DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru » ДРУГОЕ / РАЗНОЕ »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы




Оглавление

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УЛУЧШЕНИЮ ПАМЯТИ

Есть ли предел человеческой памяти

Каковы возможности человеческой памяти и есть ли предел ее развития? О том, что память человека может достигать высокой степени совершенства (конечно, при соответствующей тренировке и развитии), здесь уже говорилось. Примеры феноменальной памяти свидетельствуют о высоком развитии памяти у человека. Но возникает вопрос. Каковы же возможности улучшения памяти и сможет ли достичь высокого развития памяти обыкновенный человек?

Существуют два взгляда на развитие памяти. Одни ученые считают, что чем чаще мы пользуемся памятью, тем меньше ее остается. Другие же, наоборот, считают, что от тренировки память только улучшается. К числу первых относятся зарубежные ученые, выдвинувшие гипотезу, согласно которой местом нахождения и функционирования памяти является так называемая субстанция Ниссля.

В течение первых 20 лет жизни погибает около половины нейронов, а с 20 до 80 лет — 30%. Вот почему, если верить этой гипотезе, так забывчивы старики и так хорошо запоминают все новое дети. Из этой гипотезы следует, что перефузка памяти сопровождается ее ослаблением, что особенно опасно для детского возраста.

Немецкий физиолог Глийс считает, что перефузка памяти представляет собой не тренировку, а наоборот, растрачивание ее. Если не соблюдать этого правила, то в распоряжении взрослого человека, безусловно, будут какие-то знания, приобретенные в детстве, но за них в дальнейшем придется расплачиваться значительно растраченной способностью к запоминанию. В связи с этим Глийс не одобряет заучивания длинных стихотворений, множества исторических имен и дат, математических формул, до отказа заполняющих мозг детей. Многое из того, что приходится запоминать, можно найти в справочной литературе.

Сторонники второй точки зрения, а их большинство, считают, что память необходимо тренировать, как тренируют мышцы тела. Эти ученые считают необходимым систематическое и регулярное развитие памяти.

Что же правильно: мнение первых или вторых?

Правы отчасти и те и другие. Надо в первую очередь разобраться, о какой памяти идет речь. Очевидно, речь идет в данном случае о памяти натуральной (памяти на события, конкретные подробности). Но кто лучше будет запоминать новые иностранные слова: человек, который уже выучил несколько иностранных языков, или человек, не знающий ни одного иностранного слова? Безусловно, первый. Зато второй с большим количеством ярких деталей перескажет содержание только что просмотренной кинокартины, прочитанной книги или события.

Утверждение, что обучение уменьшает память, неточно и требует пояснения. Зубрежка, конечно, отрицательно влияет на память, засоряя мозг ненужным, неосмысленым материалом. Она ухудшает память потому, что создает торможение из-за неосмысленного текста, отсутствия интереса к запоминанию. В этом случае кроме механической в работу не вовлекаются ни логическая, ни эмоциональная память.

Ослабление памяти, как и снижение общего уровня умственной работы, непосредственно связано с состоянием организма: с переутомлением, ведущим к потере большого числа нервных клеток мозга (например, при бессоннице). Несомненно, память ухудшается при перегрузке и чрезмерной тренировке. Но если память использовать рационально, не перегружая ее, то результаты будут положительные. Однако следует учесть, что, как и многие другие функции организма, память с возрастом слабеет вследствие уменьшения активности нервных клеток, а может быть, и общего их числа. При правильной тренировке память и в старческом возрасте будет на высоком уровне. Следует избегать перегрузки памяти ненужным материалом ни в молодом, ни в пожилом возрасте. В правильном использовании памяти — залог успешного ее развития. А возможности человеческой памяти в этом смысле безграничны.

Методы рационального запоминания

От многих людей приходится слышать, что у них плохая память, что они не могут запомнить события, цифры, даты и т.д., а иные, быстро их запоминая, забывают и в необходимый момент не м.огут вспомнить.

Можно ли улучшить свою память и научиться хорошо запоминать? Безусловно, можно. Необходимое условие — отсутствие патологических расстройств памяти, связанных с нарушениями нервной системы или перенесенными заболеваниями. Здоровый человек может развить свою память до такого состояния, что без особого труда будет запоминать материал, который ему необходимо выучить, за более короткий промежуток времени и более прочно, чем он это делал раньше. Для этого необходимо знать законы памяти (они одинаковы для гениальных и обыкновенных людей) и методы рационального запоминания.

Известно, что не все запоминается одинаково. В одних случаях мы запоминаем легко, в других — хуже. Некоторые события запоминаются быстро и надолго, другие же — с трудом на короткий срок. Например, выучить наизусть короткое стихотворение легче, чем длинное, а вспомнить интересный рассказ проще, чем скучный. Однако краткость и остроумие не единственные моменты, определяющие запоминание. Важно как составлен и соединен материал. Если новый материал прочно связан с уже известным ранее, то прежние знания можно с успехом приспособить к новой ситуации. Если же такой связи нет, то запомнить новый материал труднее.

Сопоставляя новый материал с имеющимися знаниями, мы начинаем понимать то, что хотим запомнить. Непонятное или плохо понятое труднее запоминается и, наоборот, чем глубже поняты теории и закономерности, их связи с конкретными фактами, тем легче запоминание.

Иногда при запоминании многие сосредоточивают свое внимание на фактическом материале, пропуская или не уделяя достаточно внимания теоретическим обобщениям. Такой подход неправилен и значительно ухудшает запоминание, ибо чем лучше систематизированы, обработаны знания, тем лучше они запоминаются. Так, например, доказательство геометрической теоремы трудно запомнить, если оно не понято, но стоит лишь понять, как доказательство сразу запоминается. Помня об этом, лучше больше времени потратить на понимание материала, чем на пустое зазубривание.

В понимании материала выступает элемент мышления: полученные знания осмысливаются, сопоставляются с теми, которые были приобретены ранее. Тесная связь между памятью и мышлением проявляется во всех случаях, когда трудно решить какую-либо задачу, потому что невозможно вспомнить необходимую информацию. А поскольку способность к запоминанию ограничивается возможностью интеллекта, материал для запоминания организовывается таким образом, чтобы лучше могла быть использована память. Когда человек пытается провести длинное рассуждение, то ему трудно удержать в памяти каждый шаг, каждое звено. Он может запутаться во множестве тех подробностей, которые помешают вспомнить главное. Об этом еще писал Рене Декарт в своем трактате «Правила мышления»: «Если я нашел путем независимых мыслительных операций отношения между А и В, между В и С, между С и D, наконец, между D и Е, то это еще не позволит мне понять отношения между А и Е. Истины, усвоенные ранее, не дадут мне точного знания об этом, если я не смогу одновременно припомнить все эти истины. Чтобы помочь делу, я буду просматривать эти истины время от времени, стимулируя свое воображение таким образом, что, осознав интуитивно один факт, оно тут же перейдет к следующему. Я буду поступать так, пока не научусь переходить от первого звена к последнему настолько быстро, что ни одна из стадий этого процесса не будет «спрятана» в моей памяти, а я смогу созерцать своим мысленным взором всю картину сразу. Этот метод разгрузит память, уменьшит инертность мышления, увеличит возможности разума».

Соображения, высказанные Декартом, знакомы всем, кому приходилось заучивать стихотворения, или осваивать математические доказательства. Повторяя материал при заучивании, мы связываем независимые его части в единое целое, уменьшая тем самым нагрузку на память, создавая мозгу условия для мыслительной работы. Весь этот процесс подобен замене длинного выражения одним символом, так как каждый раз при повторении писать длинное выражение было бы неэкономно. Отсюда можно сделать вывод, что при заучивании стихотворения или текста повторять следует в целом, а не по частям.



Оглавление | Далее =>>








Лента новостей
10:38   Пикник «Афиши» состоится в августе 2024 года

10:37   Губернатор привел подробности о найденных живыми летчиках упавшего Ту-22М3

10:37   Стало известно об уничтожении укрепрайона ВСУ с наемниками в Часовом Яре

10:37   Украинский военный помахал российскому беспилотнику и попал в плен

10:37   Тараканы оккупировали московский двор и попали на видео

10:35   Россиянин развел в многоквартирном доме полсотни перепелок

10:35   Раскрыт способ работать в огороде с пользой для фигуры

10:33   Российская фигуристка ответила Тарасовой на сравнение с говном

10:31   Житель Донецка забил молотком приятеля и попал в СИЗО

10:30   Назван возможный ответ Ирана на атаку Израиля

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 19.04.2024



Тематические фотоподборки

"Дискавери" на орбите

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |