DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Культура, искусство, история

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Какие традиционные приемы использовали наши предки при строительстве деревянных зданий?


Какие традиционные приемы использовали наши предки при строительстве деревянных зданий? На высоком холме, вознесясь над небольшой карельской деревней Маньга, уже четвертый век стоит часовня Рождества Богородицы. Много воды утекло в речке, давшей населенному пункту имя, много поколений сменилось в домах, что стоят вдоль её берега, а деревянные кресты всё так же, как и столетия тому назад, тянутся ввысь, к небу, постоянно меняющему своё настроение от прозрачно-голубого до свинцово-серого.

Вот так строили наши предки. На века. Может, слово какое специальное, заговорное знали. Не без этого. Может, и знали.

Но, скорее всего, дело не в этом. В другом. Просто знали, как строить. Как сделать так, чтобы возведенное тобою многие десятилетия, а когда – и столетия, не только верой и правдой служило людям, но и радовало их своею неброской, но дорогой их сердцу красотой.

И если кому доведется проезжать через Маньгу – не поленитесь, поднимитесь по крутому откосу холма на самую его вершину, к часовне, обойдите её, присмотритесь внимательно… Уверен, вам откроется многое из тех плотницких секретов, которыми владели наши предки.

Сруб большинства деревянных построек, тем более культовых, для увеличения срока их службы строили «в повал» – когда в верхней части сруба каждый последующий венец рубился из чуть более длинных брёвен, чем предыдущий. Соответственно, размер венцов, что видно даже визуально, при продвижении вверх, к крыше здания, постепенно увеличивался, а сам сруб как бы «валился». От того и такое интересное название этого строительного приёма.

Делалось это для того, чтобы скат крыши, одновременно служащий и водостоком, как можно дальше отходил от стены сруба и отводил от него главных врагов древесины – дождевые и талые воды.

Защита дерева от влаги, вообще – одна из основных задач, стоявшая перед строителями в деревянном зодчестве. Способы её решения могли быть самыми разными.

К торцевым частям деревянных конструкций кровли прикреплялись защитные резные дощечки – причелины, игравшие одновременно и роль украшений. В маньгской часовне, например, по ним выполнена контурная и выемочная резьба.

Рубка ''в обло'' (Фото: И. Монаков, личный архив)
При скреплении брёвен между собой, фиксирующий паз выбирался в верхнем бревне, которое как шапка «обло» закрывало собой нижний венец, и дождевая (или талая снеговая) влага скатывалась по верхнему венцу, не задерживаясь в нижнем. В деревянных постройках более ранних периодов применялся тип выемки «в чашу», когда полукруглый паз выбирался в бревне нижнего венца. Соответственно, вся дождевая вода скапливалась в чаше нижних венцов, которые от этого быстро сгнивали. Поэтому по принципу их рубки и скрепления бревен между собой можно определить примерное время возведения маньгской часовни, которое датируется второй половиной XVIII века.

''Курицы'', поддерживающие ''поток'' (Фото: И. Монаков, личный архив)
Один из видов традиционной для деревянного зодчества технологии возведения безгвоздевой кровли, когда стропилами служили целые стволы молодых елей с сохраняемой строителем корневой частью – «курицы», так и назывался – «по курицам и потокам». «Потоком» при этом служило удерживаемое выступающими корневыми частями «курицы» продольное выдолбленное бревно – балка, снизу поддерживающее кровельные тесины. Сверху, к коньку, их прижимал шелом, или по-другому – охлупень, массивное бревно с выбранным снизу пазом.

Совершенно другой тип безгвоздевой кровли применялся при строительстве «луковок» деревянных церквей и часовен. Эта технология называлась «по журавцам и кружалам».

Безгвоздевая кровля ''по журавцам и кружалам'' (Фото: И. Монаков, личный архив)
Журавцы по определенным шаблонам вырезались из прочных, толщиной примерно сантиметра четыре, досок, которые деревянными нагелями крепились к центральному столбу, одновременно служившему основанием для крепления креста. Фиксация журавцов производилась горизонтальными кружалами, также вырезаемыми по шаблону из таких же толстых досок – тесин. Расстояние между ними, так называемый шаг, определялось в зависимости от размера лемеха – небольшой, изогнутой по форме главки осиновой дощечки, вырезанной специальным «заборчиком», для последующего крепления дощечек между собой.

Опять же – в целях борьбы с дождевой и талой влагой, закрепление лемеха на луковке и расположение их слоёв на ней подбиралось таким образом, чтобы вода никак не могла течь «навстречу» укладываемому слою.

Кстати, лиственная древесина в деревянном зодчестве, вообще-то, использовалась крайне редко. Осина же в качестве кровельного материала выбрана, как в силу длины своих волокон, что позволяло её гнуть, но, в отличие от сосны или ели, не ломать, так и из-за оригинальных оптических свойств. При попадании на осиновую дощечку солнечного луча под разным углом цвет дощечки меняется. Поэтому в разное время суток луковки деревянных церквей имеют разную окраску: серебристые, голубоватые, малиновые...

И это – ещё один из основополагающих принципов деревянного зодчества. Любой элемент деревянной конструкции должен одновременно быть практичным, прочным и красивым. Чтобы уже всё сооружение в целом смогло выполнять не только чисто утилитарную, но и эстетическую функцию.

Маньгская часовня – одно из подтверждений тому. Не одна сотня лет ей. А она – стоит. И радует нас своей неброской, но от того не менее замечательной красотой.

Автор: Koнcтaнтин Kyчep
Просмотров страницы: 263



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
21:03   Россияне сравнили бурю в Греции с обычной весной в Петербурге

21:01   Названа нормальная длительность полового акта

21:01   Премьер Испании приостановил свои обязанности и решил поразмыслить о будущем

21:01   Сын отрезал руку матери ради доступа к ее банковскому счету

20:56   Кабмин Украины принял запрет на получение загранпаспортов за пределами страны

20:54   Пытавшегося сделать МРТ ребенку пьяного российского медика наказали

20:52   Самбурская снялась в прозрачном платье

20:50   Подозреваемым в расправе над молодой россиянкой оказался 15-летний подросток

20:50   Украина применила против России дальнобойные ракеты. США тайно передали их Киеву

20:49   В США заявили о готовности произвести 100 тысяч снарядов

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 24.04.2024



Тематические фотоподборки

Вот такие разные ёлки

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |