DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Непознанное

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Как устроен мир? Горизонтальная и вертикальная структуры мироздания


Как устроен мир? Горизонтальная и вертикальная структуры мироздания 
MJ Prototype, Shutterstock.com

Человек – существо, склонное все упорядочивать и систематизировать. Даже то, что мы не вполне понимаем, мы склонны представлять в некоем организованном, раз и навсегда определенном виде. А что самое главное в нашем мире с точки зрения мыслящего существа? Конечно же, сам мир!

По большому счету, мы не знаем, как он устроен. Не знали и наши предки – но потребность в упорядочивании имели. И придавали своему видению мира некое представление, дошедшее и до нашего времени. Образцом служила, во-первых, социальная структура, во-вторых, топография мест обитания.

Структура мироздания может упорядочиваться по вертикали или по горизонтали.

Все мы «знаем», как устроен наш мир. Сверху – небеса, внизу – ад, а посредине мир людей, мир живых. Это одно из воплощений вертикальной структуры мира. Конкретные компоненты у разных народов могут выглядеть иначе, но суть одна: мир упорядочивается по вертикали. Наверху боги (и например, герои), внизу мертвые (здесь же могут располагаться и «силы зла»), посередине – жизнь, человек, зримый мир.

Но мир может структурироваться и по горизонтали. Тогда мир богов, мир мертвых относятся, например, за море или к устью реки. Или структура мира привязывается к сторонам света (Север, Запад как обиталище мертвых, Восток как мир богов).

Эти представления отражались и в символах мироздания (Ось Мира: Мировое Древо или Гора и Мировая Река), связывающих элементы мира. Наверное, самый известный и распространенный из них – это Мировое Дерево, Древо Жизни. И это понятно: дерево зримо делится на три части, отражающие три части мира: корни, ствол, крону. Кроме того, деревья известны большинству народов. А вот чтобы взять в качестве символа гору, нужно, чтобы реальные горы играли значимую роль в жизни народа. То же касается моря: чтобы душа умершего уходила «за море», море должно быть. Причем желательно «безбрежное» и «непреодолимое», за которым «заканчивается» зримый мир – как, например, у обитателей тихоокеанских островов. В архаичном мире древнего человека все взаимосвязано, все имеет смысл!

Наверное, ярче всего представление о модели мира отражается в погребальных обрядах. Очень упрощая, их можно разделить на две категории: когда умерший после смерти отправляется в верхний или нижний миры, либо обряд призван облегчить его путешествие «вдаль». Так, сожжение часто (хотя не всегда!) призвано облегчить душе восхождение на небо вместе с дымом. Но эта привязка не абсолютна. Например, в ритуалах синто огонь играет прежде всего очистительную роль.

«Наверх» умершего можно отправить и в прямом смысле, поднимая повыше его тело. Проще всего поднять его на гору или на дерево (в ту самую крону, которая символизирует «верхний» мир). Вероятно, насыпаемые над погребениями курганы служат той же цели, символизируя гору. Оставление тел в степи, практиковавшееся, например, в Монголии, может трактоваться по-всякому. Но один из аспектов: оставленное тело расклевывается птицами, поднимающими останки к небу. Это может казаться диким и нелогичным нам, глядящим на обычаи древних сквозь призму христианизированного восприятия. Но предки подходили к делу проще… и это остается лишь принять как факт.

А вот горизонтальная модель мира предполагала, что после смерти человек отправляется не «вверх» или «вниз», а «вдаль». Такой подход характерен, например, для жителей Полинезии, Меланезии, Океании, что вполне логично: когда тебя с рождения до смерти окружает безбрежный океан, куда еще поместить обиталища богов и духов? Логично, что для облегчения последнего путешествия использовали лодку или ее аналоги. Причем лодку могли и пускать в океан, и хоронить в могиле на земле. Известны и «дома мертвых» в форме лодки, хотя умерших (рядовых членов общины) могли и просто хоронить в море.

Кроме того, структура мира отражает структуру общества: вертикальная – иерархическую, горизонтальная – родовую. Менялось общество, а вместе с ним менялось и видение мира. И у многих народов вертикальная и горизонтальная модели сосуществуют. Например, у древних скандинавов царство мертвых находится под землей на севере. А японцы, при преобладании вертикальной структуры мира, сохранили с древних времен ряд элементов структуры горизонтальной. Вертикальная модель стала преобладающей со времен подчинения государством Ямато соседних племен. В официальной мифологии четко определена вертикальная структура с миром богов наверху и миром мертвых под землей, местные же верования заняли подчиненное положение. Но в праздник Бон, когда души умерших приходят к родным, обратный путь им указывают по рекам или морю…

Характерно отражение этих общечеловеческих представлений о структуре мира в литературе – прежде всего, в фэнтези, ведь для этого жанра характерно «миростроительство». Скажем, в мире Д.Р. Толкина с его разработанной мифологией эльфы, покидая мир людей, уходят «за море». Туда же они отправляются и после смерти. Примечательно, что избравшая участь смертных Арвен умирает на холме, ближе к небу, куда отправляются после смерти души людей.

Автор: Aлeкcaндp Cмиpнoв
Просмотров страницы: 332


Теги: мертвые, мифология, мироздание, древний мир, легенды, традиции, человечество, смерть, сожжение,



Подпишитесь на анонсы статей







<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
18:07   Россиянам назвали топовые направления для выгодного отдыха в мае

18:06   В Киеве захотели переосмыслить арку Дружбы народов

18:06   Названо время отключения отопления в Москве

18:05   В зоне СВО задержали двух военных. Их подозревают в расправе над пятью людьми

18:04   В Карелии неизвестный выстрелил в лицо 15-летнего школьника

18:03   Бывшего российского депутата осудили за попытку сбыть несколько грамм наркотиков

18:02   Путин поручил сократить время пути от Москвы до курортов Черноморья

18:02   Раскрыты подробности заседания суда по аресту замглавы Минобороны России

17:57   Гол Роналдо принес «Ростову» победу в матче РПЛ

17:56   Путин анонсировал визит в Китай

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 25.04.2024



Тематические фотоподборки

Ford для спецслужб и пожарных

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |