DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Культура, искусство, история

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



БАМ: сколько лет последней самой крупной стройке социализма?


БАМ: сколько лет последней самой крупной стройке социализма?

9 апреля 1974 года, возобновилось строительство Байкало-Амурской магистрали. Именно в этот день было торжественно объявлено о том, что БАМ является важнейшей стройкой IX пятилетки, а спустя несколько дней был создан «Всесоюзный ударный комсомольский отряд имени XVII съезда ВЛКСМ». И практически сразу после этого едва ли не каждый выпуск информационной программы «Время» на центральном телевидении начинался с новостей БАМа: сегодня забили «серебряный» костыль, завтра – началось строительство моста, послезавтра – построили тоннель…

Три Франции в одном месте...

Сейчас мало кто об этом задумывается, но протяженность Байкало-Амурской магистрали составляла 3500 километров (из них около 1000 км в вечной мерзлоте), количество мостов перевалило за сотню, в том числе была покорена даже такая полноводная река, как Лена, не считая других рек шириной поменьше. О Северомуйском тоннеле разговор особый: он не только самый крупный в России, но и входит в шестерку крупнейших на планете. Вот его технические характеристики: длина – 15343 метра, глубина от верхнего до нижнего полотна доходит до 300 метров. Во время его прокладки было пройдено 405 километров горных выработок, поднято и уложено 700 000 кубических метров железобетона, смонтировано 55 345 чугунных тюбингов, 70 000 тонн металлопроката. Строительство тоннеля было закончено в декабре 2003 года.

Кто-то из статистиков подсчитал, что зона действия и воздействия дороги составляет 1,5 млн кв. км, на этой площади свободно уместилось бы три Франции! Жаль, что в условиях вечной мерзлоты виноград не дает такого урожая, как в Шампани, иначе господа французы нам бы непременно помогли.

Декабристы разбудили... Брежнева

Кстати, первыми заговорили о железнодорожном строительстве в этом районе сосланные в Сибирь декабристы, например, Михаил Бестужев, Батеньков, Завалишин, Штейнгель. Этапы по сибирской тайге были многосуточными, очень трудными, особенно тогда, когда на людей тучами набрасывались мошкара и гнус. Но не отсутствие транспортных путей подвигло декабристов на мысль о строительстве – они понимали, какие богатства здесь сокрыты…

Их идеи оказались услышанными только в 1888 году, когда Русское техническое общество предложило проложить «железную дорогу через всю Сибирь» от Тайшета севернее Байкала. Но «жареный петух» еще не клевал, а потому эта фантастическая идея оказалась сначала под сукном, а потом и в долгом ящике. Лишь после поражения в Русско-японской войне в начале ХХ века вопрос о новой железнодорожной ветке встал, что называется, в полный рост. Севернее Байкала уже в следующем году начались изыскательские работы, которые продолжались с перерывами до Первой мировой войны.

Первой станции БАМ более 75 лет

О несомненной пользе второй ветки Транссиба в полный голос заговорили и в первые годы после окончания Гражданской войны. Уже в год смерти Ленина, в 1924 году, 85 лет назад, Совет Труда и Обороны СССР утвердил перспективный план строительства железных дорог страны, где обозначен проект будущего «Второго Транссиба». Если кто-то из послевоенного поколения советских людей решил, что полное название «Байкало-Амурская магистраль» родилось после XVII съезда ВЛКСМ, в апреле 1974 года, он глубоко ошибается. Аббревиатура БАМ впервые появилась в 1932 (!) году, а несколько месяцев спустя на карте появляется станция БАМ Транссибирской железной дороги.

В 1935 году поселок, от которого начинают прокладывать рельсы до Тынды, расширяется, в нем строят много зданий барачного типа. Правда, в 1937 году тов. Сталин вдруг осознал, что нет нужды платить рабочим за столь тяжкий труд, если есть возможность отправить сюда, образно говоря, пол-страны, облачив последних в тюремные робы. Именно безвинно пострадавшие граждане составляли первые ударные отряды будущей великой стройки.

Через год, в 1938 году, открылось рабочее движение на участке БАМ-Тында, в одном из самых тяжелых, 1941 году, на участках Известковая-Ургал и Хабаровск-Комсомольск-на-Амуре. Но уже в январе 1942 по решению Государственного Комитета обороны с построенного к этому времени участка БАМ-Тында были сняты звенья пути и мостовые фермы для строительства железнодорожной линии Сталинград-Саратов-Сызрань-Ульяновск (Волжская рокада). А в трудном 1943 году ГКО принял решение в короткие сроки построить железную дорогу Комсомольск –Советская Гавань, по которой открылось движение уже в в июле 1945 года.

Нет нужды, наверное, описывать подробно, в каком году какой участок заработал. Можно отметить только две вехи в строительстве БАМа после 1974 года. 14 сентября 1975 г. уложено «серебряное» звено линии Тында – Чара. А 27 октября 1984 года БАМ «закольцевалась», было открыто «сквозное» движение по всей магистрали. Правда, к тому времени еще не был достроен Северомуйский тоннель, о котором говорилось выше, поэтому поезда пустили в обход. Вот только по всем канонам железной дороги эксплуатация пассажирских поездов на этом направлении была под вопросом, на отдельных участках крутизна подъемов достигала до 40%.

Но это были мелочи по сравнению с тем энтузиазмом, с которым молодежь ехала на БАМ. Русские, украинцы, белорусы, армяне, грузины, латыши, литовцы. Это был настоящий советский интернационализм. Часто «добровольцы» в вагонах распевали песню Владимира Шаинского и Михаила Пляцковского, где были такие слова:

«Дорога железная,
Как ниточка, тянется...
А то, что построено,
Все людям останется».

Справедливости ради, следует сказать, что острословы тут же переделали последнюю строчку. Так что шутки ради этот припев распевали так:

«Дорога железная,
Как ниточка, тянется...
А то, что построено,
Китайцам достанется».

Молодость прошла, дух остался!

Что же собой представляет БАМ сегодня? В феврале 2006 года был разработан проект строительства железной дороги между БАМом и Транссибом (Новый Уоян-Хиагда-Озерная-Могзон длиной порядка 350 км. Дорога должна обеспечить разработку и транспортировку урана с Хиагдинского месторождения и полиметаллов с месторождения Озерное. В 2007 году этот план был одобрен и намечено строительство новых веток к месторождениям природных ископаемых.

Если говорить о быте, бамовцы живут в спартанских условиях. «Временные» дома, как они считались в середине 70-х годов, давно превратились в «постоянные», остро нуждаются в ремонте, на который средства найти практически невозможно. Зимой, когда ударяют забайкальские морозы, некоторые станции и полустанки заколачивают досками, «консервируя» до теплого времени года. Но грузы – миллионы тонн угля, нефти, различных материалов идут и идут с востока на запад. Главное – дорога построена. И она работает в интересах России.

Автор: Юpий Mocкaлeнкo
Просмотров страницы: 302


Теги: строительство, дорога, история,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
16:57   Депутат крымского парламента прокомментировал попавший в сеть диалог с заседания

16:56   Цены на один вид жилья в России пошли вверх

16:56   Путин поздравил с назначением нового председателя Верховного суда России

16:55   В России научатся предсказывать цунами и эпидемии

16:52   Тарасова заявила о ненависти к WADA и проклятии Валиевой

16:52   Алиев высказался о перевооружении Армении другими странами

16:50   На Западе заявили о развале обороны ВСУ после потери города Часов Яр

16:44   Известный американский рэпер сломал ногу во время выступления на Coachella

16:43   Названы самые модные свадебные платья весной и летом 2024 года

16:42   «Теперь это понял и Пашинян». Эрдоган заявил, что на Южном Кавказе устанавливается новый порядок

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 23.04.2024



Тематические фотоподборки

Живые пирамиды

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |