DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Культура, искусство, история

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Древнерусское духовное пение. Вспомним знаменный распев?


Древнерусское духовное пение. Вспомним знаменный распев? Начиная с XVII века церковное пение стало уже несколько другим. Оно вобрало в себя многое из западноевропейской музыки.

При этом в XIX – начале XX века в России вспыхнул огромный интерес к древнерусскому искусству, в том числе – к иконам и к знаменному распеву. Центром этих славянофильских устремлений была Москва. Именно там жили все те, кто проделал большую работу в изучении старины.

Древнерусские культовые напевы бережно хранились – и не только старообрядцами. Сохранились старинные рукописи в монастырях, особенно в северных.

Очень сложно перечислить имена всех тех, кто в XIX веке работал над темой древнерусской музыки. Но одно имя может быть многим знакомо – это Владимир Федорович Одоевский – писатель, философ, музыковед (1803–1869, Москва).

Как писатель он известен книгами «Пестрые сказки», «Русские ночи». Как музыковед – своим интересом к народной музыке и древнерусском пении. Одоевский – автор множества узкоспециальных работ, среди которых можно выделить «Русская и так называемая общая музыка», «Музыка с точки зрения акустики».

Это был энциклопедически образованный и неординарный человек, абсолютно независимый в своих предпочтениях: «Странная моя судьба, для вас (москвичей – Г.К.) я западный прогрессист, для Петербурга – отъявленный старовер-мистик; это меня радует, ибо служит признаком, что я именно на том узком пути, который один ведет к истине».

Все последние годы князь Одоевский посвятил изучению знаменного распева, который он считал единением богословия, философии, графики, этики, вокального искусства. Как музыкант он понял, что сохранившиеся в народной музыке и записях старой духовной музыке традиции сильно отличаются от тех, что главенствовали в его время. Более того, он даже придумал и заказал для себя специальный инструмент – энгармонический клавицин. Этот необычный инструмент сохранился (в музее имени Глинки), а вот его наследием в области теории музыки больше пользуются сейчас на Западе.

Появилась и целая когорта композиторов-профессионалов, которые сочиняли духовную музыку – представители так называемого «нового направления»: П. Чесноков, А. Гречанинов. Особый интерес представляет Александр Дмитриевич Кастальский.

Кастальский родился в 1856 году в Москве в известной семье (дед – иконописец, отец – протоирей). Учился в Московской консерватории у П. Чайковского и С. Танеева. По окончании фактически всю жизнь работал в Синодальном училище церковного пения.

Более того – после революции 1917 года Кастальский остался там работать, только училище то переименовали в Московскую народную хоровую академию.

Можно и по сию пору встретить негодующие возгласы по поводу того, что Кастальский стал членом и «группы красной профессуры», и «Ассоциации пролетарских музыкантов». Но был ли выбор у пожилого человека? К тому же – он всегда интересовался народным искусством. Приглашение из США было, но он не уехал.

Работы Кастальского в области этнографии очень интересны. Работу он проводил трудную и кропотливую: «Труд этот был для меня поистине каторжным: пришлось предварительно составить для себя две таблицы для чтения крюков – знаменных и демественных, пришлось на месяц превратиться в «смелого исследователя»; затея была начать с образцов XV века».

Известно красочное высказывание Кастальского о знаменном распеве: «Мне кажется, знаменные распевы ужасно не любят, когда их начинают обрабатывать, и всячески изворачиваются, не даются в руки, капризничают, как дети, которых собираются мыть – только что вслух не кричат!»

Связано это с ладовыми особенностями восточнославянской мелодики. «Ведь у нас неисчерпаемый кладезь самобытных церковных мелодий; к ним нельзя применять обычных казенных формул и любых гармонических последований», – доказывал Кастальский.

Кастальский пытался воссоздать древние церковные обряды («Пещное действо»), и еще более древние музыкальные картины в духе былин. Он собирал материалы по песенности других народов: «...Жилка реставратора, вероятно, была у меня врожденною, так как вслед за этой работой я взялся за другую, ей подобную, но из более отдаленных эпох и стран, и окунулся гораздо глубже: захотел, наперекор историкам, доказать существование на белом свете неунисонной музыки с древнейших времен и издревле ее стремление к выразительности, живописности и т. д. Собрал много примеров, много исторических свидетельств, озаглавив свой труд «Из минувших веков». Но так как мои положения в этом исследовании в глазах заправских историков могли показаться слишком смелыми, то я решил издать только часть: «Китай», «Индия», «Египет», «Эллада», «Иудея», «На родине ислама» и «Первые христиане»«.

Кастальский вместе с синодальным хором гастролировал в европейских странах – с огромным успехом прошли концерты в Риме, Флоренции, Вене, Дрездене, Лейпциге, Берлине. «Праздник искусства» – писали об этих концертах итальянские газеты.

Умер А. Д. Кастальский 17 декабря 1926 года в Москве. 150-летие со дня рождения Кастальского (2006 год) праздновали в Торонто, Глазго, Лондоне, Нью-Йорке. В Москве работает Московский мужской камерный хор имени Кастальского. Из наследия – часть утрачена, но большая – сохранилась.

И это наследие уже нельзя рассматривать как строго культовую музыку. Это – музыка для широкого исполнения.

И наоборот – многие профессиональные «светские» композиторы обращались к духовной музыке. Среди них – Чайковский, Танеев, Гречанинов, Рахманинов.

Перу Сергея Рахманинова принадлежат такие шедевры, как «Литургия Иоанна Златоуста» (1910 год) и «Всенощное бдение» (1915 год).

«Всенощная»

«Всенощная», «Всенощное бдение» – богослужение православной церкви. Оно совершается накануне воскресенья и основных церковных праздников. «Всенощная» возникла в самые первые века установления христианства в Византии.

Монументальное «Всенощное бдение» Рахманинова считается шедевром мировой духовной музыки. Это настоящая хоровая симфония, в которой сочетаются древнейшие распевы и собственные мелодии композитора, стилизованные под эти распевы. В этой музыке можно услышать отголоски глубокой древности (знаменный, киевский или греческий распевы). .

«Всенощное бдение» Рахманинова – многочастное произведение с главной кульминацией в образах Воскресения Христова и «Великого славословия». Впервые симфония была исполнена в концертах Синодального хора «в пользу жертв войны» неоднократно и с огромным успехом. Поскольку это очень сложное произведение, звучит оно по большей части на концертных площадках. Точнее – снова звучит, поскольку в СССР эта рахманиновская музыка была надолго предана забвению.

Конец XIX – начало XX века – период, не случайно названный «Серебряным веком» в поэзии, живописи, музыке. Свой «Серебряный век» пережила в то время и духовная музыка.

Вновь вспыхнувший в наше время интерес к древнерусскому искусству вовсе не означает, что надо что-либо противопоставлять, что одно «хуже», а другое «лучше». Просто хотелось бы, чтобы расшифровка знаменного распева была окончательно и успешно завершена (даже самое сложное «беспометное» нотописание).

Может быть, когда-нибудь полностью разберутся с Крюком тресветлым с сорочьей ногой, который нужно петь «вельми паки возгласити» или Палкой воздернутой, которую должно спеть «гортанно поиграти, дващи двигнути», или «Стопицей с очком», где надобно «назад отшибнуть гортанью, вскочить и опуститься на голубчик или на скамейцу»...

Общая ткань мировой культуры будет неполной без этих мелодий, которые сформировались 500–1000 лет назад.

Автор: Гaля Koнcтaнтинoвa
Просмотров страницы: 291


Теги: русь, символы, письмо, церковь, музыка, история,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
13:06   Макрон предупредил о крахе Европы в ближайшие годы

13:01   В России приготовились изучать Луну до 2050 года

13:00   Ивлеева обжалует штраф за дискредитацию армии

12:57   Машина взорвалась возле российского завода и попала на видео

12:56   Россиянин создал гигантскую икону

12:56   Захарова объяснила вето России на резолюцию США по безопасности в космосе

12:50   Известная актриса в прозрачном платье снялась для обложки Vogue

12:50   Россиян предупредили об угрожающей Краснодарскому краю опасности

12:50   Российский порт эвакуировали из-за 500-килограммовой бомбы

12:48   Лукашенко призвал Киев начать переговоры с Россией на фоне усталости ВСУ

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 25.04.2024



Тематические фотоподборки

Что такое любовь?

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |