Как писать фантастику, или Пособие для Улучшанского
Неправильно считать, что советы «как надо писать» должны давать те, кто пишет. Ведь в конечном счете пишут-то они для читателя. Значит, читатель со стажем должен понимать в этом вопросе не меньше. А может и больше. Во всех других отраслях интересоваться мнением и запросами потребителя считается нормально и полезно, и только в литературе мнение этого самого потребителя (то есть именно что читателя) считается чем-то пренебрежимо малым и незначительным. Нормально ли это? Нет, это ненормально. Потому что писатель, вооруженный буквально тоннами презрения к мнению читателя, закончив книгу, начинает жадно отслеживать отклики, частоту посещений странички, заводит гостевую книгу и вообще яростно интересуется реакцией этого самого презренного потребителя. Да и вообще – чтобы оценить вкус яичницы, совершенно не обязательно самому уметь нести яйца.
Итак, приступим. Чтобы читатель полюбил, а издатель (вследствие этого) закупил, писать надо: а) артистично, б) быстро, в) внятно г) грамотно, д) доступно... и так до я) ярко. А что для этого надо? - спросите вы. И я, как читатель со стажем, отвечу: сюжет, сюжет и еще раз сюжет. Грамотность вам дадут словари и спеллчекеры, быстрота придет со временем (осваиваем быстрый набор), артистизм или есть или его нет, а внятность зависит от ясности в голове. Для усугубления же и кристаллизации замысла в голове очень помогает структурирование сюжета. Чтобы пишущий четко представлял себе: что он хочет написать и чем все должно закончиться. И чтобы читающие его читатели достигали катарсиса не менее трех раз за страницу!
Все помнят (а кто не помнит, тот идет в угол... то есть пить витамины и записываться в библиотеку) замечательное пособие, которое составил Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей для незадачливого Ухудшанского. Называлось оно "Торжественный набор" и были там флаги, стяги, трактора, зубовный скрежет капитализма и прочее, несозвучное нашей эпохе. Нам это не надо - не наш набор реалий, - но тем не менее, метод хорош. Вот я и думаю: а не составить ли нам нечто подобное?
Для начала разомнемся на литературе фантастической. Опять же и писать ее легче, и любителей (фанов) у нее уж побольше, чем у классики. Структуризация сюжета в данном случае такова: раз это фантастика, значит, глобально сюжетов может быть только два:
А) Фантастическое изобретение и его влияние на реальность Б) Кто-то куда-то летит.
Начнем с последнего. Куда лететь - вариантов опять только два: или на Землю прилетают пришельцы, или земляне летят в космос. Рассмотрим детально (следите за руками):
1. Мы летим к ним
1.1.Они опережают нас по развитию науки: ..1.1.1. Мирное течение сюжета - обмен опытом (не встречается) ..1.1.2. Конфликт: .....1.1.2.1. Наших хотят пустить на опыты .....1.1.2.2. Не замечают или квалифицируют как помеху
1.2 Земляне опережают их ..1.2.1. Мирное течение сюжета - мы несем им свет знаний (не встречается) ..1.2.2. Конфликт: ......1.2.2.1. Обстрел из луков и пр. враждебное отношение к нашим астронавтам .........1.2.2.1.1. Земляне отступают .........1.2.2.1.2. Земляне усмиряют аборигенов: ..............1.2.2.2.2.1. Успешно ..............1.2.2.2.2.2. Безуспешно ..............1.2.2.2.2.3. Мы думаем, что успешно, а ни фига ..1.2.3. Земляне сами становятся аборигенами (желтеют, зеленеют и пр.) ..1.2.4. Земляне женятся на аборигенках и вливаются в пасторальную жизнь
2.Они прилетают к нам
2.1. Они прибыли с миром: ..2.1.1. Земляне радостно встречают пришельцев (практически не встречается) .....2.1.1.1. Счастливый обмен знаниями .....2.1.1.2. Пришельцы помирают от земных болезней ..2.1.2. Земляне плохо встречают пришельцев: .....2.1.2.1. Уничтожают пришельцев сразу .....2.1.2.2. Сразу не выходит - начинается война .....2.1.2.3. См. п. 2.1.1.2 .....2.1.2.4. Им только и надо было, что какое-то вещество ........2.1.2.4.1. Получив его, они улетают. ........2.1.2.4.2. Убеждаются, что у нас его нет и улетают ........2.1.2.4.3. Без этого вещества улететь не могут и дохнут со скуки
2.2. Они хотят нас завоевать: ..2.2.1. Открытым нападением .....2.2.1.1. Они побеждают ........2.2.1.1.1. На земле зреет искра Сопротивления ........2.2.1.1.2. См. п. 2.1.1.2 ........2.2.1.1.3. Земляне исчезают как раса, остаются лишь роботы и собаки .....2.2.1.2. Мы побеждаем: .........2.2.1.2.1. Пришельцы изгнаны вон .........2.2.1.2.2. Пришельцы приспособлены для наших хознужд ......2.2.1.3. Они думают, что победили, а ни фига .........2.2.1.3.1. Они со временем расслабляются и теряют победу .........2.2.1.3.2. См. п. 2.1.1.2.
..2.2.2. Тихой сапой .....2.2.2.1. Внедряясь в мозг или маскируясь под людей .....2.2.2.2. Подкупом и совращением ..2.2.3. Пришельцы сначала накидываются, а потом видят, какие мы хорошие .....2.2.3.1. Все мирятся .....2.2.3.2. См. п. 2.1.1.2
3. Никто никуда не долетел: ..3.1 Астронавты передрались в дороге ..3.2. Нападение космических пиратов ..3.3. Сломался корабль ..3.4. Прилетели, а там то же самое.
4. Прилет на необитаемую планету: ..4.1. Планета ранее была обитаема: .....4.1.1. Аборигены вымерли от старости и болезней .....4.1.2. Поубивали друг друга .....4.1.3. Спят в замороженном виде .....4.1.4. Представляют собой сиреневые цветочки (кристаллы, минералы и т.д.)
..4.2. Вообще необитаемая планета .....4.2.1. Земляне радостно осваивают ресурсы .....4.2.2. Экипаж свергает капитана и остается там жить
Второй сюжет - фантастическое изобретение. Описывается изобретение (в меру технических знаний автора) и его воздействие на реальность. Как правило, ничего хорошего не выходит. Вечный хлеб затапливает пол-Земли, таблетки бессмертия похищают жадные олигархи и гангстеры, машину времени используют для биржевых спекуляций и т.д. Очень удобно для разоблачения людских пороков: мол, чего ни дай, все равно наворотят черт-те чего и передерутся.
В таком вот аспекте. Думаю, что по этой схеме уже нетрудно написать мало-мальски приличный романчик. А, да! Мы ж забыли про фэнтези! Ну, там все просто. В отличие от разветвленной и сложной сети сюжетов для сайенс-фикшн, у фэнтези сюжет всего ОДИН: некий недотепа, лузер и бездельник непонятно как попадает в Волшебную Страну, где его отчего-то все считают всесильным магом. И, соответственно, прикапываются к нему с разными желаниями. Приходится ему выкручиваться и выпутываться, в результате чего он к концу первой книги таки становится Всесильным магом и завоевывает всю эту Волшебную Страну, с которой ни бельмеса не знает, что ему поделать. В остальных семи-восьми томах сериала (фэнтези пишутся только многотомными сериалами) все это пережевывается и перетасовывается до тех пор, пока и читателю и автору окончательно не осточертеет. Отличие одного сериала от другого заключается только в антураже этого самого волшебного мира, но и там вариаций не так много: или это упыри, волхвы, Змеи-Горынычи и богатыри, или друиды, эльфы, тролли, гоблины и гномы. Вот, собственно, и все.
Примечание. Для тех, кто пожелает объяснить мне, что хорошая литература так не пишется и ее в рамки не загнать, поясняю: в каждой шутке есть доля шутки.
Автор: K. Ю. Cтapoxaмcкaя Просмотров страницы: 275
|