Легендарный воздухоплаватель, или Кто такой Иван Заикин?
Никто не пишет правдивых сценариев для биопиков (фильмов-биографий).
С другой стороны, может быть, так и создаются легенды, сказки, мифы. Берется имя человека – и к нему присоединяются нелепейшие фантастические вымыслы.
И поэтому Лермонтову карандаш в руку вкладывает тайная канцелярия («Пушкин. Последняя дуэль»), жену Тараса Бульбы (шедевр Бортко), а также жену Махно и ребенка Махно («9 жизней») зачем-то зверски убивают, Пикассо изображается в виде напыщенной бездарности («Модильяни»), Климта делают заторможенным сифилитиком, страдающим прогрессивным параличом, Че Гевара и Петр I становятся брахмачаринами («Че» – фильм Содерберга 2008 года, «Россия Молодая»), а Ахматова – галлюцинирующим роботом с выпученными глазами («Луна в зените»)…
Имя и пара фактов из жизни известного человека в сочетании с белым листом бумаги оказывают на сценариста настолько вдохновляющее действие, что изучать реальную биографию человека для него уже смысла не имеет.
Просмотр биопика – это минимальное и достаточное развлечение для современника, который уже никогда не будет ничего читать. Зачем читать, если тема раскрыта посредством кино, которому принято верить. Смотрите, какой спектр для кухонных разговоров – и всего за 300 рублей, отданных за билет в кино. Или даже даром – если фильм скачать с торрента.
– Смотрел «Аллу Пугачеву». Фильм про певицу. – И как тебе? – Ничего. А ты что смотрел? – Я смотрел фильм про Волочкову, это балерина…
Так и сегодня, после просмотра древнего фильма «Воздухоплаватель» (1975) я узнала, что был такой Заикин, лётчик, и что авторы фильма Вехотко и Трощенко умудрились поглядеть «Забриски пойнт» (36 минута до конца фильма + идеологическая перекличка).
Всё остальное в «Воздухоплавателе» изображено довольно странно. Вкратце: цирковой силач Иван Заикин влюбляется в пилота Клотильду де Ларош, бросает цирк, добывает денег, учится на летчика под руководством возлюбленной, взлетает, собственно парит, затем наблюдает, как любимая разбивается вместе с планером о землю, после чего кидается к ней и фактически добивает, поднимая на руки и пытаясь куда-то нести. Чуть позже экс-чемпион мира по борьбе разбивает свой планер и возвращается в цирк. Волжского богатыря изображают влюбленным психопатом. Параллельно и очень ненавязчиво развивается антивоенная тема, что приятно, но несколько неуместно.
Раймонда де Лерош, актриса, первая женщина, которой выдали удостоверение пилота, рекордсмен, действительно существовала и на самом деле приезжала в Россию, выступала с полётами в Санкт-Петербурге. Авиакатастрофы благополучно пережила, разбилась на автомобиле вместе с человеком, научившим её летать, – Шарлем Вуазеном. Видимо, это обстоятельство и заставило сценариста перекрестить Раймонду в Клотильду де Ларош, авто заменить планером, Шарля из списка пассажиров вычеркнуть и уж потом разбить женщину-авиатора вместе с летательным аппаратом.
Иван Заикин, чемпион России по тяжелой атлетике, поднимавший якорь весом в 400 кг, борец, ученик Поддубного, чемпион мира по французской борьбе, поражавший всех безумной храбростью, действительно был одним из первых русских лётчиков. Авиацией заинтересовался после наблюдений за неудачным полетам женщины-авиатора в Одессе.
«Борьбу я знаю, а авиация дело новое, героическое» (Заикин И. М., В воздухе и на арене. Воспоминания). Разносторонний человек, дружил с Куприным, Горьким, Шаляпиным, Куприным, Блоком, Алексеем Толстым, Каменским... Собственно, полёты Заикина прекратились из-за желания литератора Куприна подняться в воздух. Планер разбился от перегрузки. Заикин героически отвернул падающий летательный аппарат в сторону от зрительской. И пилот, и пассажир чудом остались живы. Письмо Куприна о происшествии напечатали «Одесские ведомости». Вот из чего был сделан сценарий.
«Воздухоплаватель» поражает актёрским составом – это лучшие имена семидесятых. Актёры играют, особо не выходя из образов, знакомых нам по другим, более часто демонстрируемым фильмам. И временами кажется, что видишь кадры из «Неуловимых мстителей» (1966), «Интервенции»(1968), «Опасных гастролей» (1969), «Бумбараша» (1971). А такие герои, как Федька Бык из «Зелёного фургона» (1983), Мерзляев из ленты «О бедном гусаре» (1980) и даже Хоботов из «Покровских ворот» (1982) почти неизменными проследовали в указанные ленты из «Воздухоплавателя» – разве что стали постарше.
Но, несмотря ни на что, прекрасно, что фильм выжил и что любой может посмотреть его и подумать о героических легендарных романтиках, о покорителях небес.
Автор: Любaвa Maлышeвa Просмотров страницы: 311
|