DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Культура, искусство, история

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Рубенс, «Четыре философа». О чем говорят тюльпаны?


Рубенс, «Четыре философа». О чем говорят тюльпаны?

«Пусть, пока ты был на родине, судьба нередко противилась тому, чтобы мы были вместе, и то и дело лишала нас радости свидания. Но все же я знал, что ты живешь по соседству и в любое время можно с тобою увидеться, а это ослабляло ощущение разлуки. Пространства же, какие ныне нас разделяют, во много раз усилили мою тоску по тебе.

Любовь наша стремится быть первой и не желает знать соперников, права свои она уступит не охотнее, чем властитель свой трон и жених брачное ложе. Прощай, мой драгоценный». (Из письма Филиппа 21 мая 1601 года, Лувен)

Фландрия. 60 километров отделяют Антверпен от Лувена (Leuven). По нынешним меркам – не расстояние, если ехать на автомобиле или на поезде. А на лошадях? Полдня езды. Каждый день не поездишь, чтобы повидаться с близкими. Недалеко – но и не рядом.

Питер учился и работал в Антверпене, Филипп, его старший брат, после латинской школы поехал учиться в университет в Лувене, получать юридическое образование. В университете в это время преподавал Юстус Липсиус (1547–1606) – философ, филолог, последователь Сенеки. Ян Вовериус был сокурсником и другом Филиппа.

Питер поехал в Италию работать у герцога Мантуанского, Филипп и Ян приезжали в Италию продолжать образование. В Риме состоялось знакомство Яна и Питера, и Питер написал его карандашный портрет (1602 год). Питер вернулся в Антверпен в 1609 году, Филипп – несколько раньше. Все время, пока братья были в разлуке, они писали друг другу письма, полные любви.

Еще одно доказательство духовной близости братьев – предисловие Филиппа к сборнику своих сочинений:

«Антверпен, 1608 г. <лат.>
<...> В завершение я добавляю сюда Элегию, обращенную к моему горячо любимому и желанному брату; это сочинение не новое или недавнее, оно написано три года назад, когда он плыл в Италию из Испании, куда он был послан. Я хочу запечатлеть здесь память о любви и душевной благодарности к тому, чья искусная рука, чье острое и верное суждение немало помогли мне в работе над моей книгой <...>»

В 1610 году Питер пишет портрет Филиппа, который к тому времени стал городским секретарем Антверпена – вторым лицом в управлении городом. А через год Филипп скоропостижно умирает.

Тоска по Филиппу нашла выход: Питер создает картину «Четыре философа» (1611 год, Палаццо Пити, Флоренция, Италия). На полотне – сам Питер, Филипп, Юстус Липсиус (самый старший), Ян Вовериус. И есть еще один персонаж, который ушел в мир иной полторы тысячи лет назад – римский философ-стоик Сенека, бюст которого возвышается над всеми. Фон картины – развалины на Палатинском холме в Риме.

Старший из них – Юстус Липсиус – был их наставником, учителем. Скорее всего, Рубенс не был знаком с Липсиусом, его взгляды впитал Филипп. Он и заразил художника стоицизмом. В те годы Фландрия боролась за будущее. Философия Сенеки помогала пережить тяжелые повороты судьбы, осуществить мечты о лучшей жизни. (Вот как определяет основы стоицизма Википедия: «По представлениям стоиков всякое нравственное действие является ничем иным, как самосохранением и самоутверждением, и это увеличивает общее благо. Все грехи и безнравственные поступки – это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания и воздержания, поступки и дела – гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не склоняться ни перед какой силой».)


Рубенс. «Четыре философа»

Картина «Четыре философа» – как бы дань братской любви. И не только любви – но и признательности в том, что Филипп ввел Питера в круг интеллектуалов и дал ему возможность познать и впитать их философские взгляды. Питер объединил на картине близких по духу людей. Он скопировал свои работы – портреты Филиппа (1610 год), Яна Вовериуса, автопортрет. Юстуса Липсиуса пришлось писать с портрета работы Абрахама Яссенса (музей Платин-Моретус, Антверпен). Сенеку Питер рисовал с мраморного бюста во время пребывания в Риме.

Перед бюстом – тюльпаны, знак уважения к великому человеку. Два из них повыше, один из которых раскрылся больше и приувял. Оба с полосками – «сломанные» тюльпаны, в те времена – необычайно дорогие. Два других – желтый и красный. Желтый – закрыт совсем, а красный – только начинает раскрываться. Похоже, что тюльпаны соотносятся с людьми на картине: самый раскрывшийся – Юстус Липсиус, второй «сломанный» – Ян Вовериус, красный – Филипп и желтый – Питер. В то же время тюльпан – символ тогдашних Нидерландов.

Если это так, становится ясным смысл картины: перед нами не только цветы, но и цвет страны. Четыре человека, четыре личности. Их философские взгляды определяли их действия, направленные на благосостояние раздираемых войной Нидерландов. Во времена «свинцовых дождей» их не покидали надежда и любовь. Они оставили яркий след в истории своей страны и в мировой культуре.

Рубенсу и Вовериусу довелось прожить долгую жизнь: Рубенсу еще предстояло создать галерею Медичи, а Вовериусу – стать экономическим советником эрцгерцога Альберта, верховного правителя Нидерландов.

В этом портрете – написанное тюльпанами послание будущим поколениям: не падайте духом, не склоняйтесь перед обстоятельствами, совершенствуйтесь, любите.

Автор: Бopиc Poxлeнкo
Просмотров страницы: 272


Теги: биографии, художники, картины, живопись, искусство, история,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
13:19   Патрушев пообещал заслуженное наказание организаторам теракта в «Крокусе»

13:19   На Украине рассказали о серьезном продвижении российской армии к Часову Яру

13:18   Путин получил удостоверение президента на новый срок полномочий

13:17   Кандидатура Подносовой на пост главы Верховного суда России одобрена

13:17   Волочкова назвала качества своего идеального мужчины

13:16   На Украине назвали способ избежать обострений с Польшей

13:13   Названа доля работающих таксистами в России мигрантов

13:10   Ереван обвинил Баку в этнических чистках в Нагорном Карабахе

13:07   Пилот самолета с россиянами на борту случайно пролил чай на панель приборов

13:07   В Совбезе заявили о подтвержденной связи теракта в «Крокусе» с Украиной

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 16.04.2024



Тематические фотоподборки

Сама себе фотограф 2

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |