Какие сани наших предков возили? Сказки, загадки, скороговорки и считалки
Нет особой нужды доказывать, что санный транспорт – очень древний. Этот исторический факт достаточно известен. Использовались сани не только в странах со снежными зимами, но и в южных, например, в Египте.
Да и в северных краях на них ездили не только в морозное время, но даже и летом. Сани считались более почетным средством передвижения, нежели позднее появившиеся колесные. И назывались в разных местах по-разному: у североамериканских индейцев – тобогган, у лопарей – кережка, у саамов – pulka, у сибирских народов – нарты, у ингушей – соалоз.
У наших предков разновидности саней имели отличные друг от друга названия. Так, например, ручные, предназначенные для спуска с гор – это салазки или чунки; те, что рассчитаны для вывоза грузов по бездорожью – волокуши; имеющие конструкцию широкую и низкую – пошевни и розвальни. Кроме того, были сани мужские и женские, одно-, двух-, трех– и даже шестиместные; обрядовые – от свадебных («княжеских») до похоронных.
По народным поверьям, бытовавшим на Руси, люди изначально круглый год ездили исключительно на санях, а колеса и возы выдуманы, по одной версии, святыми апостолами Петром и Павлом – во благо человечеству, а по другой – даже чертом, то есть с подвохом. Вот ведь как.
В фольклоре сани фигурируют довольно часто. Попробуем вспомнить, в какой связи они упоминаются, начав с самого распространенного жанра – пословиц и поговорок.
Непредсказуемость судьбы с давних пор обозначали присловьем: «Выигрыш с проигрышем на одних санях ездят». Насчет сезонности доходов частенько говаривали: «Телега дом собирает, а сани разоряют» (или же: «Телега хлеб в дом возит, сани на базар»). Приучая домочадцев к трудолюбию, повторяли: «С горы и сани бегут, а на гору и воз не идет». Зато когда все складывается легко да успешно, использовали сравнение «что на салазках под гору».
Безысходность ситуации образно выражали иносказанием: «Езда беспутная: саней нет, впрячь нечего, да и ехать некуда». Гораздо позитивнее звучит мысль: «Будут сани, поедем и сами». В отчаянное положение вовсе не случайно определяли как «закрыть глазки да лечь на салазки». Почему же?
Это отголосок сурового обычая, бытовавшего в некоторых местах: стариков, не способных приносить пользу в хозяйстве, попрощавшись, сталкивали с высокой горы крепко привязанными к санкам.
О запасливости и предусмотрительности напоминает всем известное «готовь сани летом, а телегу зимой» (кстати, есть и другой вариант: «готовь сани с весны, а колеса с осени»). Над теми же, кто этими качествами не обладает, издавна посмеивались: «Все наготове: сани в Казани, хомут на базаре».
Насчет меткого выражения «не по Саньке санки» объяснять ничего не надо, и без того все понятно, так же, как в отношении другого: «Не в свои сани не садись» (или: «Не садись в боярские сани»). Между прочим, у этого высказывания есть продолжение: …а сел – не раскаивайся. Мудро, что и говорить!
Бахвала и пустослова народная мудрость припечатывала так: «На словах – что на санях, а на деле – что в яме», – то есть подчеркивая разницу в уровне комфорта. Бестолковых да неумелых вышучивали: «В дому санник да тележник, а выехать не на чем»! Об этом же гласит ироничная пословица: «Сани заартачились, оттого и лошадь стала». Транжиру-щеголя изобличали по признаку: «Саночки расписные, а дома есть нечего». Но, с другой стороны, «каковы сани, таковы и сами» (или наоборот: «каковы сами, таковы и сани»).
Вряд ли это абсолютно полная коллекция «санных» пословиц и поговорок, может, кому-то известны и другие. Кроме того, и в других жанрах народного творчества без санок не обошлось.
Что и говорить, любили на Руси в санях кататься – и по делу, и для развлечения. Чего стоит одно восклицание: «Мои саночки, малеваночки, мои саночки, самокаточки»! И на ярмарках торговцы зазывно выкрикивали, рекламируя товар:
Вот вам сани-самокаты, Разукрашены, богаты, Разукрашены, раззолочены, Да сафьяном оторочены!
Или:
Пошло, поехало, Ходом, бродом. В труски, в скачки, Вдогонку, вперегонку! А кто успел, Первый сорт поддел!
Как прикладное, так и образное значение санок используется во многих пословицах и поговорках – но об этом уже был разговор. Сегодня же обратимся к другим жанрам устного народного творчества. Сказки
Помните, как Емеля поехал в лес за дровами? Как раз на них, на самокатных санях: «Дурак взял два топора, сел в сани, лошади не запряг. «По щучьему, – говорит, – веленью, по моему прошенью катитесь, сани, в лес»! Сани покатились скоро да шибко, словно кто погоняет их. Надо было дураку ехать мимо города, и он без лошади столько придавил народу, что ужас! Тут все закричали: «Держи его! Лови его»! – однако не поймали»...
И в других народных сказках без саней не обошлось: в них неразумный крестьянин кинул притворщицу-лису, которая впоследствии перетаскала оттуда весь рыбный улов. В санях старик возил в лес свою и старухину дочь, где их испытывал Морозко. Сюжет «Лисьи сани» о рыжей плутовке известен в фольклоре многих народов мира, включая русских, латышей, боснийцев и т.д.
В одной тувинской истории фигурируют санки, которые могут доставить человека в любое надобное ему место за одно мгновение. В еврейской народной сказке Авремл Валивкер в поездке на санях пережил страшное путешествие, взяв по дороге спутницу-старушку, что оказалась ведьмой, избавиться от которой сумел, лишь закричав изо всей силы: «Шма Исраэль!».
Наконец, есть вот такой сказочный перевертыш:
Была весна, цвели дрова И пели лошади, чирикали лягушки. Верблюд из Африки приехал на санях, Он полюбил колхозную коровушку, Купил ей шляпу на высоких каблуках.
А вслед за народными сказками и в авторских тоже не могли не появиться сани, и как тут не вспомнить андерсоновскую Снежную королеву в санях, что похитила Кая на его саночках?! Загадки
В этом жанре сани и их детали присутствуют в двух разных ипостасях. Иногда это предметы, которые предлагается отгадать. Например:
– Без ног бежат, безо рта кричат, дороги не знают, а других провожают (сани). – Понятно, что правильнее было бы сказать «бегут», но что поделать, если так в оригинале. – Идут ножницы, разрезая белую простыню (сани). – Под гору – коняшка, а в гору – деревяшка (санки). – Побегушки бегут, поползушки ползут (лошадь и сани). – Бегут бегунчики, ползут ползунчики, везут рогатого, чтобы колоть пузатого (лошадь, сани, вилы). – Один братец отдыхает зимой, другой – летом (телега и сани). – Сошлись три батрака. Один говорит: «Мне летом тяжело!», другой: «Мне зимой тяжело!», третий: «Мне всегда тяжело!» (телега, сани и лошадь). – Жили три брата: один любит зиму, другой – лето, а третьему все равно (сани, телега, мужик). – Двое лисенят всегда вместе бегают (санные полозья).
В других случаях используется образ саней:
– Сани бегут, самокатки бегут, а оглобли стоят (река и берега). – Оглобли остались, а сани поехали (ледоход на реке). – Тройка, тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица - Белокоса, белолица. Как махнула рукавом - Всё покрылось серебром (зима и зимние месяцы). Скороговорки
Среди скороговорок, в которых упоминаются сани, есть попроще («У Саньки новенькие санки»; «У маленькой Сани перевернулись сани»; «Сани едут сами у маленького Сани»), а есть и позаковыристей («В семеры сани по семеро в сани уселись сами). Мне, если честно, больше всего нравятся те, что с юмором.
Вот, к примеру: «Ехал с горки Саня, а на Сане сани». А у сюжета «Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках…» существует два варианта развития событий. По первому: «…санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб». По второму: «…санки хлоп, Санька – вбок, Сонька – скок, Сеньку с ног». В общем, выбирайте сами на собственный вкус. Считалки
Не могу сказать, что знаю много считалок с упоминанием саней, зато те, что знаю, достаточно забавны. Например, такая:
Ехал Ваня из Казани, Полтораста рублей сани, Пятьдесят рублей дуга, Мальчик девочке слуга. «Ты, слуга, подай карету, А я сяду и поеду, Ты, слуга, подай метлу, Я в карете подмету. Ты, слуга, подай лимон И выкатывайся вон».
Хороша барыня, не находите? Требует метлу, а карету сама будет подметать.
А вот еще:
Тпруси сани, тпруси сани. Нам родители писали, Чтоб мы ехали домой На машине грузовой. А машина не везет, Даром денежки берет.
Вот так: пересели из саней в машину, и только деньги потратили, – зато послушались родителей. Шутка, конечно. Многие детские считалочки парадоксальны по смыслу. И следующая – как раз такая. Она с Кавказа, из фольклора горских евреев. Если озвучить на языке джуури, то получится так:
Рафтум э вишэ Чирум бэновшэ Докундум э шишэ Дэнорум э киришэ Рафтум э кэлэ кугоой парго Хуруз бисто урус нэ бисто Зэ вини мэрэ хуни сохт Хунэ дорум э зими Зими мэрэ гондум до.
А вот перевод:
Пошел в лес, Сорвал фиалку, Положил в банку, Банку положил в сани, Пошел на большой царский двор. Русского <царя > там не было, а был петух. Петух клюнул меня в нос, пошла кровь. Кровь я отдал земле, Земля мне дала зерно.
* * * Ну, вот, пожалуй, и все про сани-санки-саночки. Разве что читатели еще что-нибудь добавят…
Автор: Baлeнтинa Пoнoмapeвa Просмотров страницы: 295
|