DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Вокруг света

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



На скольких островах стоит Петербург?


На скольких островах стоит Петербург? 
Anton Balazh, Shutterstock.com

Все знают, что Петербург стоит на реке Неве – в том месте, где она впадает в Финский залив. Многие знают, что Васильевский, Каменный и Крестовский – острова.

Но часто люди не задумываются над тем, что Петроградская сторона – такой же остров, или что весь центр города, тот, что к югу от Невы (Центральный район), – тоже множество островов. Петербург стоит «на реках и каналах». Сколько же тут островов?

Когда-то я прочитал: «Ленинград – город тысячи островов». Понятно, тут было чисто журналистское преувеличение – уж больно круглой выглядит названная цифра. Потом в какой-то публицистике о Ленинграде я прочитал, что островов видимо-невидимо, подсчитать их слишком сложно, но – где-то около трехсот.

Потом из атласа (все еще) Ленинграда я узнал, что количество островов, входящих в состав города, меняется в зависимости от хозяйственной деятельности людей, и что с середины XIX века до середины 70-х годов XX века их количество уменьшилось со 147 (101 – разные источники дают разные цифры) до 46 (или даже до 42).

Царь Петр строил свою новую столицу на весьма заболоченной местности и видел в новом городе будущую северную Венецию. Сам Петр в Венеции не бывал (собирался, но не вышло) и был влюблен в этот город заочно, по рассказам очевидцев. А бывал он в Голландии, тоже стране каналов и, наверное, свои впечатления от Голландии перенес на воображаемую Венецию – и на будущий Санкт-Питербурх.

Так что каналы по его приказу копали не только для дренажа и осушения почвы, но и для антуража будущего города на воде, где к домам можно будет запросто подъехать на лодке, а к верфи или мануфактуре на барже подвезти материалы и отвезти произведенный товар.

По приказу Петра на Васильевском острове были вырыты каналы (на месте нынешних первых линий), были вырыты судоходные каналы к югу от Невы. С точки зрения современной логистики, можно говорить о некоем «бзике» царя Петра, но перевозка материалов по каналам и впрямь была и быстрее, и намного дешевле, чем перевозка гужевым транспортом.

После смерти царя-реформатора каналы, выкопанные по его приказу, начали потихоньку засыпать. Так, каналы Васильевского острова были закопаны еще в XVIII веке. Лиговский канал, прорытый в 1718–1721 годах и для водоснабжения города, и как транспортная артерия – был засыпан кусок за куском в XIX и XX веках.

И в XVIII, и в XIX, и в XX веке люди продолжали засыпать на территориях Петербурга и болотца, и озера, и речушки – и многие ранее вырытые каналы. В конце концов с нашими-то зимними морозами – и не вышла бы из Питера Венеция...

И все-таки каналы Петербурга много и тяжело работали! По Фонтанке, Екатерининскому каналу (ныне каналу Грибоедова), Мойке, Обводному каналу бегали пассажирские и прогулочные лодки, ходили суда, перевозившие грузы, ввозившие материалы для фабрик и вывозившие их продукцию. Даже до сих пор по Обводному каналу, возле Александро-Невской лавры перегоняют по воде плоты бревен для деревообрабатывающей фабрики.

А уж как работала и работает Нева! На пристанях на Неве и вблизи реки на каналах производилась перевалка товаров с бортов легких речных судов на склады, а со складов – на суда «река–море» для экспорта в Европу. Да и нынче во время навигации много пароходов собирается у «крайних» мостов через Неву, чтобы пройти, когда их глубокой ночью разведут.

В наше время реки и каналы отданы на откуп туристическим маршрутам. Возле каждого моста на Невском стоят и ходят зазывалы с мегафонами и плакатиками с информацией об экскурсиях. На Мойке, Фонтанке – не протолкнуться от пароходиков с прозрачными крышами и огромными окнами по обоим бортам. С утра до вечера один за другим ходят они по стандартным маршрутам. Но если в советские времена все теплоходики были старыми однотипными, то теперь экскурсантов возят еще и катера, и как-то переделанные бывшие «легкие речные грузовички», в общем – «велико есмь разнообразие ходящих по рекам и каналам Питера калош».

В двадцатом веке с изобретением двигателей внутреннего сгорания и упрощением логистики, которая теперь оторвана от конной тяги, значение каналов города резко упало. За десятилетия, прошедшие почти без эксплуатации, они заилились, стали несудоходными.

Но с начала нынешнего века на их берегах и в акватории закипела работа – начался ремонт набережных, очистка и углубление каналов. Похоже, эту работу стоит планировать на десятилетия, уж больно много мусора и ила накопилось на дне. Восстанавливаются поврежденные временем набережные Фонтанки и канала Грибоедова.

Всю навигацию по рекам и каналам медленно и внушительно проплывают один за одним теплоходики. На набережной слышен голос экскурсовода из динамиков: «Справа от нас дом, построенный в...», «Обратите внимание на ...» Особенно забавные комментарии слышны, когда водные экскурсии проплывают мимо общежитий вузов. Сам слышал нечто типа: «...А теперь тут размещается студенческое общежитие, обратите внимание на голые пятки в окне третьего этажа. Скоро сессия...»

Автор: Игopь Baдимoв
Просмотров страницы: 287


Теги: река, петр, ленинград, архитектура, санкт-петербург, города, острова, достопримечательности, транспорт, история,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
10:07   «Революция открыла двери потоку иностранных слов». Объяснены изменения в русском языке при советской власти

10:02   В реках еще одного российского города резко повысился уровень воды из-за осадков

10:00   У вице-президента Федерации бокса Ингушетии нашли оружие в машине

09:42   В США спрогнозировали окончательный срыв переговоров Израиля и ХАМАС

09:36   МВД захотело ускорить передачу полиции данных об электронных переводах

09:33   Названы три самых популярных схемы мошенников в интернете

09:30   Иммунолог предрек вспышки оленьей зомби-болезни среди людей

09:27   В США обнаружили фрагмент секретного беспилотника времен холодной войны

08:53   Нигер выгнал военных США из страны

08:41   Подполье рассказало об ударе по ангару с водными дронами под Одессой

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 20.04.2024



Тематические фотоподборки

Чемпионат мира по скульптуре из песка в Коломенском

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |