Оскорбление от подчиненного — повод для увольнения?
Нападающий сборной Франции по футболу Николя Анелька оскорбил тренера Раймона Доменека в нецензурной форме. Тот спокойно промолвил: «Хорошо, ты теперь свободен», после чего игрок был отчислен из сборной.
Прочь эмоции
«В первый год работы на руководящей должности со мной произошла неприятная история, — делится опытом предприниматель Валерий Тимофеев. — Мы с моим заместителем привыкли общаться по-приятельски. Постепенно в наших отношениях исчезла какая-либо субординация. Мой зам — человек импульсивный: часто позволял себе не соглашаться со мной и периодически довольно грубо огрызался. Я списывал это на его характер до тех пор, пока однажды он не позволил себе обложить меня отборным матом в ответ на мою незначительную просьбу. Тут уж я не сдержался и ответил ему тем же. Постепенно я вошел в раж, и кончилось все тем, что я спустил его с лестницы».
Увы, подобные истории далеко не редкость. В российской бизнес-среде условия таковы, что эмоциональный аспект играет большую роль. Однако если импульсивный начальник уже давно стал притчей во языцех и считается неотъемлемым атрибутом каждого второго офиса, то подчиненным такие вольности в обращении с руководством прощаются далеко не всегда.
«Чего не стоит делать ни в коем случае, так это отвечать сотруднику той же монетой. Таким образом вы автоматически поставите себя на одну ступень, — комментирует заместитель генерального директора компании „Велес Персонал“ Марина Миронова. — Воздержитесь от столь же импульсивного ответа и возьмите небольшую паузу, для того чтобы ваш оппонент мог сам обдумать произошедшее».
Стать воспитателем
Все люди разные. Кого-то на необдуманные поступки толкает бурный темперамент, кого-то — недостаток воспитания, кому-то просто не хватает жизненного опыта и терпимости. Задача руководителя — отличить одно от другого.
Не секрет, что столь спокойная и уравновешенная реакция на оскорбления доступна далеко не каждому руководителю.
Виктор Ларионов пришел работать в крупную компанию практически сразу после института и уже через год получил очень серьезное повышение. Его назначили начальником небольшого подразделения. «Неплохая должность для 23 лет. Однако все оказалось сложнее, чем я думал: все мои подчиненные были старше меня чуть ли не вдвое, — рассказывает Виктор. — Разумеется, меня восприняли в штыки, а все мои нововведения — и подавно. Особенно я не понравился заму прежнего руководителя, который, скорее всего, метил на мое место. Однажды меня откровенно достал его покровительственный тон, и я сделал замечание. Хотя я был предельно корректен, он назвал меня сопляком и хотел влепить пощечину, но я увернулся».
На следующий день молодой руководитель не знал, как вести себя: сотрудники его игнорировали, а за глаза посмеивались. Спустя неделю он попросил о переводе в другой отдел. «Сейчас я понимаю, что мог бы уволить обидчика, но тогда мне казалось, что я настолько опозорился, что просто не смог бы работать в прежнем коллективе», — комментирует собственное решение Виктор.
Совершенно противоположную историю рассказывает другой наш герой. «Каждый месяц мы проводим соревнование среди продажников, и победителю выплачивается солидная премия. Долгое время в конкурсе побеждал один и тот же сотрудник, но недавно первое место занял один неприметный новичок, — рассказывает директор строительной компании Юрий Рыжов. — Предыдущий победитель считал себя лидером коллектива и решил, что я обошелся с ним несправедливо». Молодой человек ворвался в кабинет Юрия и устроил настоящую истерику. «Я не привык общаться с сотрудниками в таком тоне и выслушал его оскорбления с каменным лицом. Он решил, что вышел победителем, но уже на следующий день я подписал приказ о его увольнении. Я понимаю, что он еще очень молод и импульсивен, но терпеть подобное обращение не собираюсь. Пусть его воспитывает кто-нибудь еще».
По словам специалистов, чаще всего склонны эмоционально реагировать на те или иные действия начальника именно молодые сотрудники. «Причиной срыва, как правило, является возрастная незрелость и отсутствие воспитания и представлений о корпоративной культуре, — говорит Марина Миронова. — Конечно, лучше всего, когда коллектив состоит из воспитанных и опытных людей, но иногда имеет смысл проявить снисходительность и самому принять участие в формировании своих подчиненных, даже если вы моложе их».
Когда начальник не прав
Конечно, оправдывать неуравновешенное поведение сотрудников неправильно, но, с другой стороны, иногда это единственный способ добиться реакции руководителя.
«Я работаю помощником директора в финансовой компании, — рассказывает свою историю Алина Резникова. — Однажды к нему приехал очередной партнер, чтобы обсудить сделку. Когда я зашла в кабинет начальника с кофе, гость оценивающе на меня посмотрел и позволил себе отпустить настолько мерзкий комментарий, что я просто впала в ступор. Затем взяла и выплеснула горячий кофе ему на брюки и выбежала из кабинета. Я пришла в себя только на своем рабочем месте. Написала заявление об уходе и начала собирать вещи. Потом через закрытую дверь я услышала, как мой босс орет на своего партнера. Минут через пять мимо меня пробежал мой обидчик. Начальник выгнал его, а передо мной извинился». Возможно, девушка и нарушила правила корпоративного этикета, но вряд ли кто-то возьмется осудить ее поступок.
Руководителю важно помнить: если вы ждете от своих сотрудников безупречно вежливого поведения, извольте сами вести себя подобающе. «Если начальник привык общаться с сотрудниками на повышенных тонах, не стоит удивляться, что подчиненные считают такое общение нормой», — говорит Марина Миронова.
Александра Ильина
Просмотров страницы: 169
|