Основные правила организованной конкуренции в компании
«Я пришла в компанию страховым агентом, — рассказывает Полина Едукова. — Мое начальство активно насаждало конкуренцию в отделе. Отслеживались малейшие промахи сотрудников — дошло до того, что на сайте клиенты могли проголосовать за работника, выставив ему оценку. Ежемесячно выбирался лучший сотрудник, а худший — увольнялся. Уже через пять недель я начала подыскивать себе новое место: из-за постоянного напряжения я перестала спокойно спать и пила успокоительные».
Эксперты не дают однозначного ответа на вопрос, хороша или плоха конкуренция. «Есть подходы в оргконсультировании, когда искусственно выстроенная конкуренция помогает не только наладить взаимодействия внутри компании, но и частично оптимизировать расходы, — говорит директор Центра управленческих компетенций Вероника Ярных. — На мой взгляд, создание конкуренции скорее мешает: совместное решение задач более способствует результативности и благоприятной обстановке в компании. Хотя не могу не отметить, что в некоторых ситуациях конкуренция вполне уместна, так как заставляет людей мобилизоваться и работать максимально результативно».
Соперничество может быть оправданно в отделах продаж, в развитии кадрового резерва, в мотивационных программах признания и конкурсах. «Здоровая конкуренция — это хорошо, — считает руководитель отдела карьерного консультирования центра „Гуманитарные технологии“ Анна Мухина. — Человеку свойственно сравнивать себя с окружающими и формировать на основе этого самооценку. К тому же любая компания заинтересована в достижении максимального результата, а конкуренция этому способствует».
Однозначно отказываться от инструментов соревнования не стоит. Конкуренция должна формироваться сверху, а ее правила — четко определены. Ниже мы расскажем об основных принципах здоровой конкуренции.
Объясните правила
Если вы не испугались возможных негативных по-следствий и все-таки решили подогревать конкуренцию в своей компании, не забывайте, что борьба не должна выйти из-под контроля. Грамотно организованное соперничество строится на нескольких основных правилах, главное из которых — прозрачность.
Процедура выбора лучшего сотрудника из нескольких кандидатов должна быть проста и понятна, иначе не избежать подозрений в предвзятости. Преж-де всего определите, по каким критериям вы хотите сравнивать сотрудников. Любое соревнование становится бессмысленным, если игроки не знают правил. «Главный принцип грамотной конкуренции — объяснение сотрудникам ее цели: какие задачи компании мы решаем через этот инструмент, какие выгоды получит выигравший и т. д.», — говорит Вероника Ярных.
Определите конкурентов
Сравнивайте сотрудников с одинаковым или максимально схожим функционалом. Ситуация, когда сотрудники или руководители совершенно разных отделов начинают конкурировать между собой, говорит только о том, что в компании нет четкого разделения зон ответственности между отделами.
Сотрудники должны понимать, что соперничают не друг с другом, а ради общего блага. «Внутрикорпоративная конкуренция — это не борьба за выживание, — говорит Анна Мухина. — Успех коллеги должен рассматриваться сотрудником не как повод для зависти, а как возможность добиться гораздо лучших результатов».
Сформулируйте четкие критерии оценки
Показатели, по которым сотрудники соревнуются, должны быть такими, чтобы не возникало трудностей при их подсчете. Результаты должны легко переводиться в цифры — только в таком случае они могут быть абсолютно точными, а борьба — справедливой.
Не стоит намеренно создавать конкуренцию за улучшение только по одному показателю. В таком случае сотрудники могут просто отмести остальное из-за недостаточной значимости, и в результате будет страдать скорость, объем либо качество работы — в зависимости от того, какой признак вы сделаете приоритетным.
«Мы не успевали сдать важный проект, и я решил справиться с проблемой, объявив вознаграждение сотруднику, который как можно быстрее сделает свою работу, — рассказывает event-менеджер Андрей Соболев. — План полностью провалился. „Победитель“ сдал задание раньше других, но совершенно забыл о качестве. Остальные так погрузились в процесс, что „забили“ на другие проекты, и когда один из заказчиков явился за готовой работой, нам было нечего ему предложить. Но я сделал для себя выводы, и теперь соревнования в отделе проводятся только в виде тендера на лучшую идею. Это отлично работает».
Не затягивайте соревнование: чем дольше длится борьба, тем сложнее осуществить подсчет результатов и подвести итоги. Оптимальный срок для проведения одного соревнования — не более месяца.
Умейте поощрять
«Если вы устраиваете конкурсы между сотрудниками, продумайте как можно больше номинаций, — рекомендует Анна Мухина. — Премировать нужно даже самое маленькое достижение. Главное — дать почувствовать сотруднику, что его усилия отмечены. Это повысит его лояльность».
«Однажды в компании объявили конкурс на лучший отдел — директор пообещал победителям „нечто особенное“, — делится историей маркетолог Игорь Князев. — Каждый из нас забыл покой и сон: масла в огонь подливал и наш непосредственный начальник, вслух делившийся мечтами о прибавке к зарплате, огромной премии и турпутевках на Гоа. Мы выиграли звание лучшей команды года, и, как вы думаете, что мы получили? Грамоту со словами благодарности и набор канцпринадлежностей! Естественно, никто из нас даже не пытался выделиться во время следующего соревнования». Победа в соревновании должна поощряться адекватно. Разумеется, руководство хочет добиться наилучших результатов с минимальными затратами, но скупиться на мотивации сот-рудников не стоит.
Помните об основных принципах корпоративной конкуренции.
Объясните сотрудникам цели соперничества и правила, по которым им придется играть. Поощрение должно быть значимо для всех участников. Придумайте как можно больше номинаций для чествования работников.
Ильина Александра
Просмотров страницы: 264
|