DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Культура, искусство, история

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Рубенс, «Похищение Гипподамии». Откуда взялись кентавры?


Рубенс, «Похищение Гипподамии». Откуда взялись кентавры? 
Pyбeнc,

Гипподамия – внучка бога войны Ареса (или Марса, что одно и то же). При ее рождении оракулы предсказали папаше, что его ждет смерть, когда его дочь выйдет замуж.

Папа (его звали Эномай) решил, что никакого замужества не будет: «Я хочу жить!» А к дочке сватались без конца. Папа придумал для женихов испытание: соискатель должен первым прискакать к назначенному месту. Победить он должен был самого Эномая.

Перед скачками надо было принести жертву. Пока отец невесты готовил барана, соискатель отправлялся в путь на четверной упряжке. Барана зарезали и зажарили, жир сожгли, кровь вылили в костер, боги приняли жертву – и Эномай пускается вдогонку за женихом (его колесницей правит возничий по имени Миртил). Настигая ничего не подозревающего юношу, он убивает его копьем (кровавый папа: его отец – бог жестокой, бессмысленной войны).

Кони Эномая были очень быстрыми, поэтому он каждый раз догонял очередного жениха. Но Пелоп, один из них, подкупил Миртила и пришел к цели первый. Побежденный папаша (святая простота!) не стал расследовать причины поражения, просто покончил жизнь самоубийством. А счастливец пригласил всех своих родственников на свадебный пир:

С Гипподамией свой брак справлял Пирифой Иксионов.
Вот тучеродных зверей – лишь столы порасставлены были –
Он приглашает возлечь в затененной дубравой пещере.
(Овидий, «Метаморфозы»)

Счастливый жених Пелоп (он же Пирифой) – тоже внук Ареса. Его отец – Иксион, сын Ареса. Поэтому Пирифой Иксионов – это имя и отчество. Иксион был, мягко выражаясь, далеко не порядочным: на одной из божественных пирушек он пристал к Гере, жене Зевса. И Зевс, чтобы не устраивать разборок, подсунул Иксиону облако с обликом Геры. Обман удался!

На картине Рубенса «Иксион, обманутый Юноной» в правом верхнем углу – Юпитер (Зевс). Слева – пара в обнимку. Между Юпитером и этой парочкой – Юнона (Гера), жена Юпитера (Зевса). Она со злорадством наблюдает за происходящим, в то время как Юпитер пребывает в позе глубокой задумчивости. О чем думает верховный властитель? Видимо, о том, что даже такая, самая высокая должность – не гарантия от посягательств на его честь.

А как чувствует себя любовник? В его руках – ощутимые доказательства того, что он получил желаемое – Юнону. На самом деле это не Юнона, это – олицетворение облака, богиня Нефела. Так говорит легенда. (На картине есть еще несколько фигур. Павлин – священный символ Юноны. Малыш с крыльями и факелом – купидон, символ плотской любви. Над любовниками парит Апата, богиня лжи и обмана.)

Розыгрыш удался: Иксион совокупился с облаком! Но мало того – после этого акта из облака выпало стадо кентавров (нигде нет упоминания, через сколько времени они выпали). Отсюда у Овидия выражение «тучеродные звери» – это братья и сестры жениха, Пелопа.

Среди этих «тучеродных» были особи мужского и женского рода, кентавры и кентаврессы. Они тоже добивались друг друга (несмотря на кровное родство), что запечатлел с почти документальной точностью великий художник.

Начался свадебный пир:

Вот Гименея поют, огни задымились у входа,
И молодая идет в окружении женщин замужних,
Дивнопрекрасна лицом.

(«Гименея поют»: Гименей – бог новобрачных, «Гименея поют» – поют свадебный гимн. «Огни задымились у входа» – зажгли свадебные факелы.)

А дальше – все, как у людей:

...твое, о кентавр из свирепых свирепейший, Эврит,
Сердце вино разожгло и краса молодой новобрачной,
В нем опьянения власть сладострастьем удвоена плотским!
Сразу нарушился пир, столы опрокинуты. Силой
Вот уже буйный схватил молодую за волосы Эврит,
Гипподамию влачит, другие – которых желали
Или могли захватить; казалось, то – город плененный.
Криками женскими дом оглашаем.

Запели, выпили вина – и понеслась! Эвриту приспичило взять невесту своего же брата! Он схватил Гипподамию и поволок, нисколько не смущаясь тем, что на него смотрят родственники! А глядя на него – и остальные начали хватать всех, кто понравился!

Один из гостей, Тезей, герой недюжинной силы, спасает Гипподамию, но кентавр держит добычу, не отпускает! Вот этот драматический момент и отобразил Рубенс: в руках у кентавра Эврита – невеста. На выручку к ней спешит Тезей, позади него, видимо, жених Пелоп. Какая-то девица лежит на полу – уронили.

То, что показал Рубенс, – только начало великолепного побоища. В ход идет всё: бутыли для вина, кубки, охотничьи трофеи... Драка настолько кровавая, что ее описание даже цитировать рука не поднимается.

Откуда же взялся миф о кентаврах – сильных и необузданных животных? Попытки объяснить, как появились мифы о них, известны и не лишены логики. Один из таких исследователей – Палефат – в своем труде «О невероятном» пишет:

«О кентаврах говорят, что были такие животные, имевшие во всем внешность коня, кроме головы – та была у них человеческая. Однако если кто-нибудь верит, что существовало такое чудовище, то это невозможно. Ибо и природа коня и человека ни в чем не созвучна, и пища у них не похожа, и не могут человеческий рот и глотка пропустить через себя конский корм. Если же такое создание было некогда, оно бы существовало и теперь. Истина же вот в чем.

Когда в Фессалии царствовал Иксион, на горе Пелионе одичало стадо быков, которое делало недоступными окрестности гор. Ибо, вторгаясь в поселения, быки наносили ущерб деревьям и плодам, а вместе с ними губили и домашний скот. Итак, Иксион возвестил, что даст много денег тому, кто истребит этих быков, и какие-то юноши из предгорья, из деревни, называвшейся Туча, придумывают приучить коней к верховой езде. (Ведь раньше они не умели ездить верхом на лошадях, а только запрягали их в повозки.)

И вот так, сев на коней, погнали их туда, где находились быки; и, напав на их стадо, стали метать в них копья. Когда быки начинали их преследовать, юноши обращались в бегство (ведь лошади были быстрее быков); когда же быки останавливались, люди, повернув лошадей, снова метали в них копья. И таким-то образом их истребили. Отсюда они и получили название «кентавров», потому что закололи быков...

Итак, кентавры, получив от Иксиона деньги и гордясь своим делом и богатством, стали насильничать и совершать дурные дела... Однажды лапифы (народ, царем которого был Иксион) позвали кентавров на пир, те, опьянев, хватают их жен, заставляют их сесть на коней и мчатся вместе с ними к себе домой.

Затем кентавры, нападая на лапифов, стали вести с ними войну. Спускаясь ночью в долину, они устраивали им засады; с наступлением дня, похитив, что можно, и предав огню остальное, кентавры убегали в горы. Когда они таким образом отступали, то смотревшим на них издали представлялось со спины, что это лошадь, за исключением головы, а остальным – что это люди, кроме ног. Видя эту необычную картину, люди говорили: «Нападают на нас кентавры из Тучи». От этого их вида и такой истории невероятным образом сочинили миф, что из тучи на горе родилось существо, в котором соединились конь и человек».

Вот и получается, что кентавры – это обычные всадники, которые жили в деревне Туча. А досужие рассказчики где-то приукрасили, где-то приврали, где-то присочинили – и получились рожденные из облака сказочно сильные и свирепые фантастические существа с телом лошади, с человеческими торсом и головой.


Рубенс, «Иксион, обманутый Юноной»


Рубенс, «Любовь кентавров»


Рубенс, «Лапифы и кентавры, или Похищение Гипподамии»

Автор: Бopиc Poxлeнкo
Просмотров страницы: 341


Теги: логия, древний мир, мифические существа, картины, живопись, мужчина и женщина, мифы,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
06:37   Число убитых двумя военными в Херсонской области выросло

06:30   Иммунолог оценил опасность найденных в комарах и клещах новых вирусов

06:30   Фитнес-тренер оценил реальность похудения с помощью шоколада

06:30   Обнаружен гигантский полезный вирус

06:30   Назван топ направлений для отдыха на майские праздники внутри России

06:29   США выведут основную часть войск из Нигера и Чада

06:26   Экс-разведчик рассказал о вербовке наемников украинскими посольствами

06:18   Задержанных за расправу российских военных передали военной полиции

06:17   Тимошенко раскритиковала решение Киева

06:15   Девушка работала в саду и откопала необычную монету

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 26.04.2024



Тематические фотоподборки

Тумстоун – легенда Дикого Запада

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |