DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru » ДРУГОЕ / РАЗНОЕ »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы




Оглавление

Что главное - запоминать или мыслить?

Сегодня то, что принято именовать образованием, — не более чем накапливание информации и тренировка памяти. Развитию мышления, которому всегда отводилась второстепенная роль в нашей системе образования, по существу, не придается никакого значения. Исключение составляют разве что некоторые естественнонаучные дисциплины. Причем во многих средних школах они считаются настолько трудными, что учащиеся, которые собираются поступать в колледж, избегают их изучения, опасаясь плохих оценок. На всех ступенях образования предпринимаются активные усилия, достигающие кульминации в выпускных классах и колледжах, по программированию банка знаний в умах молодежи по аналогии с составлением программ для компьютеров.

Система образования делает упор на вторичную функцию человеческого мозга — память, в то время как его основной функции — мышлению — уделяется сравнительно мало внимания. В процессе обучения мы чаще всего связываем мышление с решением задач, которые предполагают точный ответ. Этот вид умственой деятельности активно используется на уроках математики или физики, однако сам ответ и его форма нередко значат больше, чем логические рассуждения на пути к нему, что обесценивает мыслительный процесс. Гораздо реже детям представляется возможность задумываться над проблемами, не имеющими однозначного или верного ответа. Но в наше время необходимо, чтобы дети размышляли над политическими, социальными, экономическими и даже академическими вопросами, которые предполагают ряд альтернативных ответов; и пусть ни один из них не безупречен, однако мы все же надеемся, что среди них есть и вполне приемлемые.

Время от времени в обучении используется художественная критика, то есть оценка произведений литературы, искусства, музыки, кино, телевизионных программ. Критическое мышление необходимо формировать в процессе дискуссий с первых шагов обучения и до окончания школы. Сегодня, когда у людей стало больше свободного времени, а искусство стало общедоступным, те, кого научили в нем разбираться, могут полнее насладиться нашим культурным богатством. Истинное же понимание искусства не достигается запоминанием данных о том, кто, что и когда создал. Однако именно такой подход типичен для школьной практики.

С художественой критикой тесно связан следующий вид мыслительной деятельности, который называется творческим мышлением. Учащимся следует предоставлять более широкие возможности для творчества в области живописи, музыки, театра, литературы, а также кино и телевидения. Но лишь некоторые школы уделяют должное внимание перечисленным видам занятий, в то время как сложилась настоятельная необходимость сделать их неотъемлемой частью школьных программ в течение всего периода формального обучения. Предметы, акцентирующие развитие творческих способностей, обычно недооцениваются и считаются непрактичными. Однако они-то чаще всего и влияют на мотивацию, побуждая ребенка к творческой отдаче, что имеет огромное значение для успешного достижения человеком жизненно важных целей.

Развитая память — еще не есть образование

То, что в основе обучения лежит запоминание, а не мышление, обусловлено принципом определенности, которым руководствуются почти все школы и колледжи. В соответствии с этим принципом на каждый вопрос существуют либо верный, либо неверный ответ. Следовательно, задача образования состоит в том, чтобы добиться от учеников знания правильных ответов на совокупность вопросов, которые учителя считают важными. Беседуя с учителями начальных школ, я интерсовался их отношением к свободной дискуссии на уроках. Некоторые уверяли меня, что они создают для этого все необходимые условия.Они говорили: «Мы обсуждаем все, пока не приходим к правильному ответу». И хотя такое отношение к дискуссии, может быть, и нетипично, оно, безусловно, отражает проблему.

Дети, которые приходят в школу с представлением о том, что на многие вопросы можно ответить по-разному, вскоре эту уверенность теряют. В начальной школе детей подводят к мысли, что на уроке главное — правильные ответы, а основной их источник — учителя и учебники. Если незаурядный ученик подвергает сомнению принцип определенности, утверждая, что на заданный вопрос правильных ответов может быть несколько или не быть вообще, его вразумляют достаточно быстро, тем более что таких детей единицы. Если незаурядный ребенок попадает в руки к заурядному учителю, он быстро понимает, что даже самые веские доводы, к которым вынужден прислушиваться учитель, ничего не стоят по сравнению с правильным ответом.

Принцип определенности не только доминирует в программах обучения, он еще и диктует правила поведения детей в школе. Дети осознают, что принятие решений, касающихся жизни школы, — не их дело. Начиная с детского сада или с подготовительного класса, детям формально внушают преимущества демократического образа жизни, однако основная черта демократии состоит в том, что люди, участвующие в общем начинании, совместно разрабатывают его законы. Мы удивляемся тому, что многие члены общества имеют довольно смутные представления о демократии. А может быть, корни этого непонимания надо искать в школе, в недостатке демократического опыта именно там?

Детям должно предоставляться право голоса в определении как программы, так и устава школы. Научиться демократии можно только на практике! В тех школах, где ответственность за составление учебной программы и правил поведения лежит не только на учителях, но и на детях, молодежь на деле учится демократии. Они приходят к пониманию тою, что в демократической школе, как и в демократической стране, многие проблемы не имеют однозначных решений, что и на них лежит ответственность за оптимальные альтернативные решения трудных проблем, которые они сами помогают формулировать.

Процесс постановки проблем, поиска разумных альтернатив и реализации наилучших решений и есть подлинный процесс образования в противоположность нынешнему слепому повиновению правилам, как и нарушению их, и бездумному повторению верных или ошибочных ответов на вопросы,которые задают другие. До тех пор, пока принцип определенности будет доминировать в системе образования, мы не научим детей мыслить. Развитая память еще не есть образованность, точная информация не есть знания. Определенность и механическое запоминание — враги живой мысли, они убивают творчество и сводят на нет оригинальность мышления.

Кто убивает у детей радость познания?

Наряду с принципом определенности, на образование, как, впрочем, и на многие другие явления в нашем обществе, оказывает давление принцип измеряемое™, который можно определить следующим образом: ничто не имеет настоящей ценности, если не поддается измерению и не может подсчитываться по определенной шкале. Количественные величины необходимы для сравнения с иными ценностями и стандартами. Факты, которые учащемуся надлежит запомнить в сравнении с другими фактами, — в этом и заключается основа оценки знаний.

Во время посещения музея Метрополитен в Нью-Йорке я наблюдал плачевный пример действия принципов определенности и измеряемое™. Я бродил по залам и обратил внимание на группу миловидных девушек, которые разглядывали картины, а затем что-то старательно записывали в школьных тетрадках. Меня заинтересовала прилежность, с которой девушки это делали. Мое невежество не позволяло мне понять, что можно так долго и тщательно писать о картине. Любопытство мое росло, и я решил обратиться с вопросом к одной из них. Она ответила, что записывает не только фамилию художника и общие сведения о картине, это было бы понятно, но также подробно описывает раму, отличительные детали картины и перечисляет все соседние полотна. Ее записи помогут ей узнать картину, когда преподаватель истории искусств в колледже покажет на экране соответствующий слайд. Таким образом девушка готовилась к важной контрольной работе по теме «Анализ произведения искусства».

Очевидно, не одно поколение студентов занимается выявлением каких-то деталей в картине, ее раме, расположении по отношению к другим картинам, обнаружив, что это самый верный способ не ошибиться и правильно назвать картину. Преподаватель же выступает в данном случае как последователь принципов определенности и измеряемое™. Я смотрел на девушек, которые были поглощены выискиванием отличительных признаков картин, и не мог поверить, что таким образом они приобщаются к искусству, по-настоящему изучают творчество художников, музейное собрание. Несмотря на то, что они добросовестно выполняли задание, оно вовсе не имело отношения к искусству. Следуя принципам определенности и измеряемое -ти, наставник этих студентов убивает в них интерес к искусству.Но если в колледже курс каталогизации произведений искусства может быть факультативным, то в школах большинство предметов обязательно — у учащихся нет выбора.

Какова же эмоциональная реакция учеников на принципы определенности и измеряемости? Получали ли студентки радость от своих занятий в музее? Способна ли подобная деятельность приносить удовлетворение, ощущение значимости сделанного? Создается ли таким образом мотивация, появляется ли стимул для дальнейшего изучения искусства? Или происходит совершено обратное? Да, приятно осознавать, что ты ответил верно, но, если точность ответа основана лишь на механическом запоминании, это не приносит истинной радости познания. Мы лишь тогда испытываем настоящее удовлетворение, когда наша правота является результатом самостоятельных рассуждений, собственного мнения и принятия соответствующего решения. Например, в такую примитивную, не требующую умственных усилий азартную игру, как бинго, давно перестали бы играть, если бы не внешняя мотивация в виде денег. С другой стороны, в шахматы люди играют в самых тяжелых жизненных ситуациях, и эта игра приносит удовлетворение сама по себе, без каких-либо ставок. Любая правота приносит мало радости, если она не основана на размышлении и собственном суждении, разве что их заменит хороший внешний стимул, которым, как правило, служат деньги.

Студентки колледжа в лучшем случае не будут чувствовать себя удрученно, правильно ответив на все вопросы. Однако вряд ли они будут чувствовать внутреннее удовлетворение, заучив сведения о 175 картинах. Максимум того, что дает человеку запоминание, при том что у него хорошая память, — это неплохое самочувствие. Однако, если запоминание дается с трудом, а другие виды умственной деятельности отсутствуют, неизбежным результатом является глубокая неудовлетворенность. Таким образом, большинство тестов на знание фактического материала заводит образование в тупик.

Поэтому неудивительно, что зубрежка, которая все еще остается в числе главных методов современного образования, приводит к потере интереса у тех, кто учится хорошо, и приносит разочарование и чувство подавленности тем, кто учится плохо. Если принцип определенности будет и дальше доминировать в нашей системе образования, ситуация никогда не изменится к лучшему: чем взрослее ученик, тем слабее становится необходимая внутренняя мотивация, поскольку учеба приносит все меньшее удовлетворение. По отношению к детям, которые не в состоянии запомнить сумму сведений, соответствующую требованиям школы, родителей или их собственным, все чаще применяется внешняя мотивация — наставления, оценки, угрозы, наказания, вплоть до временного исключения из школы. Таким образом, одна из основных причин школьных неудач кроется в принципе определенности, который не может обеспечить эмоциональное удовлетворение познавательным процессом в соответствии с затраченными усилиями.

Даже тем детям, которые относятся к школе в целом положительно, она не приносит особой радости. Они рассматривают школу как необходимый подготовительный этап в жизни, который должен завершиться получением аттестата, дающим непосредственные материальные выгоды.Образование же как интеллектуально насыщенный и творческий процесс, способный приносить радость сам по себе, по существу, особого интереса не вызывает вследствие все тех же неумолимых принципов определенности и измеряемости.



Оглавление | Далее =>>








Лента новостей
18:01   Hugo Boss подтвердил планы по продаже бизнеса в России

18:00   Лукашенко ответил на вопрос о ядерном оружии словами «это наше дело с Путиным»

17:55   Замминистра обороны России поместят в карантинную камеру в СИЗО

17:51   Поединок двух рысят в российском регионе попал на видео

17:49   Пилоты российского пассажирского самолета увидели неопознанный предмет в небе

17:47   Педагога детсада в Подмосковье застали за избиением ребенка и сняли на видео

17:46   Перечислены самые популярные модные вещи в мире

17:46   Блогера обвинили в клевете из-за постов об СВО и отпустили

17:45   Еще одна страна Запада ввела санкции против еврейских поселенцев

17:45   Появились кадры с пытающимся уплыть на матрасе с Украины в Молдавию уклонистом

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 24.04.2024



Тематические фотоподборки

Фантастика или реальность?

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |