DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Культура, искусство, история

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Музыка барокко: какой она была? Что общего у рок-групп и старого немецкого органиста


Музыка барокко: какой она была? Что общего у рок-групп и старого немецкого органиста XVII век – в отношении искусства «не совсем XVII век», то есть границы простираются и к эпохе Ренессанса, что было раньше, и заходят в XVIII столетие. Это вопросы стиля и мировоззрения. И в эпоху «барокко» всех не запишешь. А Баха вообще никуда не запишешь, он сам по себе – отдельная необъяснимая эпоха.

Можно говорить о том, что уже полностью сформировались и сосуществовали разные «виды» музыки. Можно сказать, что XVII век – первая вершина светской музыки, это ее первый, по-настоящему крупный расцвет.

Появлялись новые жанры. Страшное для кого-то сейчас слово «опера» – этот кто-то, возможно, и скривится. Но я уже как-то приводила некорректную аналогию с кинематографом. Может быть, сравнение и некорректное, но опера в то время стала столь же важным делом, как и кинематограф в XX уже веке. Представьте себе на минуточку, что лет этак через 300 кто-нибудь где-нибудь (на ШколеЖизни.ру?) напишет: подумаешь, были когда-то художественные фильмы, ну что в них интересного? И как ответить? Что много чего было интересного?

Опера стала самым что ни на есть огромным светским прорывом в общество. Но, оторвавшись от церкви (где музыка также продолжала существовать), светской музыке нужно было находить новую духовность, новый смысл – и отсюда виток интереса к наследию античности. Отсюда бесконечные античные сюжеты.

Опера возникла в Италии и торжественно прошлась по всем странам Западной Европы. С одной стороны – развлечение (все-таки «музыкальный театр), с другой – крупный жанр обязан нести в себе некие важные для общества идеи. То же самое случилось в литературе – развивались «крупные жанры»: роман, драматургические произведения (пьесы для театра).

Развивалась и инструментальная музыка – вне вокала, вне слов, то есть музыка уже была способна объяснить и рассказать своими собственными средствами. И это тоже – признак светскости искусства.

На переломе двух эпох (Возрождение и барокко) стоят два имени: Монтеверди и Фрескобальди. Оба – итальянцы, один известен своими операми (две их них – до сих пор в репертуаре оперных театров), второй более известен своими произведениями для органа и клавесина. О семье Скарлатти (Доминико и Алессандро) уже рассказано. Во Франции – «оперный» Люлли и знаменитые на весь мир клавесинисты.

И прежде чем перейти к Баху, нужно хотя бы немножко рассказать о наиболее значительных фигурах музыкального барокко.

Иоганн Пахельбель

Что общего между песней Биттлз и немецким органистом эпохи барокко?

В Германии было множество музыкантов, назовем пока Иоганна Пахельбеля. Фамилия, возможно, мало кому знакомая, зато его Канон мог слышать каждый. Мне нравится количество прослушиваний этой музыки на сервисе Youtube – 12 миллионов человек! Немногие из «поп-звезд» смогут похвастать таким вниманием.

Итак, Иоганн Пахельбель. Он родился 1 сентября (крещение) 1653 года в Нюрнберге, в семье виноторговца, умер 8 марта 1706 года. Один из наиболее значительных композиторов эпохи барокко известен своими многочисленными произведениями церковной и светской музыки.

Пахельбель с детства занимался музыкой, посещал Университет, протестантскую гимназию. Работал придворным и городским органистом. Был очень хорошо знаком с семьей Иоганна Себастьяна Баха – дружил с отцом и учил старшего брата будущего гениального композитора. Многие произведения Пахельбеля сохранились, но главным оказался Канон.

Канон – это название произведения определенной полифонической формы. Такая форма, при которой раз за разом вступают разные голоса с одной темой, но разницей во времени. При этом бас остается неизменным. Звучит, возможно, непонятно, однако это не помешало торжественному воцарению этого канона в поп-культуре через несколько столетий. Сначала забыт, потом вознесен на пьедестал: так часто случается. Когда был написан этот канон Ре мажор – в деталях неизвестно, опубликован он был в 1919 году, после этого начался его триумф.

Сейчас его где только не играют – от свадебных торжеств до записей разнообразных поп- и рок-обработок. Целиком канон слышно, например, в песне Go West американской группы Village People, озвученной британской поп-группой «Pet shop boys». Многие слышали эту песню по телевидению, удивительным образом все при этом слышали, правда, Советский гимн (то есть – и наш сегодняшний). Одним словом, и в музыке случаются казусы. И я не виновата, что этот казус случился, поэтому претензии не ко мне. И Пахельбель определенно не виноват в том, что произошло.

Аккордовая последовательность канона просто обошла вес мир. Мы ее слышим, например, в проигрыше песни Биттлз «In My Life». Таким образом, сложное (или непростое) произведение мастера немецкой барочной музыки вдруг приобрело небывалую популярность уже в наше время. Играют на всех инструментах, подвергают всевозможным обработкам. Канон Иоганна Пахельбеля не покидает современную городскую европейскую музыкальную жизнь.

Не менее интересная история случилась с другим малоизвестным композитором эпохи барокко, на сей раз французом.

Марен Маре и семья Депардье

Марен Маре (родился 31 мая 1656 года – умер 15 августа 1728 года) – современник Пахельбеля, композитор и исполнитель на виоле-да-гамба. (Виола-да-гамба – старинный инструмент, близок виолончели).

О жизни Маре Марена мало известно: в детстве пел в хоре мальчиков, затем учился игре на виоле да гамба, затем сочинял. Служил при королевском дворце в Версале.

И вдруг – через несколько столетий случилось неожиданное. Сначала зазвучала его музыка, это была пьеса «Колокола святой Женевьевы в Париже». Пьеса стала музыкальным сопровождением в фильме кинофильма нашего бывшего соотечественника Славы Цукермана «Жидкое небо» (США, 1983 год. В советском прокате – «Расплата за разврат»). А через несколько лет вышел кинофильм уже во Франции (1991 год). Он назывался «Все утра мира», создан был по одноименному историческому роману Паскаля Киньяра. И это был фильм, целиком посвященный Марену Маре, его жизни и творчеству.

Роль пожилого композитора исполнил всем известный Жерар Депардье, роль молодого – его сын, Гийом Депардье. Этот фильм называют одним из лучших фильмов о музыке и музыкантах. Лента была удостоена семи почетных премий «Сезар». Фильм рассказывает о годах обучения Маре у строгого учителя, тоже известного французского композитора той эпохи и исполнителя на вилоле да гамба – Сент-Коломбе. В процесс обучения вмешивается любовь…

Отец и сын Депардье замечательно исполнили свои роли. Это, действительно, замечательный фильм с блестящей игрой актеров и прекрасной музыкой.

Как видим, музыка эпохи барокко востребована и сейчас. Но что она из себя представляла, можно будет прочитать в следующий раз.

Автор: Гaля Koнcтaнтинoвa
Просмотров страницы: 309


Теги: европа, германия, франция, музыканты, музыка, история, барокко,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
14:06   Россияне взялись за укрепление дамбы близ затопляемого населенного пункта

14:05   Россиянка отдохнула в Сочи за 267 тысяч и пожаловалась на подносы с объедками

14:05   Минобороны России сообщило о 46 сбитых беспилотниках ВСУ

13:47   «Руки связаны, ноги перемотаны скотчем». В ДНР заявили об обнаружении захоронений мирных жителей со следами пыток

13:44   Стало известно отношение семьи пострадавшего в ДТП с Ефремовым к УДО актера

13:43   Власти Подмосковья рассказали об обнаружении военной техники Украины под снегом

13:37   Фуры застряли в километровых пробках на трассе Тюмень - Омск

13:35   Российские войска взяли под контроль населенный пункт в ДНР

13:34   Матвиенко и Володин оценили идею деколонизации России

13:31   Германия решила помешать изъятию российских активов

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 28.04.2024



Тематические фотоподборки

Купальные костюмы прошлого

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |