В чем привлекательность вредных привычек?
По вредными привычками здесь будем рассматривать употребление алкоголя (В том числе «умеренное», так как алкоголь вреден в любых количествах) и курение. Неужели употребление одурманивающих веществ так необходимо и неизбежно, и почему призывы к здоровому образу жизни зачастую не имеют успеха?
С каждой такой привычкой в сознании и подсознании связаны некие позитивные образы, вызывающие ностальгию. «А помнишь, как классно оттянулись тогда на рыбалке?». «У него такой романтичный вид с сигаретой». Порой самые лучшие воспоминания в жизни связаны с вредными привычками – например, о выезде на природу с шашлыками и пивом. О чем чаще всего вспоминают на встречах выпускников? «А помните, как мы тогда нажрались? – и, с гордостью: - я тогда еще пять литров водки выпил!»
Такие приятные моменты становятся своего рода «якорями», цепляющими за употребление отравы. Зачастую за процессом употребления алкоголя стоят столь позитивные образы, что индивиду кажется, что без выпивки его жизнь станет пресна и скучна, он отучается веселиться без алкоголя. Кому-то очень нравится образ себя пьяного – веселого, безбашенного и психологически раскрепощенного. Или с сигаретой – этакий брутально-трагический или романтично-депрессивный. Это становится частью представления самого себя, неотъемлемым элементом картины мира конкретного индивида.
Вредные привычки освящены, к тому же, обычаями. Какой праздник нынче обходится без выпивки? И тот, кто не пьет, становится как бы «белой вороной», вроде как не участвует в «общем веселье». Как правило, окружающие вовсе не поддерживают человека в стремлении вести полностью трезвый образ жизни, а, наоборот, уговаривают выпить «за компанию», поскольку он является живым напоминанием о вредности их собственных действий.
Тягу к нездоровому образу жизни подогревает также реклама. Ведь производители зарабатывают на этом деньги. Поэтому рекламщики умело используют различные психологические приемы – давление на больное самолюбие (купи наш продукт - и станешь крутым), тщеславие (только ты достоин этого), лень (наш продукт сделает вас… стройнее, бодрее, увереннее и т.д.). А что же предлагает пропаганда здорового образа жизни? «Не пей, не кури, это вредно»? Подсознательно это воспринимается примерно как «ты слабак, потому что пьешь и куришь. Ты губишь свое здоровье». Она призывает к трудной работе над собой, что всегда всем лень. То ли дело реклама разных вредностей – ничего не делай, только заплати деньги, и ты крутой! Как говорится, «умный в гору не пойдет». Мало кто берется осмыслить свой образ жизни так, чтобы делать то, что полезно для него, а не для производителей «отравы» и общественного мнения.
Итак, за обыкновением употреблять алкоголь и курить стоят привлекательные образы, которые становятся частью самосознания человека. Чтобы помочь себе отказаться от употребления подобных вредностей, надо прежде всего создать позитивный образ самого себя, ведущего здоровый образ жизни (прошу прощения за тавтологию). Например, вместо «Я – веселый, бесшабашный студент-приколист с бутылкой пива в одной руке и сигаретой в другой» можно поставить «Я – веселый, спортивный, трезвый, трудолюбивый студент-приколист, который любит яблочный сок». Так как многим кажется, что без выпивки жизнь станет скучной и неинтересной, стоит подыскать себе увлечение, которое придавало бы жизни интерес, не губя здоровье, например, спорт или туризм.
Просмотров страницы: 261
|