость, психическая напряженность, немотивированное беспокойство, интеллектуальная работоспособность может быть повышена путем подавления отрицательно действующих психических элементов. Это в ряде случаев успешно достигается с помощью разумно подобранных и хорошо дозированных успокаивающих средств.