DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Культура, искусство, история

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Сегодня дети - завтра народ! Как зарождалась система образования в России?


Сегодня дети - завтра народ! Как зарождалась система образования в России?

«Критериум в том, чтобы учить, соображаясь с потребностями времени» (Л.Н. Толстой). Мало кто знает, что сразу после написания знаменитого эпического романа «Война и мир» Лев Николаевич с увлечением взялся за «Азбуку». В романе история и судьба российского общества переплетены с картинами Отечественной Войны 1812 года, двухсотлетие которой отмечаем мы в этом году.

Азбука графа

«Азбука» же Толстого, которая была издана 140 лет назад, стала тогда событием в педагогике. Она представляла собой свод учебных материалов из четырех книг. То была своеобразная детская энциклопедия, в которой раскрывались основные понятия физики, химии, ботаники, зоологии. Издание возбудило горячие споры. Усовершенствованная автором благодаря замечаниям оппонентов, «Новая азбука» была принята Министерством образования и выдержала свыше тридцати изданий.

Далее Лев Николаевич создал целую литературу для детского чтения. Многие из этих произведений и сегодня входят во все хрестоматии: «Филипок», «Три медведя», «Кавказский пленник». Но то был уже второй период его деятельности как педагога, методический.

Ещё раньше, с 1859 и по 1862 годы, у Толстого время «страстного увлечения педагогическим делом». В эти годы он преподавал в возрождённой им бесплатной начальной школе для крестьянских детей, а также участвовал в создании ещё 20 таких школ в Тульской губернии. Открывая вновь после десятилетнего перерыва свою Яснополянскую школу, он мечтал «спасти тех тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых, которые кишат в каждой школе».

Вояж с пристрастием

Убедившись, что учительство – дело сложное, Лев Николаевич едет в Европу и посещает учебные заведения Франции, Италии, Германии, Англии, Швейцарии.

«Я мог бы написать целые книги о том невежестве, которое видал в школах Франции, Швейцарии и Германии, – пишет он в своём дневнике. – …Видел приюты, в которых четырехлетние дети по свистку, как солдаты, делают эволюции вокруг лавок, по команде поднимают и складывают руки и дрожащими странными голосами поют хвалебные гимны богу и своим благодетелям, и убедился, что учебные заведения города Марселя чрезвычайно плохи».

В школах, которые посетил Лев Николаевич, была палочная дисциплина, применялись телесные наказания, преобладало механическое зазубривание. Побывав в народной школе в Киссенгене, он отметил в дневнике 17 июля 1860 года: «Был в школе. Ужасно… Молитва за короля, побои, всё наизусть, испуганные, изуродованные дети».

Следуя своему горячему и бескомпромиссному темпераменту, Лев Николаевич во время инспекции по европам открыто критиковал хозяев-педагогов, дискутировал с самыми маститыми из них, предлагая своё видение системы образования. Таким образом он, видимо, сумел оставить след на граните европейской системы образования.

Вернувшись домой, молодой граф сделал вывод, что русские находятся в несравненно более выгодных условиях из-за того, что ещё не имеют истории народного образования. «Учесть ошибки Европы нам намного легче, когда наша деятельность ещё и не начиналась», – считал он.

Российские учебные заведения того времени запомнились современникам муштрой, карцерами и наглухо застёгнутыми мундирами. Ну а крестьянских детей учили до этого, в основном, дьячки и отставные солдаты.

Неравнодушный адепт педагогики, он обращает внимание общественности на то, что «школа учреждается не так, чтобы детям было удобно учиться, но так, чтобы учителям было удобно учить. Учителю неудобны говор, движение, весёлость детей, составляющее для них необходимые условия учения». И в школах, строящихся, по его выражению, как тюремные заведения, запрещены вопросы, разговоры и движения. Воспитатель старался окружить своего питомца от влияния мира непроницаемой стеной, только сквозь свою школьно-воспитательную воронку пропуская то, что он считает полезным. Везде влияние жизни не признавалось и заботами педагога было отстранено. Китайская стена школьной премудрости отделяла школу от жизни.

Воспитание, по сути, являлось возведённым в принцип стремлением к нравственному деспотизму. Самое драгоценное по возрасту время ребёнок оторван от тех необходимых условий его развития, которые предоставила ему природа. А он садится противоестественно обездвиженный за парту, и тело его постепенно привыкает к этой непривычной обездвиженности и мышечному застою. И ребёнок уже навсегда вступает в иную колею жизни – пассивную.

Эти возмущения организацией образования и свои взгляды Толстой высказывал на страницах издаваемого им журнала «Ясная поляна», а также в опубликованных статьях «О народном образовании», «О методах обучения грамоте», «Воспитание и образование».


Завершив педагогический вояж, Толстой окончательно утвердился в желании иметь свою школу. Но к идее графа открыть в своём доме бесплатную школу крестьяне отнеслись сначала с недоверием.

Первых учеников было всего двадцать два. Но через несколько недель их количество утроилось. Лев Николаевич верил, что образование не может быть насильственным и что оно должно доставлять радость ученикам.

Не стадо для пастыря, а пастырь для стада

Занятия в его школе начинались утром с перерывом на обед и отдых. Каждый сидел, где хотел – за столом, на подоконнике, на полу, или даже в кресле-качалке мэтра, и мог по желанию приходить и уходить.

Преобладающей формой обучения был не урок в обычном смысле, а свободная беседа с учениками. Заданий домашних – никаких. Содержание обучения изменялось в соответствии с развитием детей, возможностями школы и пожеланиями родителей.

В Яснополянской школе изучали 12 предметов: чтение, писание, грамматику, русскую историю, математику, рисование, беседы из естественных наук, черчение, пение, и.т.д.

Принципиальным отличием школы было её отношение к знаниям и умениям, приобретённым детьми вне школы. Знания эти поощрялись и уважались.

Эта школа была полной противоположностью существующим тогда казённым – и русским, и зарубежным. Но преподавать в такой школе мог далеко не каждый. От педагога требовалось творчество, импровизация и мгновенная реакция на происходящее в классе.

Градус постоянного нравственного и интеллектуального напряжения был чрезвычайно высок.

Что? Где? Когда?

«Всё, что мы желаем осуществить, может осуществиться только в следующих поколениях», – считал Толстой.

Следующие поколения, действительно, очень много сделали для развития образования. Да и существующая система перманентно развивается, следуя потребностям общества, хотя и сегодня не свободна от недостатков.

Сейчас в Европе много славного в системе образования. Например, город Гёттинген, что в Нижней Саксонии, на 20% населен студенчеством. 70 лауреатов Нобелевской премии преподавали или учились в Гёттингене. Его студентами были будущий канцлер Германии Отто фон Бисмарк, а Фридрих Веллер в 1827 году выделил здесь в чистом виде алюминий. Университет, предтечей которого являлась общеобразовательная школа, открытая в 1311 году, великолепен.

А ведь в своё время городские власти целых две сотни лет добивались его создания!

Но нам интересно – какие сейчас в Европе школы?

Школы в Германии – традиционные в нашем понимании, правильные. Все, кроме одной. Правда, её в 2009 году Министерство их образования собиралось закрыть по причине «нестандартности», но… не смогло!

Учителя, педагоги и дети вышли на демонстрацию для её защиты и отстояли своё право учиться «нестандартно». Сейчас она признана лучшей в Германии.

Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг рассказал о школе, в которой учат свободе, равенству, братству не по лозунгам, а на деле.

В Германии, как и везде, есть школы для бедных и есть для богатых, есть для немцев и есть для эмигрантов. Но эта – особенная! Сюда безо всяких конкурсов берут разных детей. По образному выражению директора Вольфганга Фогельзэнгера, будущие каменщики учатся вместе с будущими архитекторами. В дальнейшем это должно им помочь в реальной жизни строить отношения и понимать друг друга.

Здесь упразднены все суровые школьные каноны. Нет ни звонков, ни дневников, ни педсоветов, ни родительских собраний. Скажите, вам это ничего не напоминает?

Вместо оценок – подробный отчёт о достижениях ребёнка. Больше того, пишет о них наравне с учителем сам ученик. Такой радикализм не снился даже и Льву Николаевичу.

Стандартный урок похож больше на нашу интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?»

Приверженцы традиционного обучения из гороно пристают к ним с вопросами: «Почему учитель оценивает не ребёнка, а группу? Почему вместо домашнего задания у детей занятия в школьном цирке и театре?»

А в упоминаемом у Толстого Марселе сейчас действуют пять лицеев-пилотов. Широко известна своими экспериментами и система образования США.

Педагоги всего мира перестают бояться экспериментов. Экспериментальные школы сейчас рассматриваются как важное условие развития школьного образования. Глобальной целью образования является переход от получения суммы знаний к умению работать с информацией и получению навыков жизни.

На родине Льва Николаевича резкий всплеск экспериментальной деятельности пришёлся на рубеж тысячелетий. И сегодня многие российские школы участвуют в эксперименте. Одна из них – Яснополянская школа, построенная в 1928 году младшей дочерью писателя Александрой к 100-летию со дня рождения Льва Николаевича.

Сейчас это Яснополянская гимназия №2 имени Л.Н.Толстого, известная своей издательской и музейной деятельностью, а также научным обществом учащихся. В гимназии школьники постигают навыки самоуправления и участвуют в детском движении «Муравьиное братство».

С 1990 года гимназия включилась в эксперимент по возрождению инновационных идей Толстого. В эксперименте «Школа Л.Н.Толстого», кроме школ Тульской области, участвуют школы Москвы, Воронежа, Находки, Тольятти, Екатеринбурга, Новокуйбышевска, Брянска. Не остались равнодушными Япония, Южная Корея и Беларусь – там тоже обучают в школах по-толстовски.

Взгляды Льва Николаевича часто были противоречивы, но всегда искренни. Известны его расхождения с церковью, что в некоторой степени послужило охлаждению внимания к его заслугам в России. Но читающей публике за нашими кордонами запомнились только три русских классика – Толстой в их числе.

Очень трудно, почти невозможно, разделить всемирную славу Льва Николаевича на составляющие. Большинство ценят его как писателя, другим он известен своими педагогическими изысканиями, а многие признают бесспорными его заслуги прогрессивного мыслителя и гуманиста.

В любом случае масштаб его личности поражает и удивляет до сих пор.

И, без сомнения, многие из читателей, познакомившись с педагогической деятельностью Льва Николаевича, с этой гранью его таланта, откроют для себя нового Л.Н.Толстого, день рождения которого мы отмечаем 9 сентября.

Автор: Cвeтлaнa Cмиpнoвa
Просмотров страницы: 272


Теги: российская империя, писатели, образование, обучение, дети, история,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
17:10   Стало известно об изменениях в российском премиальном авто

17:08   Генсек НАТО ощутил на себе перегрузки

17:07   Спутники России и США сблизились на расстояние менее 10 метров

17:05   Школьница сломала позвоночник в Музее обороны Москвы

17:03   Россиянин получил в Польше 2,5 года тюрьмы по обвинению в шпионаже

17:02   Сценарист «Слова пацана» объяснил популярность сериала у подростков

17:00   Психическое состояние Джастина Бибера обеспокоило его близких

16:56   Полковник назвал слабые места переданных Украине ракет ATACMS

16:55   Осужденный в Нидерландах футболист «Спартака» задолжал в России

16:55   Путин рассказал о снижении инфляции

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 25.04.2024



Тематические фотоподборки

Уличные картины Финтана Мэги

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |