Нужно ли развивать память?
XXI век… Век пресыщения информации, век когда человек не справляется, не успевает принять, обработать новую информации. Получаемая информация растет как снежный ком, увеличиваясь в объемах, не в арифметической, а в геометрической прогрессии. Возможно ли все запомнить?
Заместитель директора по научной работе «Президентской школы» Зяблицева Евгения Александровна утверждает:
– Да, память человека может запомнить все – для этого надо ее развивать.
Наш корреспондент встретился с ней, чтобы узнать: кому и зачем надо развивать память?
Так все таки - кому и зачем нужно развивать память?
Более 90% наших слушателей – это люди, ведущие активный образ жизни, стремящиеся к успеху, карьерному или личностному, жаждущие познавать новое, учащиеся, которым необходимо получить образование: среднее, высшее, второе или даже третье высшее. Объем информации, с которой приходится сталкиваться людям, стремящимся к достижениям, ее глубина, сложность могут быть таковы, что потребуют от человека времени на ее переработку и запоминание гораздо большее, чем время, которым мы реально располагаем. Большинство людей, обращающихся к нам, отмечают, что они вынуждены 2-3 раза перечитывать одно и то же, иначе запоминания не происходит, многое приходится зубрить, делать многочисленные пометки, в которых легко запутаться, шпаргалки и т.п. А бизнесмены? Как часто успех в бизнесе зависит от умения оперировать информацией и скорости принятия решений. Для этого, как минимум, информация должна быть в памяти, а не на внешнем носителе. Чем выше у человека притязания, тем больше он должен помнить, знать, уметь.
В вашей школе существует три программы по развитию памяти. Чем объясняется такое количество?
Желанием предоставить людям комплексную услугу. Две программы комплекса – универсальные. Это «Суперпамятьтм» или запоминание текстовой информации и «Тренировка памяти» или запоминание точных сведений – чисел, дат, имен, лиц, терминов и названий, знаковой информации, энциклопедических сведений и т.п. Эти два курса исчерпывают все типы данных, встречающихся в технической, научной, популярной литературе, а также в документах, законодательстве, договорах. Третий курс «Запоминание иностранных слов» ориентирован на людей, изучающих иностранные языки и специалистов. Все наши курсы краткосрочные и такая их дробность вполне оправдана, это позволяет нашим слушателям делать выбор в пользу одного или другого курса. Если человеку практически не приходится работать с текстами, но зато необходимо оперировать точной информацией, ему нет необходимости развивать способность запоминать текстовую информацию. Учащимся в большей мере нужно качественно запоминать именно тексты. Поэтому курс «Суперпамятьтм» для них будет приоритетным. Другой курс – «Тренировку памяти» или «Запоминание иностранных слов» они, как правило, выбирают в качестве дополнительного в зависимости от необходимости и потребности.
Вы разделяете память на тексты и память на точные сведения. Почему это так принципиально?
В нашем понимании память – это проявление высокого интеллекта. С этой позиции, особенно важно уметь запоминать текстовую информацию, так как текст требует осмысления, понимания, формирования своей собственной позиции по поводу прочитанного. Я говорю о серьезной литературе и профессиональных текстах. При запоминании текста задействуются самые разные типы памяти: образная, логическая, ассоциативная, эмоциональная. При запоминании, например, дат или названий понимания не требуется, надо запомнить и все. Конечно, приемы для запоминания точных сведений помогут запоминать и тексты, но глубины не будет. Это как разница между тем, чтобы «быть профессионалом» и «выглядеть профессионалом».
Сколько времени требуется для развития памяти?
Как я уже говорила, наши курсы краткосрочные: от 4 до 7 занятий по 4 академических часа. Люди уже поняли, что время более дорогой ресурс, чем деньги, и хотят максимальной отдачи в более сжатые сроки. Поэтому программ несколько, чтобы их можно было складывать как кирпичики: сложил кирпичики - получил результат, захотелось улучшить строение, еще что-то добавить – пошел за другими кирпичиками.
Каких результатов достигают слушатели за такое короткое время и все ли получают результат?
Результаты высокие. После прохождения курса «Суперпамятьтм» слушатели воспроизводят текст на 90-100%. Это вполне достижимый результат. Для сравнения скажу, что до начала курса средний результат по воспроизведению информации от 30 до 60%. А некоторые слушатели запоминают фрагменты текста практически дословно, хотя мы этого не требуем. Главное для нас – научить запоминать с одного прочтения, точно, без искажения смысла. На «Запоминании иностранных слов» - 50-60 слов за один час – тоже реальный результат. На «Тренировке памяти» критерии теста особенно строгие: если Вы запоминали исторические события и их даты, например, и исказили хотя бы одну цифру при припоминании, Вам засчитают 0%, так как информация уже разрушена. Тем не менее многие выпускники показывают результат 95-100%. Мы открываем все секреты «большой» памяти и потенциально каждый окончивший этот курс может натренироваться так, чтобы показывать «чудеса» по запоминанию.
А Вы показываете чудеса по запоминанию?
Периодически мы проводим в школе такие «показательные» акции, объявления о них мы помещаем на сайте нашей школы примерно за 2-3 недели до акции.
Как происходит развитие памяти на курсе?
По форме – это тренинг. Участникам объясняются методы, приемы запоминания разных типов информации. Все методы и приемы сразу же отрабатываются на научно-популярных текстах и текстов из учебников различных специальностей. Это могут быть упражнения, выполняемые индивидуально, в парах или всей группой, игры. Результаты выполнения упражнений обсуждаются вместе с участниками тренинга. В нашей лаборатории разработано множество материалов, дополняющих наши учебники.
Зависит ли успех каждого слушателя от преподавателя?
Наши преподаватели – люди творческие, увлеченные, любящие людей и готовые с ними делиться своими знаниями и умениями. Каждый привносит в занятия часть своей личности, своей неповторимой оригинальности. Но, в первую очередь, успех заключается в достоинстве методики, которая вобрала не только наш 28-летний опыт успешной практической работы, но и огромный опыт человечества в этой области от древних греков до наших дней.
P.S. В 2007 году Президентская школа получила свидетельство на товарный знак «Суперпамять», подтверждающее, что именно они, являются разработчиками интеллектуальной программы развития памяти «Суперпамятьтм».
Просмотров страницы: 277
|