Сверхъестественные, таинственные, загадочные явления всегда притягивали людей. Наше увлечение всем потусторонним сродни необъяснимой тяге мотыльков к огню: заворожённые красотой и необычностью пламени, они летят прямиком в объятия смерти. Эту тягу давно отметили писатели и режиссёры во всём мире, и с удовольствием потворствуют тайным людским желаниям.
Один из самых популярных жанров в мистике – это, безусловно, вампирский роман. Учёные утверждают, что вампиризмом в народе называли проявления туберкулёза (или чахотки – бледность, кровавый кашель) и порфирии (так называемой «болезни вампиров» – нетерпимости к солнечному свету, вплоть до ожогов, уродующих внешний облик человека, недостаток гемоглобина в крови).
Вампиризм – что же это: тяжёлое заболевание или сверхъестественное явление? Страдания и боль или сила и красота? Затворничество или абсолютная власть над людьми? С развитием данного жанра появлялись сотни новых версий и представлений о том, кто же такой вампир.
Первым писателем, который ввел в литературу явление вампиризма, стал Брэм Стокер, написавший полноценный роман «Вампир» – в русском переводе «Дракула» (до него публиковались лишь короткие рассказы или поэмы), в котором рассказывается о первом из вампиров, кровавом и жестоком военачальнике Владиславе Цепеше, состоявшем в ордене Дракона (отсюда прозвище – Дракула).
С легкой руки Стокера жанр вампирского романа начал развиваться полным ходом. Через несколько лет после смерти автора Дракулы писатель Брайан Ламли издал серию романов «Некроскоп», включающую в себя шесть книг о мире вампиров (параллельном мире, в описании автора). Продолжил цепочку американский литератор Уитли Стрибер, опубликовав в 1981 году роман «Голод», где высказал свою собственную версию о происхождении вампиров (он считал, что вампиры произошли от древнеримских демонов-ведьм – ламий).
Примерно в это же время (с 1976 по 2003 год) нью-орлеанская писательница Энн Райс публикует свои знаменитые «Вампирские хроники», начавшиеся книгой «Интервью с вампиром» (которая впоследствии была экранизирована). Практически после выхода последней книги из этой серии («Гимн крови») в свет вышла серия «Тайны южных вампиров» писательницы Шарлин Харрис, в которой автор рассказывает об изобретении синтетической крови и последующей легализации вампиров. В 2008 году по этой серии книг был снят сериал «Настоящая кровь».
Через три года после публикации «Тайн» мир буквально взорвала «Сумеречная сага» Стефани Майер, открывшаяся книгой «Сумерки». Майер также высказала свою особую точку зрения на мир вампиров: в её представлении вампиры – необычайно красивые и умные существа, скрывающиеся от солнечного света лишь потому, что в лучах ультрафиолета их кожа источает яркое сияние. Автор подразделяет вампиров на два типа – так называемых «вегетерианцев», не употребляющих человеческой крови, и диких, охотящихся на людей. Упоминается также исторический конфликт вампиров и оборотней. За эту серию сразу же ухватились режиссёры, и в данный момент уже экранизируется последняя опубликованная книга «Рассвет».
Естественно, столь бурная реакция читательской аудитории вызвала шквал новых вампирских романов, но из них могу выделить лишь несколько (так как остальные – не достойные внимания подражания и копии): «История одного вампира» Даррэн Шен и «Академия вампиров» Рэйчел Мид, где авторы также делают интересные предположения относительно происхождения и форм существования вампиров.
Также хотелось бы упомянуть, что не только в западной литературе есть романы на эту тему: стоит вспомнить хотя бы А. К. Толстого («Упырь», «Семья вурдалака»), Н. В. Гоголя («Вий» и др.) и современных писателей, таких как В. Панов («Царь горы»), С. Лукьяненко («Ночной дозор», «Дневной дозор» и др.), В. Пелевин («Empire "V"») и проч.
Какой будет следующая страница в истории вампирской литературы? Можно ли придумать что-то новое в этом жанре? Возможно, уже совсем скоро мы об этом узнаем.