Трудно ли быть родителем первоклассника?
Первый учебный год – это довольно-таки тяжелый период не только в жизни ребёнка, который должен переквалифицироваться из детсадовского малыша в первоклассника, но и для его родителей. Для одних школьные трудности проходят незаметно, а другим они приносят немалые хлопоты.
Переступив порог школы, ваш ребёнок автоматически награждается непривычными ему доселе обязанностями. Теперь нужно быть пунктуальным, серьёзным, дисциплинированным, аккуратным, ответственным и разумным. Если ваш малыш не готов ко всем этим изменениям, то стрессового состояния не избежать. Для того чтобы адаптационный период прошёл как можно более гладко и безболезненно, родителям нужно психологически подготовить и себя, и ребёнка.
Психологическая подготовка
Объясните ребёнку, что он идёт в школу, чтобы учиться. А когда любой человек учится, то у него не сразу всё получается и ошибки допустимы. Расскажите, что не нужно плакать или обижаться на учителя из-за отметок. Просто нужно стараться и в итоге обязательно всё получится. Если ребёнок всё-таки с чем-то не справляется, то не демонстрируйте открыто своё недовольство и уж тем более не сравнивайте его с другими детьми. Это может привести либо к озлоблению, либо сформирует неуверенность в себе.
Заранее приучите ребёнка содержать в порядке свои вещи. Ведь умение организовать своё рабочее место – это залог успешной учёбы. Приобретите вашему малышу письменный стол, карандаши, ручки, тетради и т.д. Затем объявите, что теперь это всё его личная собственность, а значит и за порядок на столе он тоже должен отвечать лично.
Удостоверьтесь, что ваш ребёнок владеет информацией, которая поможет ему не потеряться. Проверьте, знает ли он своё полное имя и фамилию, домашний адрес, имена родителей и домашний номер телефона. Это поможет сориентироваться ему в случае непредвиденной ситуации. Потихоньку воспитывайте в ребёнке самостоятельность. Не нужно постоянно оберегать его от трудностей и всё подавать на блюдечке. Дайте ему возможность самому занять очередь в магазине, а может, даже сделать первые покупки или элементарно спросить у прохожих: «Как пройти к остановке?»
Приобщайте своих детей к посильной работе в доме, определив их круг обязанностей. Только не нужно заставлять помогать, лучше сказать так: «Какой ты у нас уже взрослый, мы даже можем доверить тебе пропылесосить квартиру или сделать что-то другое». Не забудьте похвалить своего помощника после выполненной работы. Такой подход несомненно поднимет самооценку первоклассника и придаст уверенности в своих возможностях.
Обязательно научите ребёнка делиться своими проблемами. Откровенность и доверительные отношения очень важны. Обсуждайте с ним возникшие конфликтные ситуации, интересуйтесь его мнением и его способами выхода из этих ситуаций. И, конечно же, если он не прав в чем-то, объясняйте, почему вы так считаете и как бы вы поступили на его месте.
Если ребёнок вас совершенно не слушается и раздражает своими поступками, старайтесь не кричать на него, а спокойно сообщите ему об этом. Только не ругайте его за поведение, мол: «Ты ведешь себя плохо, ты медленно одеваешься, ты не стараешься и т.д.» Это звучит как обвинение. Лучше вести разговор примерно так: «Мне не очень нравится, что ты медленно одеваешься, в результате ты можешь опоздать в школу».
Постарайтесь мотивировать своего малыша к успехам в учёбе и хорошему поведению. Обязательно проявляйте интерес к каждому школьному дню, расспрашивайте у него всё в подробностях. Хвалите его за хорошие отметки и, конечно же, не забывайте о символических призах или подарочках.
Не нужно забывать и о том, что первокласснику нужна не только психологическая, но и физическая адаптация. Многим детям, особенно тем, которые не ходили в детсад, очень трудно привыкнуть к школьному режиму.
Физическая подготовка
Помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни. Для этого составьте вместе с ним распорядок дня и следите за его соблюдением. Определитесь, во сколько вам нужно вставать утром, чтобы успеть собраться, добраться до школы и не опоздать. После возвращения из школы ребёнок должен пообедать и немного отдохнуть, а уж затем делать домашнее задание. Не стоит откладывать выполнение уроков на вечер, если, конечно, у родителей есть такая возможность. К вечеру работоспособность уменьшается, а вероятность ошибок и помарок увеличивается.
Кроме того, родители должны следить за тем, чтобы первоклассник спал не менее 10 часов в сутки и полноценно питался. Было бы неплохо ввести в рацион ребёнка достаточно фруктов и овощей, а также витаминные препараты. Ни в коем случае не нужно забывать и о физических упражнениях, о полноценных прогулках на свежем воздухе. А вот просмотр телевизора лучше ограничить, потому что в школе и так идет усиленная нагрузка на зрение.
Первый класс – это своего рода первая ступенька во взрослую жизнь, поэтому родители должны отвыкать от того, что их дети маленькие, и относиться к ним соответственно.
Родители первоклашек должны быть готовы к тому, что они снова «сядут за парту, как ученики» вместе со своими детишками. Даже простые на первый взгляд уроки оказываются сложными, если следить за их выполнением, а критика учительницы в сторону ребёнка воспринимается на свой счёт.
Выполнение домашнего задания вместе с ребёнком не только утомляет взрослого, но порой и раздражает. Мало того, что это рутинная работа, повторяющая изо дня в день, так еще иногда возникает желание сделать это задание быстренько вместо самого ученика и заняться собственными делами. Как же быть?
Домашнее задание
С самого начала не практикуйте делать уроки с ребенком или, тем более, за него. Вы рискуете повесить на себя это ярмо на ближайшие несколько лет. Дети очень быстро привыкают к тому, что они делают домашнее задание с кем-то из взрослых, и в будущем не хотят быть самостоятельными. Озвучьте, что нужно сделать, и занимайтесь своими делами, давая тем самым ребёнку поработать самому. Если он просит о помощи, то, конечно же, помогите и разъясните что к чему. И помните, что ответственность за ошибки должна лежать на плечах ученика, а не его родителей.
Приучайте ребёнка не отвлекаться во время выполнения домашнего задания. Проследите, чтобы телевизор во время уроков был выключен, иначе ребёнок будет всё время переключать свой взгляд с тетради на экран и наделает кучу ошибок. Поставьте на рабочем столе стакан воды или сока, яблоко или печенье, чтобы у ребёнка не было повода бегать на кухню и отвлекаться от занятий. Если же вы видите, что у него что-то не получается и он нервничает, переключите его внимание на что-то другое. Вот увидите – через пару минут малыш успокоится и будет готов продолжать работу дальше.
По мнению учителей, самым сложным занятием для первоклассника является письмо. Поэтому уделите ему больше всего внимания. В этом деле главное – набить руку. Помимо прописей, которые задаёт учитель, пишите дополнительно. Предложите своему ребёнку написать письмо, например, Деду Морозу, если он еще в него верит, и скажите, что нужно очень постараться и писать красиво, иначе тот ничего не разберёт. В любом случае не стоит расстраиваться, если у вашего ребёнка получаются откровенные каракули. Поддержите его и скажите, что у вас самих выходило еще хуже. Со временем и практикой всё получится!
Начинать делать домашнее задание лучше с несложных предметов, потому что их выполнение даст первокласснику заряд уверенности в своих возможностях. Затем переходить к более сложным урокам, а напоследок, когда работоспособность близится к нулю, сделать последнее лёгкое задание. В результате такого распределения нагрузки вашему ребёнку будет казаться, что ему легко даётся учеба.
Когда домашние уроки сделаны, не забудьте собрать портфель на завтрашний день. Ни в коем случае не делайте это за вашего ребёнка. Вы лишь можете немного проконтролировать процесс, находясь рядом. Если ученик забыл положить какой-то учебник, не кладите его сами. Пусть он придёт на урок и поймёт, что нужной книжки нет и винить в этом кроме себя некого. Тогда в следующий раз он будет более внимательным.
Кроме всего прочего родителям первоклассника обязательно нужно наладить контакт с его учителем, найти с ним, так сказать, «общий язык».
Контакт с учителем
Чтобы быть примерными, родителям нужно обязательно посещать все родительские собрания, почаще интересоваться успехами ребёнка, прислушиваться к рекомендациям учителя по выполнению домашнего задания, приходить в школу без опозданий, участвовать в общественной жизни класса как морально, так и материально и т.д.
Немаловажно научиться выслушивать и правильно воспринимать замечания и критику со стороны учителя. Выслушав замечания, не спешите сразу же ругать своего ребёнка. Пусть он вам расскажет, как он видит ситуацию со своей стороны. Если в итоге вы выяснили, что ваши методы воспитания не совпадают с методами учителя, то оставьте всё как есть, но ни в коем случае не критикуйте при ребёнке педагога. Если же замечания действительно дельные, то следуйте рекомендациям преподавателя.
Постарайтесь также не обижаться на критику. Некоторые родители всё сказанное учителем воспринимают в свой адрес и даже винят себя за то, что их ребёнок коряво пишет или плохо считает. Не нужно отождествлять ребёнка с собой. Он – это не вы. Он совершенно другой человек, со своими недостатками и способностями. Если мама или папа первоклассника были отличниками, то это не даёт никакой гарантии, что их ребёнок тоже будет чудесно учиться. Любой ребёнок индивидуален и в чем-то талантлив. И важной задачей любящих родителей и хорошего педагога является именно выявление этих талантов. Если это происходит, значит, контакт с учителем состоялся.
Быть родителем – это титанический труд. В связи с этим хочется пожелать всем родителям первоклассников сил и терпения на долгие годы, чтобы в итоге они насладились радостными минутами счастья и гордости за успехи своих детей.
Автор: Mapинa Чepeмныx Просмотров страницы: 281
|