DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Вокруг света

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



О ком рассказывают надгробия Александро-Невской лавры?


О ком рассказывают надгробия Александро-Невской лавры?
Река времен в своем теченьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвеньи
Народы, царства и царей.
Г.Р. Державин «Река времен».

Наверное, многие люди, особенно молодые, не очень любят бывать на кладбищах, а если и бывают там, то по необходимости, в связи с соответствующими событиями. Но чем старше становишься, тем чаще приходится посещать эти скорбные места. Многие из близких друзей, родственников переселяются в мир тишины и вечного покоя. И хочется, чтобы места упокоения близких людей были ухоженными, красивыми, насколько это возможно. Хотя, следует сказать, наши православные кладбища, особенно в маленьких городах, находятся в большом запустении, зарастают бурьяном, кустарниками, за ними нет должного присмотра. Кто бывал на кладбищах европейских стран, тот знает, как там чисто, ухожено и красиво. Ведь места захоронения – это тоже часть истории страны.

Писатель Борис Акунин (Григорий Чхартишвили) в своей книге «Кладбищенские истории», которую наверняка многие читали, рассказывает о шести знаменитых кладбищах мира, в том числе, об одном российском – а именно о Старом Донском в Москве. Жаль, что писатель не рассказал о Санкт-Петербургских некрополях Александро-Невской Лавры. Там стоит побывать всякому, кто интересуется отечественной культурой и историей. Я очень люблю посещать эти кладбища, особенно хорошо там в погожие дни ранней осени или поздней весны. Когда уже, или еще, нет массы туристов, можно спокойно ходить среди надгробий, вспоминая людей, давно ушедших из жизни, но оставивших яркий след и в истории страны, и в моей душе. Обычно я иду сначала в Троицкий собор, а потом уже обхожу кладбища. Их на территории Лавры несколько.

Рядом с Троицким собором, напротив главного входа, находятся захоронения конца XIX – начала XX века, но они не относятся ни к одному из трех официальных некрополей – Лазаревскому (Некрополь XVIII века), Тихвинскому (Некрополь мастеров искусств) и Никольскому. Чем же знамениты эти некрополи? Давайте вместе прогуляемся. Ведь многие надгробия там можно отнести к достопримечательностям Петербурга.

Самое молодое, Никольское кладбище было открыто в 1863 году, к востоку от Свято-Троицкого собора. Первое время его называли Засоборным, но после постройки храма Святого Николая Мерликийского в 1868-1871 гг. оно получило свое современное название – Никольское. Кладбище входит в состав некрополей Александро-Невской лавры, но в отличие от Лазаревского и Тихвинского кладбищ, не является музеем-заповедником, и вход туда свободный. В 1930-40-е годы здесь уже не хоронили, и даже собирались вообще ликвидировать его. Однако, в конце 1970-х годов захоронения возобновились, здесь стали хоронить людей за их особые заслуги перед обществом. Поздние захоронения в основном расположены в правой части от главной аллеи.

В декабре 1996 года в авиакатастрофе погибли С.П. Селезнёв, командующий Ленинградским военным округом, и его супруга. Их могила находится рядом с церковью, на красивом большом надгробии изображены два лебедя, падающие вниз. 1998 году недалеко от храма, с правой стороны главной аллеи, была похоронена депутат Государственной думы Г.В. Старовойтова, убитая 20 ноября в подъезде своего дома на канале Грибоедова. Множество посетителей этого кладбища непременно подходят и к могиле первого мэра Санкт-Петербурга Анатолия Александровича Собчака, похороненного в 2000 г. На его могиле поставлен очень внушительный и красивый памятник, и всегда есть цветы. А недавно еще сделали и ограду (на моем снимке, сделанном в начале лета, ограды еще нет). В 2008 году здесь нашел свое упокоение знаменитый хирург, борец за здоровый, трезвый образ жизни Ф.Г. Углов.

Слева от главной аллеи, рядом с церковью, находится могила Л. Н. Гумилева, советского историка, создателя теории этногенеза, сына знаменитых русских поэтов Н.С. Гумилева и А.А. Ахматовой. Почти рядом с главной аллеей могила лицейского товарища А.С. Пушкина графа Модеста Корфа, государственного деятеля, директора Публичной библиотеки.

Здесь также покоятся архитектор В.А. Кенель, художник М.О. Микешин, первые русские авиаторы С.И. Уточкин и Л.М. Мациевич, и много других замечательных людей. Конечно, это кладбище не такое ухоженное, как Некрополь мастеров искусств, старинные надгробия местами покосились, возможно, за ними уже некому ухаживать.

А теперь отправимся на самое старое из сохранившихся в Санкт-Петербурге, Лазаревское кладбище. Это некрополь XVIII века, он находится слева от входа на территорию Лавры, за аркой надвратной церкви Всех Скорбящих радости. Кладбище было заложено одновременно со строительством Александро-Невского монастыря, и там поначалу хоронили только знатных представителей столичного общества. Для погребения требовалось личное разрешение Петра I. В 1717 году здесь была похоронена любимая сестра Петра царевна Наталья Алексеевна, а затем и его сын царевич Петр. Над их могилами построили небольшую часовню во имя Воскрешения святого Лазаря, потому кладбище стали называть Лазаревским. Значительно позже останки царевны и царевича были перенесены в Благовещенскую церковь, над их могилами положены плиты, получившие название царских, а Благовещенская церковь превратилась в первую царскую усыпальницу Петербурга.

Большая часть могил на Лазаревском кладбище относится к XVIII cтолетию, хотя хоронить продолжали еще в XIX и даже в ХХ вв. Одним из последних стало захоронение в 1915 году выдающегося государственного деятеля графа С.Ю. Витте. В 1919 г. кладбище было закрыто для погребений, а в начале 1930-х годов на его основе стал создаваться музей художественных надгробий. Вместе с находящимся напротив Тихвинским кладбищем и Благовещенской усыпальницей оно входит в состав Государственного музея городской скульптуры, и вход туда платный.

На Лазаревском кладбище довольно тесновато, проходы между надгробиями узкие, надписи на многих памятниках полустерлись и плохо читаются. Но приходят сюда и отдельные посетители, и группы туристов. Здесь покоятся архитекторы, создававшие замечательный облик Санкт-Петербурга: И.Е. Старов, А.Н. Воронихин, Дж. Кваренги, Ж.Ф. Тома де Томон, А.Д. Захаров, К.И. Росси. Достаточно скромная стела стоит на могиле великого М.В. Ломоносова, на торцовой стороне которой написано, что она возрождена в 1832 году графом М.С. Воронцовым. Одно из самых красивых надгробий со скульптурной группой на усыпальнице князей Белосельских-Белозерских.

Многие посетители, и я в том числе, непременно идут к могиле Н.Н. Ланской-Пушкиной, жены великого, любимого поэта. Она находится у дальней от входа стены, недалеко от часовни.
Справа от входа в Некрополь есть захоронение, на памятнике которого такие запоминающиеся слова:
Прохожий! Ты идешь, но ляжешь, так, как я .
Присядь и отдохни на камне у меня.
Сорви былиночку и вспомни о судьбе –
Я дома – ты в гостях – подумай о себе.

Задумавшись о бренности всего земного, мы переходим в следующий некрополь – Тихвинское кладбище.


Любите жизнь, покуда живы, меж ней и смертью только миг.
А там не будет ни крапивы,ни звезд, ни пепельниц, ни книг.
Самуил Маршак

Именно Тихвинское кладбище, которое находится напротив Лазаревского, и называемое сейчас как «Некрополь мастеров искусств», больше всего посещают туристы. Оно сформировалось в начале XIX века. К этому времени на Лазаревском уже не оставалось мест для захоронения, и в марте 1823 года канцелярия Александро-Невской лавры предложила создать новое, которое поначалу так и называли – Новым Лазаревским. В 1869 г. по проекту архитектора Н.П. Гребёнки и на средства купцов бартьев Полежаевых в северной части кладбища была построена церковь во имя чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери, и оно получило имя Тихвинского. В конце 1870-х территорию кладбища обнесли каменной оградой, сохранившейся до настоящего времени. В 1931 году церковь закрыли, здание сначала переделали под почту, а теперь там размещается выставочный зал Музея городской скульптуры.

С 1934 года хоронить на кладбище перестали. Приближалась 100-летняя годовщина со дня смерти А.С. Пушкина, и в связи с этим, власти решили превратить Тихвинское кладбище в «Некрополь мастеров искусств и современников А.С. Пушкина». Архитектурно-планировочный отдел Ленсовета, под руководством главного архитектора города Л.А. Ильина, разработал проект Некрополя.
В 1935 году начались работы по реконструкции, которые проводились в спешке, непродуманно. Многие старые памятники сносились без учета их исторической и художественной ценности и были утрачены навсегда. В результате реконструкции Тихвинское кладбище в том виде, каким оно было в начале ХХ века, перестало существовать. В начале XX в. на этом кладбище насчитывалось 1325 надгробий, из которых сохранилось всего около ста. В соответствии с названием некрополя – Мастеров искусств, сюда переместили, перезахоронили с других кладбищ прах выдающихся артистов, художников, скульпторов, композиторов и музыкальных деятелей. Всего сюда было перенесено более 60 памятников.

На относительно небольшой территории Некрополя собраны, как сказали бы теперь, «звезды» российского искусства. Сейчас здесь около 200 захоронений. Осмотр некрополя я обычно начинаю с правой стороны, где почти рядом со входом находится могила Ф.М. Достоевского с массивным памятником. Рядом с ним в 1968 г. была перезахоронена его жена, Анна Григорьевна, прах которой перевезли из Ялты, и внук – А.Ф. Достоевский. Вблизи от надгробия Достоевского находятся скромные могилы лицейских друзей Пушкина: барона А.А. Дельвига, К.К. Данзаса – секунданта на последней дуэли, Ф.Ф. Матюшкина – адмирала, совершившего кругосветное плавание.

Далее, вдоль северной части ограды,на так называемой композиторской дорожке, идут захоронения композиторов М. И. Глинки, П.И. Чайковского, М.А. Балакирева, А.П. Бородина, А.С.Даргомыжского, Ц.А. Кюи, Н.А.Римского-Корсакова. Самый красивый памятник поставлен на могиле П.И. Чайковского. В 1972 году сюда был перенесен из Парижа прах великого русского композитора А.Г. Глазунова.

К западу от музыкантов покоятся художники И.И. Шишкин, И.Н.Крамской, А.И.Куинджи, Б.М. Кустодиев. историк Н. М. Карамзин. В центральной части Некрополя находятся могилы выдающихся артистов - В.Н. Асенковой, В.Ф.Комиссаржевской, Н.К. Черкасова, Ю. М. Юрьева, балетмейстера М.И. Петипа и других. Над многими надгробиями поставлены бюсты, другие отличаются простотой, скромными стеллами. Мне очень нравятся памятники на могилах Н.К. Черкасова и В.Ф. Комисаржевской.

Почти в самом конце южной дорожки высится монументальный памятник В.В. Стасову, крупному музыкальному и художественному критику.
Последним в этом Пантеоне русского искусства был похоронен в 1989 году выдающийся театральный режиссёр Г.А. Товстоногов, в течение 33 лет( с 1956г.) возглавлявший БДТ им А.М.Горького в Ленинграде. Над его могилой возвышается крест с распятой фигурой Христа работы скульптора Левона Лазарева.

Вдоль южной стены, ближе к выходу, находится могила великого баснописца И.А. Крылова, надгробие над которой выполнено по проекту П.К. Клодта, являющегося также и создателем памятника Крылову в Летнем саду. Рядом похоронен еще один современник А.С. Пушкина – Н.И.Гнедич, русский поэт, знаменитый переводчик «Илиады». Наискосок, через дорогу, похоронен знаменитый мореплаватель Ю.Ф.Лисянский, участник первой русской кругосветной экспедиции.

А перед могилой Крылова посетители надолго останавливаются перед гранитным саркофагом, со всех сторон исписанным эпитафиями в стихах и в прозе. Принадлежит надгробие(хотя на нем нет имени и фамилии погребенного) мало кому известному нынче книгоиздателю и книготорговцу XIX века Лисенкову Ивану Тимофеевичу. Все надписи составляют маленькую, но тщательно подобранную антологию. Это единственный в своем роде литературный памятник. Часть букв читается с трудом, но при желании можно все прочесть. Первая часть открывается четверостишием известного стихотворени я Г. Р. Державина «Река времен».

Река времен в своем теченьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвеньи
Народы, царства и царей.
Уходит человек из мира,
Как гость с приятельского пира
Он утомился кутерьмой
Бокал свой допил, кончил ужин.
Устал! Довольно – отдых нужен
Пора отправиться домой.

На другой стороне саркофага – три совета, как следует вести себя в жизни: 1.Употреби труд, храни мерность – богат будешь. 2. Вождержно пий, яждь мало – здрав будешь. 3.Делай благо, бегай злаго – спасен будешь.

Обычно экскурсоводы рассказывают, (а если вы без экскурсовода, то смотрительница у входа тоже поделится с вами сведениями), что этот участок под захоронение на Тихвинском кладбище, был куплен И.Т. Лисенковым для друга, книгоиздателя А.Ф. Смирдина, умершего в 1857 г. Для него же Лисенков на свои средства изготовил саркофаг (судя по одной из надписей, он был вырублен в 1870 г). Однако семья Смирдина похоронила Александра Филипповича на Волковском кладбище. А под этим саркофагом впоследстии похоронили самого Лисенкова И.Т., умершего 15 марта 1881 . И еще одна надпись на боковой стороне саркофага , где книгоиздатель прощается с нами:

«Ты будешь тем, что я теперь.
Гробницы, гробы здесь на явке
Стоят, как книги в книжной лавке,
Число страниц их видно вам,
Заглавье в каждой книге ясно,
А содержанье беспристрастно,
Подробно разберемся там.
Прохожий, бодрыми шагами
и я ходил здесь меж гробами,
читая надписи вокруг,
как ты мою теперь читаешь.
Намек ты этот понимаешь?
Прощай же! До свиданья, друг».

Вот и мы попрощаемся с Некрополем, покинув его в задумчивости о скоротечности жизни, бренности бытия.

Фотогалерея надгробий

Автор: Гepтpyдa Pыбaкoвa
Просмотров страницы: 330


Теги: экскурсии, архитектура, санкт-петербург, кладбища, старина, достопримечательности, история,



Подпишитесь на анонсы статей





Владимир Алексеевич (15.12.2019 09:26)

Я-потомок художника А.Г. Варнека и автор порядка сорока статей о его творчестве. Портрет скульптора И.П. Мартоса-одна из главных его работ. Рассматривая в интернете надгробие скульптора на Лазаревском кладбище, не смог прочитать надпись на нем. Прошу помочь. С уважением, В. Варнек






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
07:55   Мигранта задержали за пропаганду Талибана девушке из соцсети

07:53   В России отреагировали на учения НАТО в Финляндии

07:43   Россиянка описала отдых в Узбекистане фразой «действительно очень опасно»

07:43   Восемь беспилотников ВСУ пытались атаковать четыре региона России

07:42   Экономист описал будущее курса рубля

07:42   Пара занялась сексом на глазах у прохожих и объяснила это выдавливанием прыща

07:41   Экс-советник НАТО сообщил Украине тревожную новость насчет помощи США

07:41   В США призвали продлить программу ленд-лиза для Украины

07:41   Звезда «Эйфории» опубликовала откровенные фото с отдыха

07:39   В ФБР заявили о возможности похожего на атаку в «Крокусе» теракта в США

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 24.04.2024



Тематические фотоподборки

Дорожные указатели

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |