DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Культура, искусство, история

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



«Диана» Рубенса. А только ли Рубенса?


«Диана» Рубенса. А только ли Рубенса? 
Питep Пayль Pyбeнc, Диaнa вoзвpaщaeтcя c oxoты

У древних греков была богиня Артемида (в римском варианте – Диана): «Диана-Артемида – всегда юная богиня охоты, плодородия, женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах.

Её прислужницами были 60 океанид и 20 нимф. Получила в подарок от Пана 12 псов. Охотясь на зайцев, радуется виду заячьей крови. Артемида – вечная дева. Её нимфы также дают обет безбрачия, а та, которая нарушает его, – строго карается». Она всегда считалась образцом женственности. Ее рисовали, лепили, вырубали из мрамора во все времена – идеал красоты на давал покоя художникам и скульпторам.

И Рубенс не остался в стороне: «Диана отправляется на охоту», «Диана, нимфы и фавны», «Диана возвращается с охоты»… Прекрасные лица, прекрасные тела! Где-то обнаженные совсем, где-то прикрытые. Ну, кто откажется от такого зрелища? Разве что какой-нибудь фанатичный монах! А если эти шедевры собраны вместе – это же просто праздник!

Из жизнеописания Дианы не очень понятно, чем она занималась. Получается так, что у нее было два вида занятий: отдых и охота. Для отдыха у нее, видимо, было только одно место, которое описано у Овидия Назона. Это была пещера из туфа с ручьем, в котором текла прозрачная вода, и водоемом, окаймленным свежей травой. Вокруг – сосновый лес и кипарисы. Вот в этом ручье «богиня лесов, утомясь от охоты, обычно девичье тело свое обливала текучею влагой».

Нимфы ухаживают за богиней: кто-то забирает у нее лук и стрелы, кто-то принимает ее одежду, кто-то приводит в порядок ее волосы. Редкие минуты покоя от досадных (а может быть, и не совсем досадных) фавнов!

Все ли нимфы имеют собственные имена, установить трудно. Для этого надо тщательно перечитать все древние источники, желательно – в оригинале. А в «Википедии» всего около десятка имен. Есть ли у нимф какие-то атрибуты, которые позволили бы отличить их одну от другой? Опять-таки, в «Википедии» есть прямое указание только на одну. Если вы увидите в руках нимфы лук, то знайте, что вы видите Кирену, она – лучница, «убийца львов».

Но вот и фавны появились – и началась суета. Они пытаются утащить нимф куда-то, кто-то схватился за копье – но до крови дело не дойдет, все кончится мирно (по крайней мере, в мифах ничего нет о жертвах этой борьбы).

Еще полотно – почти идиллия: кто-то на земле, а кто-то уже в гостях у фавнов на деревьях. Слева сидит пара: он то ли делает ей массаж, то ли заплетает косу. А что наверху творится – темный лес!

После отдыха Диана отправляется на охоту. На картине – и псы, которых она получила в подарок от Пана, и копье, и нимфы. И, конечно, фавны, наглые и приставучие! Им нет дела до того, что вокруг них есть еще кто-то. Вот он схватил нимфу, да так, что бедная не знает, куда деваться! Уже и ногу тянет, козлоногий!

Ее подружка смотрит на эту сцену с нескрываемым любопытством. И хочет показать происходящее третьей, пытаясь развернуть ее лицом к этой паре. А та, третья, – во всеоружии, уж она-то постоит за себя: у нее серп. Скорее всего, это – предупреждение не в меру активным фавнам. Да и выражение лица у нее говорит: «Попробуй, сунься!» (Похоже, что эта нимфа написана с сестры жены художника – с Сусанны Фоурмент, и серп – символ ее неприступности.)

Диана возвращается с охоты. Перед ней – фавн с грудой фруктов в подоле натянутой на пояс шкуры, возле ног – собаки, сзади – три нимфы. Одна из них – с луком (Кирена, «убийца львов»), та, что на переднем плане, несет колчан Дианы, а на копье – заяц, подвешенный связанными ногами.

Диана и нимфы устали, лица невыразительные совершенно. Непонятно, зачем фавн показывает Диане свой фруктовый набор: может быть, приглашает на вакханалию? И фавн сзади с корзиной фруктов на голове – протягивает что-то нимфе. (Тоже куда-то зовет? Нимфа, похоже, отнекивается. Может быть, жалуется на головную боль?) Возле ног фавна – пухленькие малыши. Слева – вроде как крестьянин и крестьянка. Что они делают в этом волшебном мире – непонятно.

