Для тренировки концентрации внимания необходимо, чтобы человек сосредоточил его на избранном предмете и его основных свойствах, не отвлекался от мыслей об этом предмете. Запоминать следует существенную информацию о каком-либо событии, игнорируя несущественную.
Лезер рекомендует с целью тренировки делать описание какой-либо картины, постепенно его детализируя. Упражнение можно повторить в условиях действия отвлекающих факторов (шум и пр.).
Основные принципы запоминания новой информации
Информация, поступающая в мозг человека, лучше запоминается, если установлена связь между событиями. Так, в упражнении на запоминание установите смысловые связи между двумя явлениями. Предварительное определение, какой может быть смысловая связь между этими явлениями, событиями или действиями, способствует более прочному запоминанию. Вот некоторые примеры.
Альберт Эйнштейн - один из величайших физиков. Смысловое значение здесь состоит в том, что он создал теорию относительности.
Ассоциативные связи, даже когда они совершенно невероятны по смыслу, тоже запоминаются надолго. Например, Луна — масло. Можно представить себе самое невероятное — кусок масла на Луне.
Структурные связи также помогают запоминанию. Лезер приводит следующий пример: если число 683429731 разместить следующим образом 683-429-731, его будет легче запомнить. Дня более легкого запоминания информацию можно разделять на группы А, Б, В, Г и т.д. Можно рифмовать некоторые слова.
Метод ассоциаций
Методом ассоциаций умело пользовался римский политический деятель Марк Туллий Цицерон при подготовке своих блестящих речей, которые произносил, не пользуясь никакими записями. Цицерон был великолепным оратором. Таким он и остался в памяти человечества и не только потому, что всегда опирался лишь на факты. С помощью особых приемов он запоминал предварительно отрепетированные речи. Каждый раздел речи он связывал с определенной ситуацией в комнате и, расхаживая по этой комнате, проводил ассоциации с различными предметами, находящимися в ней, которые напоминали предметы в зале Римского сената. Выступая в сенате, он связывал разделы своей речи с соответствующими предметами и мог часами говорить без запинки.
Едва ли есть смысл приводить упражнения для создания ассоциаций, ведь каждый может расчленить, например, трудно запоминающийся текст на отдельные куски. Существует простейший способ создания собственных упражнений, помогающих тренировке памяти с привлечением ассоциаций. С этой целью следует написать 20 чисел и произвольно связать их с определенными лицами или предметами по системе словесно-числового запоминания. За одним упражнением должно следовать другое такое же, тем самым будут возрастать мнемонические способности мозга. Этим методом можно выработать феноменальную память.
Запоминание лиц
Часто мы жалуемся, что плохо запоминаем лица. Нам бывает неудобно перед старыми знакомыми, что мы не можем вспомнить, где и когда с ними общались, и вообще, кто они такие. Особенно это касается людей, с которыми нас не связывали сильные — приятные или неприятные — эмоциональные переживания, то есть людей, для нас «эмоционально нейтральных».
Чтобы запомнить лицо, необходимо внимательно его рассмотреть, обращая внимание на форму, отличительные признаки (пред-меты),которые редко встречаются у других лиц и пр.
Запоминание имен
Утверждают, что Александр Македонский знал своих воинов по именам. Подобной способностью обладали также Наполеон и Суворов.
Первое условие для запоминания имени — оно должно быть произнесено громко и отчетливо. Его следует мысленно повторить раз-другой, чтобы зафиксировать в энграмме памяти. Некоторые пользуются способом связывания имени со зрительным образом лица, которому оно принадлежит, с его характерными приметами и т.д.