DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Культура, искусство, история

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Как был возрожден храм Христа Спасителя


Как был возрожден храм Христа Спасителя

В честь славных побед русского оружия на Руси традиционно возводили храмы, становившиеся памятниками воинской славы. Подобное решение было принято и на завершающем этапе Отечественной войны 1812 года. Император Александр I из нескольких предложенных проектов храма Христа Спасителя выбрал разработанный архитектором А.Л. Витбергом.

Задумка была грандиозной – создать на Воробьевых горах, в месте, от которого открывается вид на всю Москву, большой храмовый комплекс в стиле ампир, с колоннадами, спусками к Москва-реке и широкой каменной набережной. Уже 12 октября 1817 года состоялась закладка храма.

Казалось, что строительство развивается вполне успешно, но вскоре оно затормозилось. Место для храма было выбрано хоть и красивое, но весьма неудачное. Близость грунтовых вод и частые подвижки почвы сводили на нет усилия строителей. К тому же, Витберг оказался крайне плохим администратором, на стройке процветало казнокрадство и серьезные злоупотребления, допускались непредусмотренные проектом упрощения и различные упущения. В конце концов строительство остановилось, а руководившего им архитектора сослали в Вятку.

К идее возведения храма-памятника вернулись в период царствования Николая I. В 1832 году был утвержден новый проект храма в русско-византийском стиле, подготовленный архитектором К.А. Тоном, академиком Императорской академии художеств. Тон был автором возведения многих удачных крупных объектов, включая дворцы и храмы. Но в этот раз амбиции явно превысили талант. Возможно, свою роль сыграло и требование Николая I, чтобы храм был обязательно в «древнерусском» стиле, но при этом большого размера. В результате был спроектирован громадный храм, высотой более 100 метров, увенчанный куполом, диаметр которого превышал 25 метров, и четырьмя небольшими колоколенками по углам здания. Архитектор, взяв за основу промеры старинных церквей, увеличил их в несколько раз. В результате новый храм получился тяжеловесным, а его характерными особенностями стали величие и грандиозность, но в нем начисто отсутствовали изящество и устремленность ввысь, свойственные древнерусским церквям.

Для храма лично императором было выбрано новое место, теперь его планировали возводить на Пречистенской набережной на месте Алексеевского женского монастыря и церкви Всех святых, которые предстояло снести. Закладка храма была проведена в 1839 году в присутствии императора, лично уложившего в основание храма закладную доску.

По сравнению со своим предшественником, Тон оказался хорошим администратором, и строительство продвигалось успешно. Главным строительным материалом был белый известняк, который привозили из-под Коломны. Уже в 1846 году строители закончили возведение свода главного купола. Значительное время заняла облицовка храма камнем благородных пород, сооружение глав и кровли. Только в 1860 году строительные леса были, наконец, сняты, и москвичи увидели величественный храм со сверкающими на солнце куполами.

Работы в храме продолжались еще более 20 лет. В его росписи принимали участие многие известные живописцы того времени, в том числе В.П. Верещагин, В.И. Суриков, Г.И. Семирадский, П.С. Сорокин, В.Е. Маковский, А.И. Корзухин, И.М. Прянишников. В изготовлении горельефов, которыми был украшен храм, участвовал скульптор П.К. Клодт.

Основные работы в храме были закончены к 1883 году, и 26 мая храм Христа Спасителя был освящен в присутствии императора Александра III. Летом того же года в храме были освящены два придела – во имя святого Николая Чудотворца и во имя святого Александра Невского. Начали регулярно проводиться богослужения. Храм Христа Спасителя стал одним из основных центров религиозной жизни России. В конце лета 1917 года в нем проходил Поместный Собор, на котором после 200-летнего перерыва вновь был избран святейший патриарх (Тихон), позднее причисленный Церковью к лику святых.

Созданный в честь победы в Отечественной войне 1812 года, храм Христа Спасителя стал крупным памятником-музеем, в котором хранились реликвии и память о величайшем событии в истории Отечества. В нижнем коридоре храма было укреплено 177 мраморных плит, на которых в хронологическом порядке описывалось 71 сражение, прошедшее на территории России в 1812 году, и 87 заграничных сражений, а также тексты основных манифестов, связанных с событиями тех времен. В специальных мраморных киотах были установлены двенадцать особо почитаемых икон, имевших какое-либо отношение к событиям войны 1812 года и заграничных походов 1813-14 годов.

В послереволюционное время храм продолжал работать, хотя содержать только на средства верующих столь грандиозное здание было весьма затруднительно. Окончательно судьба храма Христа Спасителя была решена в 1931 году, когда место, где он был размещен, выбрали для строительства Дворца Советов. В июле специальная комиссия от Комиссариата народного просвещения стала отбирать в храме предметы и ценности, подлежащие музеефикации. В августе храмовую территорию обнесли забором, начались работы по разборке храма Христа Спасителя и вывозу всего, что подлежало передаче в Гохран, музеи или на переработку и утилизацию. Когда было вынесено все, что представляло хоть какую-то ценность, храм 5 декабря 1931 года был взорван.

Грандиозным планам строительства на месте снесенного храма Дворца Советов сбыться было не суждено, начавшиеся работы были прекращены в связи с войной, а заготовленные для монтажа металлические конструкции отправлены на нужды обороны. После окончания войны строительство уже не возобновили, а к началу 60-х годов на месте снесенного храма соорудили открытый плавательный бассейн «Москва».

Во второй половине 80-х годов прошлого века в СССР началось широкое обсуждение возможности возрождения храма Христа Спасителя. В начале 90-х годов на различных уровнях уже принимались решения, направленные на ликвидацию бассейна и воссоздание храма. В сентябре 1994 года началась разборка бассейна «Москва», а 7 января 1995 года, когда в стране отмечали Рождество Христово, патриарх Московский и всея Руси Алексий II после торжественного молебна заложил камень и памятную доску в фундамент восстанавливаемого храма. В этот же год на Пасху в возрождаемом Храме Христа Спасителя состоялось первое богослужение.

Строительство храма, за которым с интересом следила вся страна, проводилось невиданно быстрыми темпами. Уже к концу 1999 года в храме были закончены росписи и внутреннее оформление, которые выполнялись известными художниками и скульпторами под руководством Российской академии художеств, и проведено малое освящение. А 19 августа 2000 года патриархом Алексием II было совершено Великое освящение храма Христа Спасителя, ставшего главным храмом Русской православной церкви.

В воссозданном храме Христа Спасителя и расположенной при нем Преображенской церкви снова горят лампады и свечи, ежедневно проводятся богослужения, совершается великое таинство общения человека с Богом.


Проект Храма Христа Спасителя, предложенный архитектором А.Л. Витбергом


А.А.Тон. Храм Христа Спасителя


Ф.А. Клагес. Внутренний вид храма Христа Спасителя в Москве. 1883 год.


Открытие памятника императору Александру III возле Храма Христа Спасителя. 1912 год


Разрушение Храма Христа Спасителя

Автор: Bлaдимиp Poгoзa
Просмотров страницы: 256


Теги: православие, храм, строительство, москва, история,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
07:00   Назван способ получить налоговый вычет с бьюти-процедур

07:00   В Госдуме высказались о новой схеме мошенников к 9 Мая для обмана пенсионеров

07:00   В Германии обратили внимание на запрос Москвы к Берлину о терактах в России

06:59   В России призвали украинцев повернуть западное оружие против Зеленского

06:55   В России исключили антибиотики из стандарта лечения ОРВИ

06:52   В Госдуме призвали украинцев повернуть американское оружие против Зеленского

06:48   В Херсоне усилились облавы украинских военкоматов

06:40   Экс-разведчик допустил участие французских агентов в боях за Мариуполь

06:37   МЧС предотвратило прорыв дамбы в российском регионе

06:37   Командир «Ахмата» допустил новый удар ВСУ по Крымскому мосту

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 25.04.2024



Тематические фотоподборки

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |