DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Культура, искусство, история

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Как развивалось европейское фехтование?


Как развивалось европейское фехтование?

Наверное, способы применения оружия возникли сразу, как только появилось само оружие. Это нормально: люди запоминали принесшие победу способы применения оружия, чтобы вновь использовать.

Известны изображения фехтующих в Древнем Египте, фехтовали римские гладиаторы (мы будем говорить о Европе, не касаясь Дальнего Востока). Но, похоже, фехтовальное искусство гладиаторов Рима (легионеры фехтованию не обучались) кануло в Лету вместе с ними.

Вначале попробуем прояснить, что считать фехтованием. Выскажу довольно субъективное мнение, что фехтование – это искусство ведения индивидуального поединка с оружием. С этой точки зрения, большинство воинских систем владения оружием фехтованием назвать нельзя. В сомкнутом строю важнее слаженные действия, нежели собственно искусство фехтования. Важнее удержать строй, маневрировать группой, собственно же действия оружием могут быть довольно примитивны. По сути, фехтование зародилось как гражданское искусство. Одна из первых сфер его применения – обычай Божьего суда, то есть поединка, призванного выяснить правоту одного из участников.

Распространены были поединки (и индивидуальные, и групповые) и у скандинавов.

Техника ведения боя определяется параметрами оружия. В 14-15 веках рыцарям не было особой необходимости уметь сражаться без доспехов. А вот в среде горожан это искусство развивалось.

Важно, что ранние техники поединка почти не предполагали использования клинка для защиты. В старых учебниках по фехтованию (фехтбухах) клинком защищаются, если в руках двуручный меч. Это логично: чем еще защищаться, если щита нет? К тому же двуручный меч и перехватывали за клинок, подобно копью, и использовали для выполнения борцовских приемов. В остальных случаях меч (а позже рапира) использовался в паре со щитом. Щит постепенно уменьшался в размерах, превращаясь в баклер – маленький кулачный щит. Первое упоминание о нем в фехтбухе относится к концу 13 века, активно применялись баклеры века до 16. Конечно, баклер в силу очень небольшого размера – оружие гражданское, на войне чаще использовались щиты. Зато баклер был пригоден для ношения в городе. Использовался он и с мечом, и с рапирой.

Кажется, рапира впервые упоминается во второй половине 15 века. В противовес мечу, само название «espada ropera» переводится как «меч для костюма». Понимать это можно двояко: и как оружие для ношения с гражданским костюмом, и как оружие для боя без доспехов. Наверное, с рапиры и начинается история того, что мы сейчас понимаем под фехтованием. Главное ее отличие от меча состояло в усилении колющих качеств. Ренессансной рапирой можно было рубить, но ее размеры, вес и баланс были оптимизированы именно для нанесения уколов. Рапира – оружие чисто гражданское, предназначенное для поединка. На поле боя наличие доспеха делало уколы узким длинным клинком довольно бессмысленными. К тому же при высокой летальности проникающих ранений их останавливающее действие невелико, что на дуэлях нередко приводило к взаимному убийству или, как минимум, к обоюдным ранениям.

Уже в 16 веке с итальянскими конкурентами полемизирует англичанин Джордж Сильвер («Парадоксы защиты», 1599). В Англии дольше других было распространено фехтование на мечах, и Сильвер указывает на высокий риск рапирного фехтования, а также на низкое (в сравнении с ударом) останавливающее действие укола.

Выход на передний план укола ведет к принципиальному пересмотру техники. Укол дальше достает; требует куда меньшего, нежели удар, усилия – следовательно, меняется манера движения в целом. Относительно легкая, сбалансированная на рукояти рапира позволяет быстро маневрировать кончиком оружия, находя бреши в защите.

Техника совершенствовалась постепенно. В раннем рапирном фехтовании не было понятия защиты в том смысле, как мы понимаем ее сейчас. Современные спортсмены фехтуют на более коротких и легких клинках, современные защиты клинком являются наследием французской школы фехтования на шпагах гораздо более позднего времени. То, что кажется сейчас само собой разумеющимся, было вовсе не очевидно в 15–16 веках.

Надо учитывать, что при переходе от рубяще-колющего меча к колющей рапире менялось все: от способа удержания меча до передвижений. Долгое время рапира использовалась преимущественно в паре с кулачным щитом, кинжалом, дагой (тяжелым кинжалом или малой шпагой), плащом. Во-первых, это наследие «эпохи меча», когда функции атаки и защиты были распределены по разным рукам и требовалось время для перехода на новую манеру ведения боя. Во-вторых, длинный клинок был довольно громоздким.

Помимо щита или кинжала, активно использовали защиты передвижением, уклонением с одновременной встречной атакой. Клинком защищаться, конечно, умели, но вся манера ведения боя существенно отличалась от современной. И конечно, защищались невооруженной рукой. Ничего невероятного здесь нет: клинок не имел бритвенно-острых лезвий, а рука была защищена плотной одеждой. Защищенная перчаткой кисть допускала захват за клинок и обезоруживание.

Несмотря на то, что термин «рапира» возник в Испании, в 15-16 веках «законодателями моды» в фехтовании были итальянские мастера. Именно здесь издавались в немалом количестве учебники фехтования.

Справедливости ради отмечу, что учебники выходили и в Испании, но в куда меньшем количестве. Кроме того, отраженное в учебниках испанское фехтование (дестреза) здорово отличается от итальянской и иных школ. Основа ее – сложная система передвижений по кругам, хордам, радиусам с детально проработанным учением о шагах и дистанциях. Очень упрощая: бойцы в узких и высоких стойках передвигались по сторонам и хордам воображаемого круга на дальней дистанции. Оружие в вытянутой руке направлялось в лицо противника. Считалось, что правильные перемещения позволяют избежать удара и провести собственную атаку, как только противник попытается сблизиться или раскроет линию атаки. Эта система, вполне рабочая, была переотягощена сложными геометрическими выкладками и теоретизированием, очень осложнявшими обучение. Тем не менее испанцы имели репутацию опасных бойцов. Так что, возможно, практическое обучение не было так уж отягощено теоретическими и философскими выкладками.

Воинское же фехтование испанцев, скорее всего, имело мало общего с дестрезой. Испанская школа дольше других сохранила своеобразие. Учебники Каррансы (1582), Нарваэса (1600, 1612, 1625) и Тибо (1628) представляют ставшие архаичными к 17 веку методы. Хотя и здесь все не так однозначно. «Архаичные» испанские методы в чем-то опережали более «прогрессивную» итальянскую школу. Боец мог быть вооружен одним клинком (а не двумя) и поэтому располагался скорее боком, чем фронтально, в отличие от итальянской стойки. Кроме того, испанцы уделяли больше внимания защите и клинком, и передвижением, стремясь сместиться с линии атаки и самому атаковать сбоку от клинка противника. Акцент на защите клинком снова появился во Франции во второй половине 17 века.

Считается, что ряд принципов дестрезы сохранился в фехтовании на навахах, активно развивавшемся после запрета на ношение недворянами шпаг в 18 веке. Итальянская школа легла в основу того фехтования, что мы знаем. Постепенно клинок укорачивался и облегчался, дага сменилась более коротким и легким кинжалом (который не держался обратным хватом, как можно иногда видеть в кино). И постепенно, к 17 веку, функции и защиты, и атаки перешли к шпаге. Тем не менее невооруженная рука долгое время продолжала использоваться для защит и захватов. И конечно, при случае применялись приемы рукопашного боя, в частности удары невооруженной рукой, рукоятью и гардой оружия и подсечки. Кстати, технически шпагу можно использовать как рычаг для выведений из равновесия, хотя не знаю, использовали ли ее таким образом. Впрочем, необходимость применять рукопашные техники (кроме парирований и захватов оружия), по сути, означает, что боец не сумел реализовать свои фехтовальные навыки.

Фехтовальщики со всей Европы ездили учиться в Италию, да и сами итальянские мастера преподавали не только в своей стране. В 17 веке европейский «центр» фехтования переместился во Францию.

Французский стиль и лег в основу современного фехтования. Кажется, именно французские мастера 2-й половины 17 века удлинили выпад, доведя его до совершенства (а иногда до совсем уж неудобного предельно растянутого положения). Одновременно фехтование формировалось как система в современном понимании. Примерно до 17 века в учебниках можно видеть скорее набор излюбленных приемов того или иного мастера. Не было единой классификации положений оружия и защит, не было особой системы.

Примерно во 2-й половине 17 века колюще-рубящая рапира начинает вытесняться шпагой. Более короткая и легкая, она обычно была граненой и не имела лезвий, что позволило эффективно защищаться клинком, отказавшись от оружия для левой руки. Впрочем, защиты невооруженной рукой сохранялись еще долго, как и уклонения телом. Защиты рукой, кстати, весьма эффективны и в бою легким оружием. Уходы и уклоны оказались применимыми в реальном бою, в неожиданной стычке, где и противников могло быть несколько, и дистанция начала боя могла быть короче привычной фехтовальной. А вот в открытом поединке, дуэли (прототипе современного спортивного боя) их польза с возрастанием скорости работы клинком сомнительна.

И еще о защите. Долгое время в фехтовании господствовал принцип stesso tempo, единства защиты и контратаки. В итальянских школах рапиры предпочитали не столько защищаться оружием, сколько проводить встречную атаку «в темп». Защиту и атаку стремились совмещать в одном движении. Нанося укол, ближней к рукояти («сильной») частью оружия стремились одновременно отклонить клинок противника. Это действие называется оппозиция. Оно перешло в современное фехтование, а в 16-17 веках было основой основ.

На заре своего появления колющая рапира выигрывала у рубяще-колющего меча в маневренности: любой замах на удар открывал бойца для стремительного укола. В бою рапирой против рапиры значительное внимание уделялось защите передвижением, причем двигались не только по прямой, но и в стороны, а также уклонялись движениями корпуса.

С облегчением и повышением подвижности клинка такая тактика становилась все более рискованной. Акцент стал делаться на более надежной защите оружием. Не пропустить укол стало важнее, чем нанести собственный, возник новый принцип dui tempi: защита и контратака в два темпа, разделение защитного и контратакующего действий. Вес оружия теперь позволял уверенно защититься (даже от нескольких последовательных атак), мгновенно переходя в контратаку.

Постепенно происходила классификация техники, приведение ее к общему знаменателю. Стойки, передвижения, защиты увязывались в единую систему.

Читавшие роман А. Переса-Реверте «Учитель фехтования» помнят о поисках героем «совершенного удара». Это вполне соответствует реальности, вот только герой отстал от времени лет на 300. 16-17 века – время коронных приемов, секретных техник и поисков «идеального удара». В 1860-х годах фехтование давно стало наукой, где все возможные ходы были «расписаны».

Можно сказать, что в конце 19 века технический арсенал фехтовальщиков мало отличался от современного. Прогресс был связан с превращением фехтования в спортивную дисциплину. С исчезновением угрозы жизни фехтование стало более зрелищным, рискованным, скоростным.

Автор: Aлeкcaндp Cмиpнoв
Просмотров страницы: 305


Теги: дуэль, история оружия, самооборона, меч, интересный факт, рыцарство,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
05:04   Известная 52-летняя актриса рассказала о причинах создания профиля на Onlyfans

05:04   В Госдуме отказались поддержать отмену контрольных работ в школах

05:04   Женщинам объяснили пользу регулярных оргазмов

05:03   Украинцев предупредили о нехватке электричества

05:00   Священника и участника СВО подозревают в участии в ОПГ. Банда 20 лет похищала и убивала людей в Белгородской области

04:57   На Украине назвали сроки обрушения фронта

04:56   СК России заочно предъявил обвинения четверым полковникам ВСУ

04:38   Раскрыты подробности задержания главы МЧС Чечни

04:30   Samsung представила память для ИИ

04:14   Полянский уличил представителя США в СБ ООН в распространении фейков

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 18.04.2024



Тематические фотоподборки

Герои задних планов

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |