Как научить ребенка добиваться своего в учебе
В начале года у школьников, как правило, много энтузиазма: и это я сделаю, и здесь подтянусь, и еще что-то начну. А к середине второго полугодия выясняется, что многое так и не реализовано.
Да, добиться успешных перемен не так-то просто. Для этого необходимы вера в себя и умение прилагать усилия. Как трудно научить этому ребенка! А может, мы просто не с того начинаем?
Настраивать детей на успех любой ценой — дело не очень-то благодарное. В последнее время наша жизнь и так излишне ориентирована на его внешние проявления. А это вещи изменчивые. То, что имеешь сегодня, может не устраивать тебя завтра. Чтобы остаться на волне, приходится постоянно что-тодоказывать себе и другим. Такая гонка не способствует удовлетворению от жизни.
Елена Сергиенко, завлабораторией Института психологии РАН, доктор психологических наук, профессор считает: «Успех любой ценой, как правило, определяется материальными ценностями — деньги, социальное положение — и предполагает отказ от собственной индивидуальности. Но у человека есть внутренние критерии успеха — интерес и личностный рост. При отсутствии равенства между внутренним и внешним — ребенка настраивают на экономику, а у него гуманитарные склонности — возникают проблемы. Счаст-лив тот человек, у которого внешние победы ориентированы на внутренние критерии. Об этом полезно говорить с детьми».
Татьяна Авдулова, доцент кафедры возрастной психологии МПГУ говорит: «Гораздо продуктивнее ориентировать ребенка не на успех, а на удовлетворение: „Мне нравится то, чего я добился- независимо от результатов других людей“. Тогда при достижении цели возможно сотрудничество со сверстниками, совместное творчество. А при стремлении быть лучшим каждый сам за себя».
Правила успешных перемен
Ищем мотивацию
«Ругать за неудачи бесполезно. Дети либо отключаются, либо считают, что они все равно плохие и нет смысла стараться. Чем раньше взрослые перейдут от порицания к поддержке, тем лучше будет результат», — объясняет Надежда Монастырская, психолог центра «Здоровье человека».
Очень важно не пропустить внутреннюю увлеченность ребенка и обязательно отмечать его старания. «Подскажите, что у него получается, — советует Елена Сергиенко. — Например: «Как ты хорошо рисуешь!» Не «лучше всех», а именно «ты». Если школьнику нравится что-то одно, скажем, химия, и он научится получать удовольствие от маленьких успехов, желание прилагать усилия в других областях тоже появится.
Подросткам полезно показать ближайшие перспективы: «Если ты сейчас приобретешь такие знания, то в будущем можешь их использовать».
Строим планы
Предложите вместе подумать и разобраться, почему не удалось реализовать задуманное, ведь причины бывают разные. «Давай мы попробуем спланировать твою неделю, день (чем меньше школьник, тем меньше срок)». Старшим предложите периодически засекать время. Такой опыт порой помогает открыть удивительные вещи: поездка до музыкальной студии — это не только 10 минут на автобусе, но еще и путь до остановки и от нее, ожидание транспорта и т. д. А на подготовку к английскому, оказывается, уходит не полчаса.
Расставляем приоритеты
Когда времени катастрофически не хватает, важно расставить приоритеты — определить, что действительно важно, а от чего можно отказаться. «Учите детей ориентироваться в своем физическом состоянии, — советует Елена Сергиенко. — Ведь часто они не понимают, что запланировали слишком много. Расскажите, что нашему организму свойственны определенные особенности, с которыми необходимо считаться: потребность спать, есть, периодически отдыхать и т. д., иначе он отвечает не только усталостью, но и болезнями. Если отдохнуть и позволить себе отоспаться, то за два часа можно сделать задание, с которым уставший человек промучается все пять».
Решаемся начать
«Если трудно включиться в работу, особенно младшим школьникам, начать лучше с простых заданий, — советует Надежда Монастырская. — Полученный результат даст необходимый толчок».
Кому-то помогает доброжелательное понукание: «Ну давай, попробуй», «Начинай, уже пора». А кому то, особенно подросткам, — эмоциональное заражение, когда человек своим примером показывает, как здорово этим заниматься. «Лучше всего найти юношу или девушку, увле-ченных такой же идеей, что и ваши дети: авторитет взрослых для подростков менее значим, — советует Татьяна Авдулова.-Либо увлекайтесь сами».
Прилагаем усилия
Взрослые порой не замечают ступенек на пути к успеху: «Что ты возишься с подробностями про млекопитающих? Чтобы получить пять, достаточно общих сведений!» В то же время большая ответственность складывается из маленьких шагов. Их важно отмечать и поддерживать: «Молодец, ты старался, сделал задание так хорошо, как только мог!» Полезна и ориентация на интерес: «Не нравится учить текст, но как приятно выступать, когда ты его знаешь!» «Необходимо не только поощрять усилия, но и требовать, чтобы их прилагали, — отмечает Елена Сергиенко. — А сами требования должны быть последовательны, понятны и немногословны». И не забывайте: дети воспринимают не то, что родители говорят, а то, что делают. Нельзя заставить ребенка учить уроки, если мама постоянно смотрит телевизор.
Организуем везение
В нашей культуре успех нередко связывается с везением. Если в семье постоянно говорят об этом, ребенок вряд ли захочет стараться и чаще будет испытывать разочарование. Елена Сергиенко советует: «Меняйте акценты: «Ты постарался, и тебе повезло!» Удача — это организация случайностей, ее степень соотносится со степенью приложенных усилий. Предлагайте ребенку подумать об этом: «Нам повезло, что мы попали на хороший фильм, или это результат наших усилий?»
Разглядываем
Надежда Монастырская считает: «Информацию полезно визуализировать: написать план своих действий, нарисовать флажки рядом с тем, что получилось». «Иногда детям трудно понять, зачем нужны усилия. Тем не менее они ждут, что в будущем все само собой сложится. Предложите представить картинку этого будущего: „Опиши, как будет, когда все получится“. Разобравшись, как должно быть, легче понять, что требуется для достижения цели», — говорит Татьяна Авдулова.
В гармонии с собой
В списке обязательств и достижений должны быть права (на отдых и т. д.). Если не остается времени на то, чтобы радоваться жизни, чувствовать и общаться, не исключено, что в дальнейшем человеку либо захочется все бросить и наверстать упущенное, либо он так и будет ориентироваться на «потом», не умея радоваться настоящему. «Подросткам полезно оставаться наедине с собой. Это позволяет мечтать, понимать самого себя и свои желания. Конечно, так происходит не всегда. Порой они действительно ничего не делают. И все же родителям важно поддерживать минуты безделья, надеясь, что это время отдано внутренней работе сына или дочери», — комментирует Татьяна Авдулова.
Меняем минус на плюс
Негативный опыт помогает преодолевать трудности. Обсуждайте это с детьми. Елена Сергиенко считает, что и о несправедливости жизни необходимо разговаривать, особенно с подростками, чтобы она не оказалась для них непереносимой неожиданностью. Допустим, кто-то нечестно попал в институт: «Да, это так, но нужно иметь терпение и веру в свой будущий успех. Ты же не знаешь, чем обернется эта несправедливость. А твои усилия рано или поздно принесут плоды, потому что они заработаны». Хорошо помогают истории из собственной жизни.
Автор: Юдинa Cвeтлaнa Просмотров страницы: 259
|