DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Школа жизни, советы, обучение

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Чем знаменит Кирилло-Белозерский монастырь?


Чем знаменит Кирилло-Белозерский монастырь? Неподалеку от Вологды на берегу Сиверского озера раскинулся дивный град с высокими башнями и мощными стенами, над которыми видны стройные главки многочисленных церквей и густые кроны деревьев. Это Кирилло-Белозерский монастырь – знаменитый памятник истории и культуры Древней Руси, ныне музей. Особенно красив ансамбль летом, в золотисто-розовом мареве белой ночи: как бы поднимаясь из озерных вод, он кажется фантастическим видением...

Возник этот чуду подобный град 600 лет назад. В 1397 г. монах московского Симонова монастыря Кирилл, ища «место уединенное, тесное и жесткое», удалился на Север и остановил выбор на лесном пригорке у озера. Кирилл выкопал землянку и поставил деревянный крест. Молва о его благочестивой жизни привлекла к нему монахов, и вскоре на берегу поднялась деревянная церковь Успения Богоматери.

Кирилл происходил из боярского рода Вельяминовых и был заметной фигурой в политической жизни Руси. Известны его послания сыновьям Дмитрия Донского, проникнутые идеей централизованного государства. Монастырь быстро креп: к началу XVI в. ему принадлежали лучшие земли Белозерья.

За сто лет здесь вырос целый город. В 1497 г. ростовский мастер Прохор возвел каменный Успенский собор. В 1554 г. возник придел Владимира – небольшой храм над могилой героя Казанского похода воеводы В. И. Воротынского, сосланного Иваном Грозным в монастырь.


Появление усыпальницы вызвало бурный протест царя. В послании братии он гневно восклицал: «А вы се над Воротыньским церковь есте поставили? Ино над Воротыньским церковь, а над чудотворцем нет!» Могила Кирилла в то время еще не была оформлена. В 1585 г. симметрично Владимирскому был сооружен придел Кирилла. Позже появились одноэтажная паперть и другие пристройки, заметно исказившие облик собора.

Главную красоту интерьера собора составляют иконы и стенопись. Собор расписан в 1641 г. На северной стене сохранился своего рода автограф: «Подписывали иконное стенное письмо Любим Агеев со товарищи». Любим Агеев – один из лучших художников того времени; он возглавлял артель, расписавшую в 1640 г. церковь Николы Надеина в Ярославле, а в 1643-м участвовал в украшении Успенского собора Московского Кремля.


В 1650 г. были заново украшены соборные паперти. Выдержанные в спокойных охристых тонах фрески покрыли своды, стены, откосы окон сплошным многоцветным ковром. Авторы их – «ярославцы... Иван Тимофеев да Савастьян Дмитриев сын со товарищи». Первый почти неизвестен, а второй упоминается в разных источниках: работал в Архангельском соборе Московского Кремля, расписывал Успенский собор в Ростове Великом, создавал иконы в Ярославле. Из двух композиций западной паперти особенно интересно «Успение». Сюжет традиционен: в верхней части фрески изображены на облаках коленопреклоненные ангелы, в нижней – Богоматерь на смертном ложе, печально склонившиеся апостолы и Христос.

Кирилло-Белозерский монастырь, "Новый" собор
Основа декоративного убранства собора – огромный иконостас. Первоначально он насчитывал 4 яруса икон. В XVII в. прибавился пятый и появились новые царские врата с чеканным окладом из серебра. Наиболее чтимым образом было «Успение», которое приписывали Андрею Рублеву. Оно близко его манере своей лиричностью, изяществом, просветленностью ликов, гармоничным сочетанием цветов. Но архаичность форм указывала на то, что это работа другого мастера. Выяснилось, что в работе принимали участие и москвичи, и новгородцы. Творческое общение помогло художникам органично соединить два самобытных направления живописи Древней Руси.

В Успенском соборе хранилась и икона «Кирилл Белозерский», созданная в 1424 г. Дионисием Глушицким. На ней изображен кряжистый старик с окладистой бородой и приветливым лицом. Его фигура чем-то сродни стволу дерева. Такие твердо стоящие на земле люди обычно и устремлялись на Север: прокладывали дороги, корчевали леса, основывали монастыри и в случае необходимости брались за оружие. Так как известно, что Дионисий писал этот образ со здравствующего игумена, можно рассматривать икону как один из первых своеобразных портретов в русском искусстве.

Строительство и украшение Успенского собора подняло авторитет обители. Каменные храмы встают один за другим. В 1519 г. сооружается трапезная палата с церковью Введения. Через 10 лет возводятся два храма на вклад великого князя Василия III, у которого родился долгожданный сын – будущий Иван Грозный. Один в честь Иоанна Предтечи, другой – архангела Гавриила. Сооружения эти положили начало Ивановскому монастырю. В их архитектуре нашли отражение новые черты, что привнесли итальянские мастера, которых Иван III пригласил для работы в Кремле. Особенно отчетливо это сказалось в интерьере Гаврииловской церкви.

Интересен комплекс XVI-XVII вв. – здание Казенной палаты и Святые ворота с церковью Иоанна Лествичника. Расписывали ворота местные мастера – старец Александр с учениками Омельяном да Никитою в 1585 г. Как и знаменитый Дионисий, они пользовались здешними земляными красками. О мастерстве художников-миниатюристов говорят лицевые рукописи – наиболее ценные из них хранятся в музеях Санкт-Петербурга. Монастырская библиотека была предметом гордости братии: тут находились многие редчайшие рукописи: древнейший список «Задонщины», многочисленные летописи...

Кирилло-Белозерский монастырь, Успенский собор
Кириллов монастырь являлся не только средоточием духовной и культурной жизни Белозерского края, но и ремесленным центром. Здесь были мельницы, житницы, конюшни, кузницы, кожевни... Наибольшее значение имела обработка дерева, особенно резьба. Иногда монахи целыми возами отправляли в другие области украшенную резным узором посуду.

В XVI в. монастырь обнесли каменной стеной с башнями. Ограда была невысока, и в 1610 г., когда началось польско-шведское нашествие, пришлось срочно надстраивать ее.

Однако первое нападение врага в августе 1612 г. застало братию врасплох. Взять крепость захватчики не смогли, но нанесли большой урон хозяйству: пожгли села и службы, забрали припасы и угнали скот. Урок был усвоен – монахи и стрельцы готовились к новым столкновениям.

В декабре неприятель вновь появился у стен моныстыря. Приступ начался с двух сторон. Враги пытались поджечь монастырь «огненными стрелами», чтобы отвлечь часть защитников на тушение пожара. Но осажденные бились «накрепко» и отбили штурм, длившийся несколько часов.

Часть «воровских людей» утонули в озере, а их предводитель пан Песоцкий был убит. Так же было отбито нападение врагов в 1614 г. Таким образом, «кирилловское сидение» стало заметным вкладом в общерусскую борьбу с захватчиками. Оправиться от разорения монастырь смог лишь к 1630-м годам. Тогда возобновляется каменное строительство.

А в 1654 г. Кириллов град начинает опоясываться новыми стенами. Работы возглавил «городелец Онтон Грановский» – авантюрист Жан де Грон. Зная западные крепости с их системой бастионов, он думал возвести нечто подобное и здесь. Но монахи послали челобитную царю с просьбой возвести стены так, «как у Троицы в Сергиевом монастыре город строен». Грановский был отстранен, и во главе работ встал местный зодчий Кирилл Серков.

После возведения Нового города обитель стала главной цитаделью Руси на подступах к Белому морю. Высота стен равнялась 10 м, ширина – 7 м, диаметр башен достигал 20 м – бесподобное соединение строительного мастерства и красоты.

Автор: Карина Бахтадзе
Просмотров страницы: 296



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
01:33   Полиция проверяет сообщение о минировании посольства России в Бразилии

01:26   Блинкен завершил визит в Китай

01:20   Судно получило повреждение в результате ракетного удара близ Йемена

01:10   Бывшая жена Венсана Касселя показала фигуру в бикини и юбке из сетки

01:07   В Раде заявили о нехватке у ВСУ вооружений и солдат

00:57   Российский депутат стал фигурантом дела об участии в нежелательной организации

00:54   Защита популярного российского блогера попросила изменить ему меру пресечения

00:51   Мэр Харькова сообщил о взрывах в городе

00:47   Сценарист «Слова пацана» рассказал о работе над сериалом

00:45   Минфин обсудит исключение семей с высокими доходами из льготной ипотеки

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 27.04.2024



Тематические фотоподборки

Странные и шокирующие фонтаны мира

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |