Африканские танцы: в них бьется сама жизнь?
Звуки тамтамов. Непроизвольно начинает двигаться все тело. Даже не замечаешь, как сам начинаешь выкрикивать незнакомые слова (ведь самый главный музыкальный инструмент в Африке – человеческий голос)... Но основной ритм задают барабаны, и он пронизывает все существо, ведь это ритм-сердцебиение целого сообщества, пульсация самой жизни…
Так или чуть по-другому описывают свои ощущения от соприкосновения с африканскими танцами многие путешественники, исследователи, этнографы и хореографы.
Ритм, танец, музыка. С музыкой сложнее – многие африканские языки вообще не имеют определения для музыки, самого слова нет (или одно-единственное слово и для танца, и для музыки). Хотя музыка в Африке есть – но в целом это единое искусство: ритм, танец, песня, пантомима и театральное представление. Синтез всего. Физическое раскрепощение тела и единение душ в общем действе. Ничего заученного, важен процесс.
Африканские танцы старше индийских и уходят в глубину тысячелетий. И, в отличие от Индии, в Африке не было в строгом смысле школ, не говоря уже о манускриптах с описанием движений. В широком смысле – конечно, танец был жизненной школой, ведь все, что нужно было рассказать, так и передавалось, и воспринималось. Нельзя забывать, что во многих странах Африки не было своей письменности, все традиции передавались изустно и наглядно. И наоборот, поскольку письменности не было, все, что нужно было передать потомкам, передавалось с помощью танца... Вся история племени, верования, все важнейшие события – все передавалось и изображалось с помощью языка танца. А племен в Африке – великое множество.
Масаи в круге. Танец начался (Фото: Г. Константинова, личный архив) Если в Северной Африке значительно влияние арабских танцев, то в Центральной, Западной и Южной Африке, по впечатлению, все сохранилось в неприкосновенности чуть ли не с доисторических времен. Так и существуют сейчас африканские танцы: и как древнейшие, отдающие архаикой (их называют «этническими»), и как отдельные движения, перешедшие в культуры других стран (Латинская Америка и прочее), и уже современные, городские, постановочные.
Последние полвека интерес к африканским танцам растет в геометрической прогрессии. Здесь не только этнографический интерес: и «хореографический» (сколько современных известных нам танцев имеют тесную связь с африканскими движениями), и даже медицинский. А с учетом того, что при исполнении этих танцев должен присутствовать элемент некоего особого состояния (транса) – необходимы и исследования психологов.
Танцующих можно увидеть на древнейших наскальных рисунках (около 8 тысячелетия до н.э.). Ничего удивительного: танцы в Африке до сих играют важнейшую социальную роль. Они учат общественному поведению, они помогают работать. Даже если женщина мотыжит – она двигается так, как будто танцует. В общем ритме работы-танца-жизни. Пластичность и любое физическое действие – неразделимы. Пластика одновременно отстраненная и чувственная. Такое впечатление, что человек просто позволяет своему телу двигаться. А уж оно само знает – как. Тело просто дарится, отдается динамичному ритму, а все ритмы, в свою очередь, уже заложены в теле. Как только слышен призывный звук барабанов, тело само переключается на другие ритмы – ритмы праздника и танца.
Африканские танцы пересказывают древние истории о богах и человеческих делах. А нательные рисунки – тоже в помощь рассказу, сплошная символика. Даже цвета (красный – сила и мощь, черный – плодородие) играют большое значение в осознании танца. Важно и число линий, например, 3 – мужская символика, 2 – женская.
Танец (Фото: Atamar, en.wikipedia.org) Танец в Африке сопровождает фактически все события человеческой жизни – от рождения до смерти. Все праздники и церемонии с танцами, соревнования – с танцами, утешение и лечение – тоже с танцами. И похоронные церемонии тоже с особыми ритуальными танцами. А уж рождения детей, свадьбы, обрядовые праздники – это сплошной танец, охватывающий все племя.
Танцев-ритмов – удивительное многообразие. Оно же в красочности костюмов, рисунков и татуировок, масок. Танцуют и с предметами, непривычными нам. Наиболее знакомый вариант – танец на ходулях.
Танцы – театральные действа – и сейчас самая популярная традиция в странах Центральной и Западной Африки. На сегодняшний день без этого жанра не обходится ни один фестиваль или карнавал в городах.
А в деревнях продолжают танцевать так, как делали это в достопамятные времена. Звучат тамтамы. Непроизвольно начинает двигаться все тело. Ритм задают барабаны, и он пронизывает все существо, ведь это ритм-сердцебиение целого сообщества, пульсация самой жизни…
Изучение африканских танцев только начинается. Но уже давно известно – как, когда и зачем танцуют. И об этом – в следующей части.
Автор: Гaля Koнcтaнтинoвa Просмотров страницы: 323
|