А вот другая Диана возвращается с охоты (обе картины датированы 1615 годом). На заднем плане – почти без перемен: фавн с корзиной фруктов протягивает нимфе гроздь винограда. Нимфа смотрит на него с какой-то подозрительностью. Слева вместо крестьянина и крестьянки – мужеподобное существо: не то фавн, не то человек. Справа от Дианы – нимфа, на копье которой висит заяц, ее лицо обращено к зрителю.

Центр картины – сама Диана. Диана несет битую птицу. Как несет? В подоле. Почему вдруг в подоле, можно было и в корзине... Нет, художник предпочел такое решение, хотя оно кажется совершенно нелогичным. Уж если пошли на охоту – должны были вернуться с добычей. Ведь охотиться пошла не крестьянка, а богиня! Коль скоро должна была быть добыча – у богини как бы достаточно ума запастись корзинкой. А Рубенс поднял ей подол. И только для того, чтобы показать ее мощные ноги! (Правильно, между прочим, сделал, ноги достойны внимания!)

Куда смотрит богиня, почему она потупила свой взор (или направила вниз, если точнее)? Дело в том, что стоящий перед ней фавн, как и в предыдущей картине, держит фрукты. Но в этом варианте, на этом полотне он поднял подол повыше. Вот и получилось, что взгляд Дианы направлен вовсе не на фрукты!

А что произошло с Дианой? Когда шла на охоту – была стройной богиней. А здесь? Пышная матрона! И вовсе не похоже, что она – девственница. Вот это заставляет задуматься: а почему вдруг? Как получилось такое превращение? Что заставило художника из молодой, цветущей девушки сделать чуть ли не матрону – мать многочисленного семейства?

Можно предположить, что был заказ на какой-то сюжет, скажем, «Диана-охотница». Рубенс начал писать его с молодой натурщицы. А потом с ней (с натурщицей) что-то приключилось, а сроки поджимали. И пришлось ее заменить на ту, что оказалась рядом.

Но причина может быть и другой. Вот выдержка из письма Питера Пауля Рубенса одному из своих посредников: «Антверпен, 13 сентября 1621 года. Эта картина будет исполнена мной собственноручно, без малейшей примеси чужой работы, что я обещаю Вам честным словом порядочного человека. Мне очень неприятно, что это дело причиняет некоторое неудовольствие господину Карлтону, но он ни единожды не дал ясно понять, когда я настоятельно просил его объяснить, должна ли эта вещь быть настоящим подлинником или может быть только тронута моей рукой…»

Таким образом, одна из версий: Диана написана не Рубенсом. Более того, очень похоже, что и композиция была сделана другой рукой (если не вся, то в какой-то части). Его ученик Якоб Иорданс (1593–1678) написал полотно «Аллегория изобилия», которое датировано 1622 годом, спустя 7 лет после «Дианы». И если поставить рядом головы женщин, то напрашивается предположение, что Диана – творение Йорданса. Видимо, выстроил композицию и написал картину Йорданс, а Рубенс только поправил.

Диана отдыхает, идет на охоту, возвращается с охоты… Это – на полотнах. А в залах музеев зрелищем божественной красоты наслаждаются зрители.


Питер Пауль Рубенс, «Диана и нимфы, захваченные фавнами врасплох»


Питер Пауль Рубенс, «Нимфы и сатиры»


Питер Пауль Рубенс, «Диана с нимфами идет на охоту»


Питер Пауль Рубенс, «Диана возвращается с охоты»


Питер Пауль Рубенс, «Диана возвращается с охоты»

Автор: Бopиc Poxлeнкo
Просмотров страницы: 279


Теги: живописец, знаменитости, авторство, автор, мифические существа, картины, живопись, искусство, мифы, культура, история,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
20:17   Саратовские мастера научились шить одежду из рыбьей кожи

20:15   В Кургане паводок достиг пика

20:14   Змея задержала никогда не опаздывающий поезд

20:12   Премьер Финляндии отказался общаться с русскоязычными жителями. В этот день к границе с РФ прилетела глава Еврокомиссии

20:09   Американский разведчик заявил о бегстве лучших бригад ВСУ под Часовым Яром

20:07   Мужчина устроил стрельбу в центре Дербента

20:06   В России захотели запустить прямые рейсы в две страны Африки

20:04   Победитель популярного реалити-шоу рассказал об удивившем его правиле проекта

19:58   Гуф принес извинения повредившей на его концерте голову девушке

19:53   Кожу для роботов напечатают на 3D-принтере

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 19.04.2024



Тематические фотоподборки

Дети хулиганят

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |