DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Культура, искусство, история

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Кто Вы, княжна Бэла?


Кто Вы, княжна Бэла? 
Mikhail Pogosov, Shutterstock.com

Одним из запоминающихся женских образов, созданных в русской литературе, является княжна Бэла из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Читая роман, нельзя не обратить внимания на несколько вольное и неточное употребление этнонимов. Так, например, Максим Максимыч, вспоминая в беседе с автором романа своего кунака-князя, жившего недалеко от крепости у Каменного Брода, называет его татарином. Дочь же князя, красавица Бэла, названа черкешенкой.

«Раз приезжает сам старый князь звать нас на свадьбу, – рассказывает Максим Максимович, – он отдавал старшую дочь замуж, а мы были с ним кунаки: так нельзя же, знаете, отказаться, хоть он и татарин. Отправились. В ауле множество собак встретило нас громким лаем. Женщины, увидя нас, прятались; те, которых мы могли рассмотреть в лицо, были далеко не красавицы. «Я имел гораздо лучшее мнение о черкешенках», – сказал мне Григорий Александрович...» Позже, влюбившийся в черкешенку Бэлу Печорин, для того чтобы иметь возможность общаться с девушкой, изучает татарский язык и нанимает для обслуживания Бэлы женщину, умеющую говорить по-татарски.

Невольно возникают вопросы: «Почему у князя-татарина дочь оказывается черкешенкой и почему для общения с черкешенкой Бэлой Печорину потребовалось нанимать женщину, владеющую татарским языком, а самому изучать татарский язык, хотя, как известно, черкесский и татарский языки относятся к различным языковым группам?»

Перечисленные, с точки зрения современной этнографии, противоречия можно объяснить, если учесть, что в русском языке XIX века слова «татарин» и «черкес» имели свою специфику и означали не только наименования конкретных этносов.

Следует отметить, что домонгольская Русь не знала татар. Первоначально татары – одно из тех племен, которые подчинились монголам. Монголы, будучи в меньшинстве, растворялись в татарской среде, и ко времени, когда монгольские орды достигли Руси, образовалось сообщество татаро-монголы. В свою очередь, оторванные от своей родины татаро-монголы, растворялись в среде тюрков Великой степи Дешт-и-Кипчак. Так образовалось сообщество, которое вошло в историю как золотоордынкие татары. После же распада Золотой Орды различные народности, принадлежащие к тюркской языковой группе, стали называться татарами.

Так татарами стали называться потомки волжских булгар, татарами стали назваться и часть жителей Крыма, принявших ислам. В XIX веке, когда российская этнография делала первые шаги по изучению народов Кавказа, татарами называли и тюркоязычные народы Кавказа: азербайджанцев называли закавказскими татарами, а кумыков – кавказскими татарами. Позже дореволюционная этнография выделила кумыков из татарской среды, а азербайджанцы стали именоваться кавказскими татарами.

Что же касается этнонима «черкес», то это название одного из адыгейских субэтносов. Однако в годы Кавказской войны понятие «черкес» употреблялся не только как этноним: черкесами называли всех горцев Северного Кавказа независимо от этнической принадлежности.

Здесь, на мой взгляд, лежат причины столь не строгого, с позиций современной этнографии, использования Лермонтовым слов черкес и татарин. Княжна Бэла, будучи жительницей Кавказа, или, выражаясь современным новоязом, являясь лицом кавказской национальности, названа в романе черкешенкой. Однако «черкешенка» Бэла одновременно является представительницей тюркоязычного народа и родным ее языком является язык, который в XIX веке назывался татарским. Крепость, в которой происходят события описанные в повести «Бэла», находилась, как отмечал Максим Максимыч, в Чечне у Каменного Брода.

Что можно сказать по этому поводу? Вполне возможно, что на российских картах времен Кавказской войны территория Чечни могла отличаться от нынешней и включать в себя районы современного Дагестана. А из народов, населяющих Дагестан, в XIX веке татарами называть могли только кумыков. Так что, есть определенные доводы для предположения: княжна Бэла по национальности была кумычкой.

Доказательство вывода, что княжна Бэла была кумычкой можно подтвердить дополнительными доводами.

На свадьбе своей сестры Бэла обращается к Печорину с приветствием. Обращение молодой девушки к незнакомому мужчине, впервые посетившему дом, обычай достаточно своеобразный. Подобный обычай существует у кумыков. Для черкесской девушки подобное поведение могло рассматриваться как непозволительная вольность. Кроме того, как отмечалось в период одного из лермонтовских юбилеев, в одном из районов Дагестана, в местах компактного проживания кумыков, есть местность, которая в переводе с кумыкского называется Каменный Брод. Есть основания предполагать, что крепость у Каменного Брода – не выдумка романиста, а реально существовавшее укрепление.

...Думается, нет причин для серьезных упреков в адрес Лермонтова за то, что он кумычку Бэлу назвал черкешенкой. С одной стороны, Лермонтов, будучи человеком своего времени, использовал этнонимы «черкес» и «татарин» в рамках своего времени. В то же время, возможно, проблема даже выходит за рамки вопросов этнографии.

Михаил Лермонтов был поэтом, а поэты живут своей жизнью. В этом отношении можно вспомнить поэта Сергея Есенина. Сергей Есенин, встретив в Батуми армянку Шаганэ, превратил ее в персиянку и «переселил» ее в хоросанский Юг...

Автор: Baлepий Xaчaтypoв
Просмотров страницы: 307


Теги: кавказ, российская империя, лермонтов, народ, этнография, язык, культура, история,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
21:40   На Западе рассказали об осознании бесполезности мобилизации в рядах ВСУ

21:37   В Воронежской области объявили опасность атаки беспилотников

21:31   «Самая сексуальная в мире судья» снялась в откровенном бикини в честь 42-летия

21:31   Любовь Успенская вызвала скорую

21:28   Российские дипломаты отказалась прислушиваться к властям Германии

21:27   Офицер ВСУ предрек новый прорыв России на фронте

21:24   Раскрыта загадка таинственной древней рукописи. Что в ней написано и почему шифр не могли взломать шесть веков?

21:18   Росимуществу со второй попытки удалось продать крупнейшего производителя спирта

21:14   Жена известного певца призналась в продаже недвижимости ради него

21:05   В российском городе объявили опасность атаки беспилотников

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 19.04.2024



Тематические фотоподборки

Миниатюрные скульптуры из графита

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |