DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Культура, искусство, история

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Рубенс. Портрет Яна ван Монфора. Чем он знаменит?


Рубенс. Портрет Яна ван Монфора. Чем он знаменит? 
Pyбeнc. Пopтpeт Янa вaн Moнфopa. 1635 гoд (фpaгмeнт)

В 1635 году в Антверпене по случаю прибытия кардинал-инфанта Фердинанда было сооружено несколько триумфальных арок и среди них – арка монетного двора (оформлением арок занимался Рубенс). Это было сооружение из бревен высотой в 17 метров и шириной 4 метра.

В числе прочего на арке была изображена гора Потосси в Боливии (откуда в Антверпен приходило серебро) и шахтеры, добывающие это серебро. Один из девизов на арке гласил: «Золото сильнее молнии». Расходы на сооружение и оформление арки оплатил монетный двор.

Бросим беглый взгляд на денежные дела того времени. Вот некоторые из бумаг Питера Пауля Рубенса:

«Счета Антверпенской гильдии аркебузиров
18 февраля и 6 марта 1614 г. <флам.>
18 февраля и 6 марта за то, чтобы створки алтаря спустить вниз в доме художника и перенести в церковь, уплачено, включая 2 гульдена на пирушку с работниками, 7 гульденов 1 стейвер».

«Из архива Антверпенского магистрата
«1610 г. <флам.>
Абрахаму Лиссау уплачено 82 фунта 18 шеллингов и 6 пеннингов за серебряную чашу».

«Из архива церкви Св.Вальбургии в Антверпене
Июнь 1610 г.
Адмиральским работникам, повесившим <в церкви> парус, который одолжил капитан на то время, пока живописец Рубенс пишет картину для главного алтаря, чаевые 1,5 флорина. Истрачено на снедь в Малой Зеландии, когда договаривались с художником Петером Рюббенсом о картине для главного алтаря в присутствии господина Пастора, Корнелиса ван дер Гееста и церковных старост, 9,5 флорина. Уплачено 17 июня живописцу Петеру Рюббенсу в счет двух тысяч шестисот гульденов за картину для главного алтаря в соответствии с распиской 1000 флоринов».

Содержание этих бумаг – не предмет сегодняшнего разговора, хотя в них есть кое-что интересное. В этих документах – названия денежных единиц того времени. Флорин, гульден, стейвер, фунт, шеллинг, пфенниг. К этому надо добавить, что тогда не было бумажных денег, все это – золото, серебро и медь.

Флорин и гульден – одно и то же, разница в названии. В гульдене было 28 стейверов (или стуберов). С фунтами в Нидерландах разобраться не удается: слишком это далеко от нас.

Интересно, что чеканенные в Антверпене (и не только в Антверпене, но и во всей Европе) монеты использовались в России для перечеканки и носили название «ефимки». Как они попадали в Россию? Чиновники брали таможенные сборы только такими монетами, при этом занижали обменный курс настолько, насколько могли, естественно, по прямому указанию государственной казны.

Ян ван Монфор – управляющий монетным двором – отвечал за весь цикл изготовления монет: от получения сырья до выпуска готовой продукции. По тем временам это было сложнейшее производство, которое включало и металлургию, и холодную обработку металлов, и механообработку, и метрологию. Кроме того, на монетном дворе нужны были граверы для изготовления чеканов и художники, которые делали рисунки для граверов. Каждая монета должна была иметь определенный вес, и в каждой из них должно было быть определенное содержание драгоценного металла (для медных монет – только вес).

На портрете – весьма упитанный (если не сказать – толстый) человек жизнерадостного вида. Он стоит, а его правая рука лежит на спинке стула.

На нем – богатая шуба, на его обширном животе поясок, за который заткнут здоровенный ключ. Что он означает? Что хозяин этого ключа распоряжается всеми финансами Нидерландов? Или это ключ от кладовых золота и серебра?

Золотая цепь на шее – это не просто украшение, это какой-то символ. Может быть, это подарок эрцгерцога?

Несомненно одно: человек на портрете доволен жизнью, хотя несколько подустал от нее, он любит поесть и выпить (вероятно, и все другое).

Монфор не был бедным человеком, это очевидно. Да и как быть бедным, когда ты стоишь у истоков богатства государства? Но вот откуда он появился и кто его предки – нет данных. И это довольно странно, потому что о большинстве вельмож при королевских дворах есть информация (хотя и довольно скудная) об их происхождении, иногда до 500 лет глубины.

Скорее всего, Ян ван Монфор не был потомственным аристократом. На эту мысль наводят два факта. Первый – практически полное отсутствие сведений о Монфоре в свободном доступе. Второй – картина Мартена де Воса, которая когда-то висела в зале суда монетного двора (сейчас – в доме Рококса – бургомистра Антверпена). Картина была написана в конце 16 века.

Слева – Моисей со скрижалями, заповеди на которых написаны на иврите, в центре – богиня правосудия Немезида (правда, без повязки на глазах) с мечом в левой руке и весами в правой, перед ней – полулежат-полусидят преступники. Слева и справа от Немезиды с писаниями в руках (как пишут) – римские императоры, авторы сводов законов. Естественно, над Немезидой парят ангелочки, венчающие богиню лавровым венком.

На заднем плане – заказчики этой картины, те, кто руководил монетным двором.

Картина должна была напоминать судьям и соискателям справедливости об их обязанностях и долге.

Как пишут историки, до определенного момента в Европе каждый город имел свое судопроизводство. Мало того, в городе могло быть несколько мест для проведения судебных заседаний. Такое место было и в монетном дворе, на одной из стен которого висела эта картина.

Слово историкам: «Католические иерархи утверждали: давать деньги под проценты в долг недопустимо. В обоснование своей точки зрения они выдвигали два главных аргумента. Христианин, во-первых, обязан бескорыстно помогать ближнему, если тот нуждается в чем-либо, в том числе и в деньгах. Во-вторых, проценты за одолженные деньги дают возможность заработать с их помощью новые деньги в будущем. Ростовщик, другими словами, использует к собственной выгоде само время, что, несомненно, греховно. Время – «промысел Г-сподень», поэтому смертный не вправе на нем наживаться».

Для евреев не существовало таких запретов, поэтому они стали банкирами и, очевидно, занимались и чеканкой валюты».

В Испании в 1492 году после королевского указа евреи были лишены всякой защиты, они толпами бежали во все страны Европы и Средиземноморья. Видимо, в это время в Нидерландах появилась большая еврейская община, которая, как и в Испании, занималась тем, что было запрещено католикам: ростовщичеством и чеканкой денег.

Возможно, Ян ван Монфор вышел из этой среды, но был настолько выдающейся личностью, что его способности привели его к управлению монетным двором и в тайный совет при эрцгерцоге Альберте.


Рубенс. Монетная арка. 1635 год


Флорин Карла Пятого


Полуштубер


Дукат Альберта и Изабеллы (Елизаветы)


Дукатон Альберта и Изабеллы (Елизаветы)


Ефимок


Рубенс. Портрет Яна ван Монфора. 1635 год


Мартен де Вос. «Высший суд», 1594 год

Автор: Бopиc Poxлeнкo
Просмотров страницы: 296


Теги: картины, живопись, монеты, искусство, деньги, история,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
19:37   Молодежная сборная России по хоккею разгромила Казахстан со счетом 12:0

19:36   Зеленский заявил о формировании новых бригад ВСУ

19:34   Россиянам раскрыли стоимость летних туров внутри страны

19:33   Россиян предупредили о вредных в сочетании с шашлыком продуктах

19:33   Дочь Кончаловского рассказала о русском Хогвартсе в Москве

19:32   Россиянкам назвали необходимое нижнее белье в гардеробе

19:30   Экс-глава Минобороны Британии выступил против заморозки конфликта на Украине

19:28   3D-принтер построит целый дом за 80 часов

19:28   В российских вузах откроют центры переподготовки бойцов СВО для работы в школах

19:27   Бельгия назвала срок отправки Украине истребителей F-16

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 26.04.2024



Тематические фотоподборки

Стриптиз на фестивале пива Очаково

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |