Как METALLICA записала «Master Of Puppets» и её начали сравнивать с Бетховеном и Вагнером?
Помню, я еще учился в 9 классе советской школы, когда мой одноклассник – Сашка Швец – привез из Луганска купленную на «балке» (как тогда называли «чёрный» аудиорынок) новую пластинку. Это был свежеиспечённый альбом группы METALLICA «Master Of Puppets».
Сашка был человеком, постоянно следящим за новыми музыкальными веяниями, но в нашем провинциальном городке его интересы не всегда разделялись местными рок-меломанами. Те, что постарше (Швец называл их «хардовички») любили «старую школу» типа DEEP PURPLE и URIAH HEEP, а те, что помоложе, балдели от мелодичного хэви-металла в духе JUDAS PRIEST и IRON MAIDEN. К «металлу» стиля «трэш» или «спид» большинство оказалось не готово и презрительно называло его «колотнёй».
Это сейчас музыка, звучащая как отбойный молоток, и вокал в стиле «я простуженный и злой», никого не удивляют. А тогда это казалось просто «антимузыкой». Надо сказать, что все новинки трэша (все эти SODOM, VENOM, SLAYER, KREATOR – имя им легион) я слушал, они меня забавляли, но уж точно не восхищали. До тех пор, пока Сашка не поставил пластинку «Master Of Puppets». Уже мрачное вступление на акустических (!) гитарах настраивало на то, что «а группа-то не так проста». Правда, за вступлением следовал классический трэш-забой «Battery», но – о диво! – он мне нравился.
Ещё больше мне понравилась одноимённая «Master Of Puppets», где «крыша» слетала от ритмических вывертов и неожиданных смен темпа, вроде центральной части, где группа неожиданно играла красивую и грустную мелодию. Старший брат Сашки, услышав этот отрывок, сказал что-то вроде: «Умеют же нормально играть, черти, но не хотят».
Я был не согласен – эта группа играла не только яростно и энергично, но и интересно. Так METALLICA стала, наверное, единственной из групп классического трэша, которую я слушал с удовольствием... Забавно, что спустя время я прочёл похожее, но более резкое мнение одного рок-критика, заявившего, что «METALLICA – единственная хэви метал-группа, которую может слушать добропорядочный взрослый человек, не чувствуя при этом, как его коэффициент интеллекта неудержимо стремится к нулю».
А началось всё в 1981 году, когда в Лос-Анжелесе встретились «два одиночества», «два мира, два детства», а именно – словоохотливый, как для ударника, датчанин Ларс Ульрих и угрюмый и замкнутый, как для вокалиста, американец Джеймс Хэтфилд.
Джеймс родился 3 августа 1963 года в семье последователей религиозного учения «Христианская наука Мэри Бэйкер Эдди», отрицающего всякую заботу о здоровье и медицинскую помощь. Мальчонку освободили от всех уроков физкультуры и вместо футбола-бейсбола заставили его играть на пианино. Пианино Хэтфилд ненавидел, ноты учить отказывался, поэтому музобразование вряд ли пошло ему впрок. Зато старший брат подсадил его на тяжёлый рок, и вместо «пианины» наш герой начал усердно терзать гитару.
Когда ему исполнилось 13 лет, из семьи ушёл отец, а в 16 – умерла от рака мать, до последнего отвергавшая медицинское вмешательство. Позже подростковые травмы аукнутся в песнях вроде «The God That Failed», «Mama Said» и «Until It Sleeps».
Ларс Ульрих же вырос в либеральной семье с хорошим достатком, которая переехала из Копенгагена в пригород Лос-Анжелеса. Его папа был знаменитым теннисистом и надеялся, что сын продолжит «династию», но не тут-то было. Ларс чувствовал себя чужим среди благополучных детишек в розовых маечках. Именно «аутсайдерство» и любовь к тяжёлой музыке объединили такие разные личности, как Ульрих и Хэтфилд.
Джеймс Хэтфилд: «Когда я встретил Ларса, моя мать только что умерла. Поэтому любой человек воспринимался мной как враг. Я не был силён в общении из-за того, что окружение, в котором я рос, было очень отчуждённым».
Ларс Ульрих: «Никогда в жизни не встречал никого более застенчивого. Он был чудовищно замкнут, боялся контактов с людьми».
Название для новой группы Ульрих хитроумно «украл» у своего знакомого, который спросил у Ларса: «Как назвать новый журнал о хэви-металле – «Metal Mania» или «Metallica»?» «Конечно же «Metal Mania»!» – воскликнул советчик, поняв, что «другая корова нужна самому».
Дело оставалось за басистом и гитаристом. Гитариста нашли быстро – им стал Кирк Хэммет (тоже трудное детство, отец-алкаш, побои – весь набор, чтобы играть «злую музыку»). А вот первый басист Рон Макговни вскоре сбежал, заявив: «От его (Хэтфилда – С.К.) ритмичных сбивок у меня мозги вставали дыбом, он же чокнутый – мы играем рок или мы играем Стравинского? Лично я предпочитаю рок».
Следующего басиста – Клиффа Бёртона – Стравинский не пугал. Он вообще был парнем из хорошей семьи, любителем Баха и Бетховена, закончившим музыкальную школу по классу джазовой бас-гитары. В итоге Бёртон стал одним из важнейших людей, повлиявших на творческую эволюцию METALLICA.
Джеймс Хэтфилд: «После репетиций и уроков с Клиффом, я нашёл удовольствие в записи своих идей нотными знаками. Я даже не думал, что всю эту чертовщину, которая бродит у меня в голове, можно оформить вне репетиционного зала. Клифф дал мне всё – уверенность в своих силах; он дал мне какой-то дух силы не пить пиво на репетициях, а спокойно работать и получать от этого удовольствие, и мне это понравилось».
Группа даже согласилась на условие Бёртона – переехать из Лос-Анжелеса в Сан-Франциско. Впрочем, в Анжелесе, где царствовал глэм-металл, они всё равно были «белыми воронами». В отличие от многих «металлистов» METALLICA всегда равнодушно относилась к внешнему виду, не облачала себя в шипы, цепи, ошейники и колготки из спандекса. Все их амбиции заключались только в сфере музыки.
Уже первый альбом был отчётливым заявлением о том, что на «металл-сцене» появились серьёзные конкуренты. Правда, он ещё не сильно выходил за рамки традиционного трэша и название носил соответствующее «Kill ‘Em All» («Убей их всех»). Следующая пластинка «Ride The Lightning» («Оседлав молнию») (1984) была уже сложней и удивляла отличной балладой «Fade To Black» – по-моему, первой трэш-балладой в истории музыки. Третья же пластинка – упомянутая выше – «Master Of Puppets» стала настоящим шедевром не только трэша, но и рок-музыки вообще.
Если альбом «Master Of Puppets» впечатлил вашего покорного слугу, не особо привечающего трэш-металл, то можно представить, какое впечатление он произвёл на поклонников данного стиля. Во многом качество этой пластинки METALLICA было связано с тем, что группа подошла к записи более тщательно.
В отличие от первых двух альбомов, «Master Of Puppets» писался долго – почти четыре месяца. Запись проходила на родине ударника Ульриха – в Копенгагене – под присмотром опытного продюсера Флемминга Расмуссена. С тех пор, перфекционизм и дотошность METALLICA стали притчей во языцех. Если барабанщик сбивался хоть на йоту, его партия перезаписывалась полностью. Хэтфилд же сделал доброй традицией прописывать гитарную партию несколько раз (допустим, на одном акустическом вступлении к «Battery» можно услышать аж 6 дорожек).
Другие пионеры трэша делали ставку в основном на злобность и скорость. Недаром, делая обзор какой-то трэш-пластинки, один критик язвительно пошутил: «У меня две новости. Плохая в том, что песен на пластинки очень много, а хорошая – что они слишком короткие». Со злобностью у METALLICA было всё в порядке, но теперь они стали делать ставку не на скорость, а ритмическую и композиционную сложность композиций.
То же касалось и текстов. Если остальные металлисты пели о девках, маньяках и сатане, то Хэтфилд придал агрессии трэша более достойное воплощение. Его тексты стали затрагивать социально-общественные проблемы.
Ларс Ульрих: »...что касается текстов, то такие вещи просто нам более интересны, чем песни об очередной секс партнерше, черной магии или о том, сколько человек с утра ты уже убил. «Kill 'Em All» (первый альбом группы – С.К.)? Да, но вспомните сколько нам было лет!»
Ярким примером вышесказанного стала блестящая и навороченная одноименная композиция альбома – «Master Of Puppets», из музыки которой вполне можно было бы слепить не меньше четырех разных песен.
Джеймс Хэтфилд: »Я думаю, мы хотели написать ещё одну песню с незавершёнными аккордами ведомыми вокалом и с броским припевом. На «Master of Puppets» мы начали писать более длинные, более инструментальные песни. Это было больше вызовом – написать длинную песню, которая не казалась бы длинной. Рифф для этой песни был довольно беспорядочным – постоянно движущийся, он хорошо звучит живьём».
Название песни можно перевести, как «Хозяин марионеток» или «Кукловод». Текст явно повествует о разрушительном и подчиняющем действии наркотиков – отсюда фразы «венах, перекачивающих черную жидкость» и «завтраке на зеркале» (намек на кокаин). Надо сказать, что в группе с сильными наркотиками был знаком лишь гитарист Кирк Хэммет (к тому времени завязавший). Хэтфилд больше увлекался алкоголем, от привязанности к которому ему тоже пришлось позже лечиться.
Вообще большинство песен альбома объединяет тема манипуляции людьми, будь-то солдат на бессмысленной военной бойне («Disposable Heroes») или безвольный пациент псих больницы («Welcome Home Sanitarium», написанная под влиянием знаменитого фильма «Полёт над гнездом кукушки»).
Пластинка вышла в феврале 1986 года и стало понятно, что даже не напиши METALLICA больше ничего, её место в рок-пантеоне было обеспечено. Несмотря на слабую радиоротацию альбом «Master Of Puppets» занял 29-е место в США и до сих пор фигурирует в разных списках лучших «металлических» альбомов. Группа DREAM THEATER позже полностью переиграет материал альбома, а итальянская группа NANOWAR, пародирующая «хэви-металл», запишет на заглавную песню смешную пародию «Master of Pizza» («Повелитель Пиццы»).
Басист Клифф Бёртон: »Я думаю, что «Master» – пока что лучшая песня Metallica. Стихи становятся всё лучше».
К сожалению, «Master» станет последним альбомом записанном с Клиффом. 27 сентября 1986 во время турне автобус группы занесёт на скользкой дороге, Бёртона выбросит в окно и насмерть придавит перевернувшимся автобусом. Остальные члены группы были в таком шоке от смерти басиста, что METALLICA чуть было не распалась.
К счастью, этого не произошло. Группа нашла нового басиста – Джеймса Ньюстеда и в 1988 году выпустила новый альбом «...And Justice for All» («...и справедливость для всех»). Название носило большую долю иронии, ибо песни альбома на этот раз бичевали пороки американского общества. Что до песен, то они стали ещё более навороченными и о-о-очень длинными.
На фоне этих трэш-симфоний особенно выделялась композиция «One» («Один»). Текст к ней был написан Хэтфилдом под впечатлением от романа Д. Трамбо «Johnny Got His Gun» («Джонни берёт своё ружьё»), в котором рассказывалось о солдате Первой мировой войны, который потерял все конечности и органы чувств.
Сейчас весь мир сгинул, есть только я один, О, Господи, помоги мне! Останови мое дыхание, мне хотелось бы умереть, Пожалуйста, Господи, помоги мне!
Темнота обволакивает меня, Все, что я вижу, – Абсолютный ужас... Я не могу жить, Я не могу умереть, Пойманный в себе... Тело – меня держащая обитель...
На эту жуткую историю о пребывании в темнице собственного тела в 1989 г. был снят первый в истории группы клип. В нём группа решила использовать кадры из фильма, снятого по книге Трамбо, и, чтобы не париться, просто взяла и полностью выкупила права на фильм. Песня стала одной из самых любимых у фэнов METALLICA, а гитарное соло Хэммета из этой песни считается одним из самых сложных (в игре «Guitar Hero III» оно доступно лишь в самом конце).
«...And Justice for All» вызвал восторг в среде критиков (один даже сравнил МЕТАЛЛИКУ с Бетховеном и Вагнером), а в 1989 г. группу номинировали на «Грэмми», как лучшую в стиле «хард-н-хэви». METALLICA уже потирала руки, как приз неожиданно присудили группе JETHRO TULL – группе безусловно замечательной во всех отношениях, но имеющей к тяжелой музыке весьма косвенное отношение. Сами «джетроталльцы» даже не явились на церемонию награждения, посчитав, что им ничего не светит. А оно эвон как... Когда METALLICA всё-таки получит долгожданный «Грэмми» Ларс Ульрих ехидно поблагодарит JETHRO TULL, что они не выпустили в этом году альбом.
Но это будет спустя три года, а в начале 90-х перед группой стал насущный вопрос всех, кто достиг определённого предела совершенства – «Что делать?».
Ларс Ульрих: »После пластинки «...And Justice for All» мы дошли до момента, когда уже не могли стать прогрессивней в той манере, в какой работали. У нас было две возможности: или повториться, или сделать что-то совсем другое. А мы никогда не видели смысла в том, чтобы повторять самих себя. Десяток риффов, постоянно сменяющих друг друга в одной композиции, уже достал нас...».
Выход был найден. Да ещё какой! По сути, именно после следующего альбома большинство вообще услышит о такой группе, как METALLICA.
В начале 1990-х METALLICA осознала, что двигаться по пути усложнения трэш-металла бессмысленно. И они кардинально изменили подход к материалу. Вместо того, чтобы записывать длиннющие композиции, построенные на 6-7 разных риффах, они стали писать более простые песни, используя лишь один рифф. Эта была не та самая «простота», что хуже воровства, а простота, обретенная на основе предыдущего опыта и возросшего мастерства.
Кроме того, группа хотела сделать идеальную запись в плане звука, для чего наняла нового продюсера Боба Рока. Рок до этого записывал коллективы вроде BON JOVI и MOTLEY CRUE, мягко говоря не очень близкие стилю METALLICA. Поэтому услышав о новом продюсере, «простых песнях» и – о Боже! – балладах, поклонники группы встревожились – а не опопсела ли суровая METALLICA?
Ответа на этот вопрос им пришлось ждать целых девять месяцев. Запись была долгой, дотошной и утомительной. Говорят, что альбом был полностью перемикширован три раза. Когда группа пошла отметить окончание работы в бар, все пили молча – настолько измотала их запись.
Изменила ли METALLICA на этом альбоме «идеалам трэш-металла»? Возможно. Изменила ли она себе? Вряд ли, потому что им изначально было плевать на какие-то там «идеалы».
Ларс Ульрих: »Многие называют METALLICA трэш-группой, но я считаю, что это не совсем верно. Конечно, что-то общее есть – скорость, энергия, ярость, но мы всегда смотрели поверх всех этих стилистических рамок. Я вообще не понимаю всех этих разделений – какая, к черту, разница, как это называется?! Я иногда задумываюсь, а получила бы METALLICA сейчас столько внимания, размышляй мы в свое время, какой стиль мы играем, вместо того, чтобы искать что-то новое?»
Первый сингл альбома – «Enter Sandman» (ужастик о песочном человечке, который сыплет песок в глаза детям, не желающим спать) – хотя и был построен на одном риффе авторства Хэммета, в целом отвечал старому имиджу группы. А вот два последующих удивили.
Конечно, баллады METALLICA писала и ранее (тот же «Fade To Black» или «Sanitarium»), но они по MTV не крутились, поэтому и для масс как бы не существовали. К тому же к новой балладе Хэтфилда «The Unforgiven» («Непрощённый») Ларс Ульрих предложил другой подход. Если раньше баллады группы начинались с тихого куплета, а потом шла тяжёлая часть, то теперь всё сделали наоборот – жёсткий куплет и красивый мелодичный припев. «Unforgiven» открывалась звуком рожка, взятым из какого-то вестерна и прокрученным задом наперёд, и повествовала о человеке, который всегда был вынужден подчинятся другим и никогда не проявлял своего «я». Песня сопровождалась запоминающимся клипом, где мальчик, постепенно старея, замуровывал себя в какой-то катакомбе. Позже тема изоляции и изгоев будет продолжена в песнях «The Unforgiven II» и «The Unforgiven III»
Джеймс Хэтфилд: »Песня о том, что многие люди проживают свою жизнь, никогда не беря на себя инициативы. Множество людей просто следуют в колее, проложенной другими. Вся их жизнь спланирована за них. Есть определенные люди, которые планируют, и есть люди, которые следуют планам».
Боб Рок сделал всё, чтобы творчески раскрепостить замкнутого Хэтфилда. И это ему удалось. Во-первых, в «Unforgiven» Хэтфилд чуть ли не впервые сменил свой рык на мягкое пение. Кстати, когда Джеймс сорвал голос Рок направил его... к преподавателю по вокалу. Хэтфилд шёл на них с иронией и недоверием, но впоследствии признался, что именно эти уроки спасли его связки.
Ещё больше вокал и внутренний мир Хэтфилда раскрылись на второй балладе, которую позже будет терзать на струнах не один подросток. И этот подросток знает, что композиция «Nothing Else Matters» («Остальное – не важно») начинается с перебора на открытых струнах. Перебор этот родился случайно, когда в одном из канадских отелей Хэтфилд говорил по телефону, а свободной рукой дёргал четыре струны. В этом нехитром переборе было что-то, заставившее Хэтфилда положить телефон и разукрасить мелодию переборами похлеще. Так как песня была написана во время турне, в ней выразилась тоска Джеймса по его девушке.
Джеймс Хэтфилд: »Текст «Nothing Else Matters» о длинной дороге, о том, как ты скучаешь о своей девушке на таком расстоянии. Знаете... Девушки приходят и уходят (смеется), а песня будет значить многое для разных людей. В ней есть дух братства. Это важно для нас четверых. ...У каждого свои понятия о любви – для одних это только постель, другие просто хотят быть рядом с кем-то, для меня же это возможность всегда положиться на кого-либо, особенно когда мы в дороге. Там ты действительно можешь потерять самого себя».
»...Мы близко друг к другу независимо от расстояния. Эти слова не могли бы быть более искренними. Наше доверие друг другу вечно, А остальное не важно...»
Кирк Хэммет: »Когда я её впервые услышал, то подумал, что Джеймс написал любовную песню для своей подружки. Это было странно».
Джеймс Хэтфилд: »Я даже не собирался делать её песней METALLICA. Это была МОЯ песня, о моих чувствах, слишком личная для группы. Я думал, во-первых, что она им не понравится, во-вторых, это не стиль METALLICA, а просто моя песня. Кажется Ларс услышал её и сказал: «Неплохо!». И я подумал: «Чёрт! И что теперь делать?».
Балладу? Да о любви? Да от Хэтфилда? «Конечно, писать» – вынес вердикт Боб Рок – «А еще можно добавить оркестр». Это было уже совсем необычно, но группа решила «гулять – так гулять». Дирижёр Майкл Камен удивился не меньше, когда его попросили сделать симфоническую обработку для METALLICA. В итоге «Nothing Else Matters» стала наверное самой лиричной, мягкой и доступной массам песней группы и логично взлетела на первое место хит-парада.
Сам же альбом вышел в лаконичной черной обложке со слабым логотипом «змейки» и названным просто «Metallica». Понятно, что альбом тут же окрестили «чёрным». У фанатов он вызвал неоднозначные чувства. Одних он восхитил, другие решили, что для «металла» METALLICA умерла.
Джейсон Ньюстед: »Я могу понять людей, которые ждут от нас только быстрой музыки. Если вам нравятся такие группы, тогда пожалуйста, покупайте их пластинки и ходите на их концерты – но не проявляйте неуважения к людям, проложившим дорогу и распахнувшим двери для стольких групп, которые вы слушаете сейчас. И мы до сих пор можем играть лучше других».
Зато широкая общественность решила однозначно – это лучший альбом METALLICA и он тут же взлетел на первое место. «Black album» перевел коллектив из статуса «культовый для избранных» в статус «супергруппы», и позволил им пережить времена, когда гранж во главе с NIRVANA изрядно проредил металлическую сцену.
А METALLICA продолжала эксперименты. Уже на церемонии вручения «Грэмми» к группе подошел тот самый дирижёр Камен и сказал: «Привет! Помните, я делал вам симфообработку». Те в ответ: «Да! Нам очень понравилось!». А он им: «Только вот ее на записи почти не слышно». Тогда группа достала из сумки кассету с записью «Nothing Else Matters», где были только оркестр, акустическая гитара и голос Хэтфилда. «Да вам надо целый альбом с симфоническим оркестром записать».
Прошло 8 лет. Уже вышел чудесный альбом финской группы APOCALYPTICA 1996 г., где композиции МЕТАЛЛИКИ были сыграны на... виолончелях (при этом не менее «жёстко», чем оригинал). В 1999 году созрела и METALLICA, и выступила перед толпой фэнов в сопровождении симфонического оркестра под управлением Майкла Камэна (позже это выступление вышло под названием «S&M»). И кто теперь скажет, что МЕТАЛЛИКА не классика?
Ларс Ульрих: »Мы больше не сидим и не думаем, сколько продадим пластинок, потому что это действительно волновало лет десять назад. Теперь для меня главное – факт нашего существования, как группы. У нас есть свобода записываться с симфоническим оркестром, создавать какие угодно песни и делать всё, что заблагорассудиться. В этом весь смысл успеха и статуса «звёздной» рок-группы – не слушать никого, кроме своего сердца».
METALLICA образца 1986 г. Слева направо: Клифф Бёртон (бас), Ларс Ульрих (ударные), Кирк Хэммет (соло-гитара) и Джеймс Хэтфилд (гитара, вокал) фото с задней обложки альбома «Master Of Puppets»
«Я так думаю, что хэви-металл - это терапия. Наверное, именно поэтому люди с тяжелым детством его обожают. Он позволяет людям выплеснуть агрессию и напряжение ненасильственным образом» (Кирк Хэммет) обложка альбома «Kill ‘Em All»
Обложка альбома «Ride The Lightning» (1984) обложка альбома
«На альбоме есть как минимум четыре песни, рассказывающие о манипуляции людьми в различных формах и ситуациях». (Джеймс Хэтфилд) скан, Обложка диска
Название альбому 88 г. Хэтфилду навеял фильм Н. Джуисона, который так и назывался -«... И правосудие для всех» и клеймил всю продажную американскую систему правосудия. скан, Обложка диска
В игре «Guitar Hero III» соло из песни «One» доступно лишь в самом конце. скан, Диск игры
«У нас было две возможности: или повториться, или сделать что-то совсем другое». (Л. Ульрих) скан, Фото с обложки диска «Greatest Hits».
«...названия и обложки дисков до того похожи, что становятся уже какой-то карикатурой на хэви-металл. С этим диском мы хотим пойти в противоположную ото всех сторону - простые песни, простая обложка». (Д. Хэтфилд) скан, Обложка диска.
«Всё, что я чувствовал, / Всё, что я знал, / Я никогда не показывал, / Несвободный, / Сам не свой, / Я нарекаю тебя непрощённым...». скрин, Кадры из клипа.
«Nothing Else Matters» пришла ко мне где-то в дороге, в Канаде. Нам потребовались усилия, чтобы сделать ее. От нас не ожидали ничего подобного. Но кто сказал, что нам нельзя? Так ведь?". (Д. Хэтфилд) скрин, Кадр из клипа
В 1996 г. финская группа APOCALYPTICA переиграла песни МЕТАЛЛИКИ на виолончелях. скан, Обложка диска
«ШколаЖизни.ру» -- познавательный журнал
Автор: Cepгeй Kypий Просмотров страницы: 278
|