DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Культура, искусство, история

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Советский детектив «Вход в лабиринт». Почему не удалась последняя экранизация Вайнеров?


Советский детектив «Вход в лабиринт». Почему не удалась последняя экранизация Вайнеров?

Когда в 1987 году на экраны телевизоров СССР вышел многосерийный детективный фильм «Визит к минотавру», в обиходе зрителей термин «телерейтинг» еще отсутствовал. Телевизионщики же прекрасно понимали, что пятисерийная экранизация одноименного романа братьев Вайнеров поистине стала хитом осеннего сезона.

К слову, до 1987-го Вайнеров экранизировали не единожды, но особого успеха эти ленты не добивались. Тот же «Визит к минотавру» еще в 1974 году взяли на вооружение грузинские кинематографисты – фильм назывался «Ночной визит». А известную повесть «Лекарство против страха» превратили в художественный фильм на Свердловской киностудии в 1978-м, но тоже не слишком удачно. Когда же возник неожиданный всплеск интереса к творчеству братьев-писателей, на советском телевидении было решено книжку переосмыслить, сценарий довести до ума и попробовать войти в эту реку дважды.

…Очнувшись на койке вытрезвителя, капитан милиции Поздняков быстро сообразил, что вечер перестал быть томным. Смутно припоминая двух незнакомцев и недопитую бутылку пива, он сообщил начальству, что утерял доверенные ему народом символы власти – красные корочки и табельное оружие. Замаранную честь офицерского мундира поручили очистить опытному следователю уголовки Муромцеву, коему совсем не хочется карать своих, пускай и по совести.

Однако Муромцеву повезло: химическая экспертиза пробки, найденной в кармане ограбленного Позднякова, установила, что милиционера отравили сильнодействующим транквилизатором. Причем таким, коего и в природе не существует. Экспериментальное «лекарство от страха» под названием метапроптизол находится на стадии разработки и официально считается «артефактом».

Тем временем, удостоверение капитана всплывает в криминальной хронике. Двое «пиджаков», представившись работниками ОБХСС и предъявив фальшивый ордер на обыск, аккуратно изымают у гражданки материальных ценностей на дикую по тем временам сумму – пятьдесят тысяч рублей. Муромцев понимает, что простая маникюрша из санатория не может позволить себе норковую шубу и такой запас наличности в сберегательной кассе. Грабители прекрасно знали, где и что плохо лежит, а сама мадам оказалась любовницей мошенника, отбывающего длительный срок в местах не столь отдаленных.

Таким образом, следователь вынужден искать двух бандитов, под видом представителей закона грабящих своих бывших подельников, а также разобраться – откуда у них на руках появился загадочный препарат, поиском которого безуспешно занимаются ведущие институты страны…

Как и следовало ожидать, в погоне за рейтингом пострадало качество материала. Не будем забывать, что телефильм вышел на фоне полномасштабного кризиса в СССР, на изломе перестроечного процесса. В полнометражном кино полным ходом шла революция, а немощная цензура тихо попискивала со страниц изживающих себя советских журналов о киноискусстве. По экранам страны шагали «маленькие веры», «интердевочки» и «Аварии, дочери ментов». А посему политкорректную повесть пришлось срочно «переписывать» на злобу дня.

И все же Вайнеры постеснялись кардинально перелопачивать сценарий. Тем не менее первая экранизация их книги (1978 год, режиссер Альберт С. Мкртчян, соавтор «Земли Санникова») выглядела куда более стерильной и прорежимной. Будучи ограничена полутора часами хронометража, она фокусировалась на центральной детективной сюжетной линии, а времени на проработку характеров попросту не осталось. Новый формат, повторявший многосерийность «Визита к минотавру», позволял разговеться и перенести на экран большую часть второстепенных деталей, способных дополнить картину и придать ей цельности. Однако вместо этого авторы примкнули к лагерю оппозиции – обличительный подтекст был срисован с реальности грубо, но точно. В кадре появились «герои своего времени»: коррумпированные милиционеры, выпускающие преступников по звонку вышестоящего руководства и знакомых; ученые-шарлатаны, готовые ради славы пойти на предательство, подлог и воровство; злые соседи-клеветники; тунеядцы, фарцовщики, спекулянты. Ну разве что обошлись без модных проституток, наркоманов и воров в законе.

Формат мини-сериала сыграл с авторами злую шутку: постраничный перенос литературного оригинала уничтожил и без того отсутствующую динамику повествования. «Визит к минотавру» тоже не отличался ураганным экшном, но там ситуацию спасали великолепные актеры – Сергей Шакуров, Валентин Гафт, Михаил Пуговкин, Александр Филиппенко и Ростислав Плятт (для великого актера эта постановка стала последней в жизни). «Вход в лабиринт» в плане кастинга совсем не впечатляет. Лучший актер 1986 года по опросу журнала «Советский экран», Игорь Костолевский, на фоне Шакурова выглядит как мальчик для битья. Он предельно профессионален и аутентичен для следователя той эпохи, но почему-то уважения не вызывает. Ни методами работы, ни человеческими качествами. Костолевский откровенно скучал в этом образе и даже не делал попытки изобразить на лице нечто большее, нежели тяжелые будни уголовного розыска.

Уверенной режиссерской руки в картине не чувствуется. Валерий Кремнев, для которого эта работа стала последней в карьере (он жив-здоров, просто отошел от дел), судя по всему, не знал, с какой стороны подойти к проекту. Сказалось и отсутствие профильного опыта, ведь Кремнев ранее в детективном жанре замечен не был. Все больше драмы, типа «Хозяйки детского дома» с Гундаревой или вообще «Ералаш». Была скромная криминальная лента «Очная ставка» с участием Елены Сафоновой и Караченцова, но кто ее видел во всесоюзном масштабе? Поэтому «Вход в лабиринт» вязнет в диалогах, крупных планах, паузах и пустотах. Куда больше саспенса наводит музыкальная тема композитора Эдуарда Артемьева, которого как раз позаимствовали из «Визита к минотавру». Мрачным аккордам на заглавных титрах так и вовсе может позавидовать любой фильм ужасов.

Подобно своему предшественнику, повествование «Входа в лабиринт» (кстати, о скрытом смысле названия остается только догадываться) также разбито на две временные эпохи. Только, в отличие от весьма интересной и познавательной истории восхождения скрипичного мастера Антонио Страдивари, тягомотное жизнеописание скитаний и мытарств средневекового лекаря Парацельса окончательно убивает всяческий интерес к происходящему на экране. Эстонский актер Микк Микивер, хоть и внешне слабо схож с прототипом, сыграл достойно. Тем не менее долгие, занимающие до половины каждой из пяти серий, исторические вставки, утомляют и сводят на нет любые попытки создателей хоть как-то оживить действие. Как обычно, самой напряженной получилась финальная часть, но до нее еще нужно дотерпеть.

Закончились восьмидесятые, а вместе с ними закончилось и последнее десятилетие существования Советского Союза. В новом, теперь уже российском кинематографе, началась своя перестройка, и многие ранее востребованные кинодеятели, режиссеры, сценаристы и актеры очутились на обочине. Вайнеров тоже подзабыли – «Вход в лабиринт» стал последней экранизацией их совместного труда. Пути-дороги братьев-литераторов разошлись. Аркадий остался в Москве, а его брат Георгий переехал в Нью-Йорк. Оба до наших дней не дожили: Аркадий Вайнер скончался в 2005 году и похоронен в Москве, а его младший брат умер в 2009-м и покоится на кладбище Маунт-Мориа в Фэйрвью (Нью-Джерси).

Автор: Eвгeний Жapкoв
Просмотров страницы: 309


Теги: ссср, рецензии, детективы, экранизация, фильмы, кино,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
20:03   В России разработают «убийц мостов»

20:02   Незнакомец оплевал стримеру лицо во время онлайн-трансляции

20:01   Грозивший взорвать пустой самолет россиянин пошел под суд

20:01   Названа самая слабая из валют развитых стран

20:00   В Литве депутат захотел стать президентом после антисемитских высказываний

19:58   Стали известны результаты экспертизы крушения Ту-154 президента Польши

19:57   Литва опровергла обвинения Белоруссии во враждебных действиях

19:57   В России создали уникальный препарат для защиты растений от вредителей

19:56   Военную помощь США Украине оценили как незначительную

19:56   В российском регионе 52-летний мужчина попался на краже брендовых сумок

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 25.04.2024



Тематические фотоподборки

Под зонтом

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |