| В избранное   | Стартовая  



  DVOREC.RU
   Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ЛИЦОМ К ЛИЦУ
     Форумы портала
     Фотогалерея
     Персональные странички
     Конкурсы
     Знакомства
     Признания в любви
     Музей портала
     Алея звезд
     Блог портала
     Кто был сегодня
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы
     РАЗВЛЕКАЕМСЯ
     Flash-игры
     Видеоролики
     Кроссворды
     ПАРАД СТАТЕЙ
     Новые статьи
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     ВЕЩАНИЕ ON-LINE
     Телевидение
     Радио
     Web-камеры
     ДРУГОЕ / РАЗНОЕ
     WEB МАСТЕРУ


Культура, искусство, история

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>

Отправить ссылку другу/подруге  

Ваш отзыв о статье  



Что такое мингэй, или «искусство для народа» по-японски?


Что такое мингэй, или «искусство для народа» по-японски?

Японский искусствоведческий термин мингэй состоит из двух иероглифов: мин – «народ» и гэй – «искусство». То есть буквально его можно было бы перевести как «народное искусство».

Однако буквальный перевод будет неточным. Дело в том, что под этим термином скрываются сразу два понятия:
1) общественное художественно-эстетическое движение;
2) предмет обихода, сделанный руками художника-непрофессионала в соответствии с эстетическими принципами.

Движение мингэй возникло в Японии в 20-е годы XX в. У его истоков стоял искусствовед Янаги Мунэёси. Разработанные Янаги этико-эстетические основания теории мингэй опираются на буддийскую концепцию абсолютной веры (тарики). Согласно ей просветление – освобождение от иллюзорных представлений о мире – не обретается через собственные заслуги, а даруется милосердием Будды. В сфере прекрасного аналогом просветления выступает красота, которая не может быть результатом сознательных усилий художника, поскольку рождается спонтанно как результат совместного действия целого народа на протяжении поколений. Подлинная красота возникает лишь в руках умельца, совершенно свободного, в отличие от профессионального художника, от претензий на самовыражение. Художник достигает совершенства, если полностью отказывается от суждений о красоте или уродстве изготовляемых им предметов. «Неэгоистичность» (мусин) – также буддийская по своему характеру категория теории мингэй. Она достижима лишь в коллективном творчестве «простого народа» (минсю). Таким образом, его идеализирующая концепция народа имеет выраженную религиозную окраску, а представление о красоте приравнивается к понятию духовности.

У истоков движения мингэй, наряду с его теоретиком Янаги, стояли английский художник и керамист Бернард Лич (1887-1979), керамисты Томимото Кэнкити (1886-1963), Хамада Сёдзи (1894-1978) и Кавай Кандзиро (1890-1966). В ряды движения постоянно вливались мастера-ткачи, резчики по дереву и другие мастера. Движение ставило своими целями собирание и экспонирование изделий народных ремесел, глубокое изучение ремесла в разных частях Японии и его популяризацию, поддержку угасающих видов народного ремесла. Для решения последней задачи финансировались и организовывались ремесленные союзы. Все это делалось для поощрения производства и продажи подлинных предметов народного творчества. Был создан и Музей японских народных ремесел, открытый в 1936 г. в Токио и непрерывно пополняющий свою коллекцию.

Янаги находился под влиянием идей английских художников-прерафаэлитов. Эти патриотически настроенные романтики ратовали за возвращение к истокам национального искусства, к его «естественному» состоянию, еще не «искаженному» гегемонией итальянского Возрождения (олицетворяемого для них фигурой Рафаэля). Один из ведущих деятелей и идеологов прерафаэлитов Уильям Моррис создал артель ручного производства произведений искусства и предметов быта, стараясь возродить старинные ремесленные приемы и раскрыть секреты средневековых мастеров. По примеру этой артели была организована в 1927 г. в Киото ремесленная «цеховая» община. Однако предприятие оказалось нежизнеспособным, и хотя подобные попытки продолжались и в дальнейшем, заметной роли в деятельности движения мингэй они не сыграли.

После Второй мировой войны интерес к народным ремеслам стал стремительно расти, в разных районах Японии открывались музеи. Массовое обращение к движению мингэй способствовало широкому распространению его идей в обществе. Однако популяризация сопровождалась искажением и упрощением концепций Янаги, утратой их религиозной и духовной составляющих.

Из краткой характеристики теории этой становится понятно, что мингэй как вещь – это объект ремесла, а не искусства. Это сделанный своими руками предмет обихода, носящий принципиально утилитарный характер в отличие от бидзюцу, художественного произведения, не выполняющего никакой иной функции, кроме чисто эстетической. С другой стороны, это понятие не вполне совпадает и с понятием когэй – кустарной продукции, назначение которой исчерпывается удовлетворением бытовых нужд. Изделия мингэй функциональны, их формы диктуются назначением, что исключает избыточность декора и особую тонкость обработки. Однако, помимо практической полезности (ё) эти предметы обладают свойством «духовной полезности», или «полезности для души» (кокоро-э-но ё), воплощают в себе дух народа. Поэтому к ним можно отнести и менее функциональные произведения с выраженной эстетической составляющей. Таким образом, когэй является родовым понятием, включающим в себя и ручное, и промышленное производство. А лучшие изделия когэй, обладающие художественными достоинствами, могут быть отнесены к мингэй. Последние должны отвечать следующим условиям: отсутствие чрезмерных затрат времени, средств и труда на их изготовление; возможность многократного воспроизведения образца; ручное производство. Причем и среди когэй выше следует ставить изделия, выделанные вручную. Ведь их отличает не только более тщательная обработка, но и наличие духовной составляющей, вложенной мастером в предмет в процессе его создания.

Дошедшие до нас мингэй датируются начиная с 15 в., когда повсеместно распространился чисто национальный архитектурный стиль и связанный с ним традиционный японский образ жизни. Важным фактором для развития мингэй стала популяризация чайной церемонии. В ней начали использоваться простонародные предметы домашнего обихода: цурубэ (колодезное ведро), тэокэ (деревянные чашки), такэкаго (бамбуковые корзинки) и другие изделия из бамбука, простая и даже намеренно грубая керамика. С начала XX в., с распространением машинного производства и синтетических материалов, народные ремесла в понимании Янаги переживали постепенный закат и многие их центры угасли.

Традиционная классификация мингэй включает 6 категорий по материалам и техникам, а также видам искусства: гончарное дело; дерево и бамбук; металл и кожа; ткацкое и красильное дело; бумага; живопись, скульптура и каллиграфия. Сверх того, к этой категории могут относиться архитектурные сооружения, прежде всего жилые дома.

Участники движения мингэй много сделали для сохранения своей национальной культуры и популяризации ее достижений. Во многом благодаря их усилиям изысканно-простые, мощные и выразительные, элегантные и лапидарные изделия японских мастеров стали известны во всем мире. Представляется, что этот японский опыт очень стоило бы перенять и нам!

Автор: Haтaлья Koлпaкoвa
Просмотров страницы: 189







<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>




 
  Дневник портала
  Форумы портала
  Знакомства
  Открытки
  Признания в любви
  Библиотека фильмов
  On-line телевидение
  On-line радио
  Web-камеры
  Flash-игры
  Гороскопы
  Письмо в будущее
  On-line розыгрыш
  Фотогалерея портала
  Другие фотогалереи
  Статьи, публикации
  Лента новостей


Набор новогодних наклеек

Набор новогодних наклеек






Лента новостей
20:07   РФПЛ сочла нормальным проводить матч в мороз

20:01   Челябинцам посоветовали спасаться от радиации пивом и футболом

19:51   Актриса из «Гарри Поттера» рассказала о фекальных атаках из-за чернокожего мужа

19:30   Два уральских полицейских сгорели во время погони за лихачом

19:30   Пользователи AliExpress оказались под угрозой

19:24   Прибыль от продажи пакета «Роснефти» составила 520 миллиардов рублей

19:21   Власти прокомментировали задержания нетрезвых чеченцев

19:12   Жизнь оказалась занесенной из космоса

19:12   Последствия подрыва 50 человек в мечети показали на видео

19:05   Президент Зимбабве Роберт Мугабе подал в отставку

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 21.11.2017


Тематические фотоподборки

Budapest Fashion Week

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Карта портала | Вверх страницы |
7423413245623413

Биржа ссылок и статей SetLinks Регистрация сайта в каталогах, раскрутка и оптимизация сайта, контекстная реклама. Заказать регистрацию и продвижение сайта