DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Дом и семья, дети

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Раннее развитие. Стоит ли учить младенца чтению с трех месяцев


Раннее развитие. Стоит ли учить младенца чтению с трех месяцев 
Nina Vaclavova, Shutterstock.com

Никто не будет спорить, что новорожденный не способен самостоятельно передвигаться ни на четвереньках, ни на ногах; не ведает, «что такое хорошо, а что такое плохо»; не может...

Но почему-то многие, глядя на широко раскрытые глаза младенца, восторгаясь изяществом ушной раковины, млея от прикосновения его пальцев, считают, что новорожденный видит окружающий мир в тех же деталях и красках, что и взрослый, слышит, различает и верно воспринимает окружающие звуки, понимает, чего касается.

Давайте подумаем, а реально ли такое представление о сенсорных возможностях новорожденного.

Установлено, что у новорожденного острота зрения не более 0,03, а поле зрения не превышает 30 градусов, т.е. родившийся видит лишь лицо человека, склонившегося над ним, и то – как размытое светлое пятно, застилающее всё остальное. К концу первого месяца жизни появляются первые фиксации глаз на ярких светящихся предметах, а к концу 4 месяца нормализуется моторика глаз, они начинают двигаться синхронно. К этому времени зрение начинает воспринимать не только человеческие лица, что считается врожденной способностью, но и другие крупные предметы окружения. Начинает формироваться цветоощущение, дифференциация форм предметов. Лишь к концу первого года жизни острота зрения существенно повышается, поле зрения расширяется, ребенок начинает улавливать связь между предметами и своими действиями. Начинает развиваться трехмерное оптическое восприятие окружающего мира.

В первые три-четыре года мозг человека должен научиться выделять, распознавать и воспринимать все бесчисленное многообразие элементов оптической картины окружающего мира как в статике, так и в динамике. И все это происходит в последовательности, заложенной генетической программой. Обучение идет от простого к сложному: от «размытого светлого пятна» до четко различимого во всех деталях человеческого лица; от светоощущения – светло или темно, до цветовосприятия; от отдельной точки, в виде размытого серого пятна, до сложного орнамента и т.п.

Чему только не придется учиться! Например, нужно научиться распознавать целостность криволинейных рисунков, контуров, видеть их на близких и дальних расстояниях. Только к концу третьего года жизни мозг обучается видеть движения как непрерывный процесс. До этого любое движение воспринимается скачками – так взрослые видят видеозапись на мониторе компьютера, имеющего недостаточную оперативную память, или фильм, отснятый на скорости 16 кадр/с. К 4 годам формирование функции видения у человека в основном завершается, но лишь к 10-11 годам зрение становится таким, как у взрослого человека.

Слух у младенца развит лучше зрения, в чем нет ничего удивительного – ведь слышать он начинает ещё до рождения. Младенец не боится шума – его ухо уже достаточно натренировано, но новорожденный лучше воспринимает высокий женский голос, чем мужской, хотя ему больше нравятся низкие звуки – «утробной» тональности, например, шум сердечного ритма. С трех недель младенец сосредотачивается, услышав голос матери, а на втором месяце, услышав голос взрослого, обращает на него свой взор.

С трех месяцев ребенок начинает не только издавать звуки, но и «играть» в них, точно так же как с предметами в руках. Движениями связок и языка ребенок «конструирует» свои звуки. Появляется лепет. Лепечут все дети, даже глухие. При звучании музыки с медленно меняющимся ритмом, например, классической, народной или бардовских наигрышей, ребенок успокаивается. Уже во втором полугодии он увязывает некоторые слова окружающих с предметами, действиями и начинает прислушиваться и обращать внимание на различные звуки, сопровождающие его жизнь. Мозг ребенка учится анализировать акустические воздействия, выявлять их связь с другими воздействиями: тактильными, вкусовыми, обонятельными, зрительными...

Если лепет – простое воспроизведение звуков, не связан с активностью области головного мозга, ответственной за «рождение» речи – центром Брока, то уже в шесть месяцев этот центр начинает активизироваться при прослушивании слогов и ритмичных аккордов. С 10 месяцев можно услышать обрывки слов. К году слуховая кора и центр Брока активизируются взаимосвязанно, что указывает на взаимодействие зон головного мозга, отвечающих за узнавание, понимание и восприятие устной речи. В итоге слуховое (акустическое) восприятие, формирующееся у ребенка, начинает выделять из всего окружающего акустического шума звуки, необходимые для его жизнеобеспечения. У ребенка формируется раздельное восприятие речевых и неречевых звуков.

Можно писать и писать о том, как у ребенка развиваются зрение, слух, как он учится ходить, удерживать равновесие, говорить. Сложен путь вхождения в мир взрослых, одно лишь формирование проводящих путей центральной нервной системы к двигательным чувствительным корешками или в зрительном тракте завершается в первый год после рождения, а в пирамидном тракте, отвечающем за координацию движения – в 3 года; в слуховых путях – в 4 года, и т.д. Это было установлено еще в XIX веке.

Поэтому меня искренне удивляют современные сторонники «раннего развития», безоговорочно принимающие на веру заявления автора «чтения с пеленок» – физиотерапевта Гленна Домана, написавшего в 60-х годах прошлого столетия в своей книге «Как научить ребенка читать или тихая нежная революция», что «Старше двух лет обучение чтению дается труднее и труднее год от года… Наверно, самым лучшим временем для того, чтобы начать, является 1 год. Это займет наименьший объем времени и не будет отнимать очень много энергии у вас. (Если же вы хотите прибавить себе немножко проблем, то можете начать обучение с 5 месяцев, а если вы чрезвычайно целеустремленный человек, то даже с 3-х».

Ребенок не рождается с совершенным зрением и слухом, они у него развиваются постепенно. И стоит ли начинать учить ребенка чтению с года? Но так как чтение является видом речевой деятельности человека, то сначала обсудим, что такое речь.

Можно найти много определений понятия речь: от «способность говорить, говорение» (С.И. Ожегов), до – «исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил» (Википедия). Но все они говорят об одном: речь – это элемент общения. А оно невозможно без установления и развития контактов для совместной деятельности. И чем сложнее совместная деятельность, тем сложнее речь.

В общем смысле, под речью понимается передача информации с использованием того или иного языка – системы символов. Кроме языка, использующего слова, человек в своей повседневной жизни сталкивается с языком жестов, мимики, танца, математики, программирования и т.д., и т.п. Свой язык есть у животных и насекомых.

В отличие от компьютера, в «мозги» которого ещё на этапе производства можно заложить любую программу для обмена информацией (общения) с другими устройствами или человеком, ребенок рождается с «программой», использующей минимум информации для продолжения жизни вне утробы матери. Общение младенца с окружением в первые месяцы происходит через реагирование на кинестетические (двигательно-пространственные), тактильные (кожные), вкусовые (губы, язык) и обонятельные (нос) ощущения. Ребенок в этот период воспринимает сигналы, связанные с кормлением (запах матери, вкус молока), пеленанием (сухость и свежесть пеленок, касание рук), положением тела (укладывание для кормления, укачивание). Но уже с 1,5-2 мес. в процесс освоения окружающего мира включаются слух и зрение. Возрастает потребность для расширения форм общения, что приводит к появлению речи, вначале на основе жестов, мимики, а затем – звукопередачи.

Не удивительно, что живая природа использовала звук – механические колебания в упругих средах, в качестве основного носителя для передачи на расстояния оперативной информации. Звук легко генерируется, распространяется и изменяется, как по интенсивности, так и во времени – по частоте. Скорость звука в воздухе – 340 м/с, что на порядок превышает скорости самых быстрых наземных животных (антилопа до 28 м/с, гепард – 25 м/с) или летящего копья (30м/с), и в несколько раз превышает скорость лучной стрелы (50-100 м/с). А над водными поверхностями, на открытых пространствах, в редколесье звук, издаваемый живым существом, может быть слышен на расстояниях до нескольких километров. На сочетаниях звуков разной частоты и интенсивности легко строится простая для восприятия и воспроизведения система акустических сигналов.

Но чтобы применять тот или иной язык, надо научиться его воспринимать, т.е., обнаружив его носитель, выделить информационную составляющую и расшифровать её. Человеческая речь – сложная и многогранная система навыков и умений, приобретаемых в ходе психофизиологического развития человека. Выделяются два вида речи: устная (слушание, говорение) и письменная (чтение, письмо). Какой же вид речи осваивает ребенок в первую очередь?

Освоение ребенком устной речи – слушание и говорение, происходит фактически параллельно. Уже во втором полугодии ребенок устанавливает связь между словом, предметом и действием, с 9 месяцев понимает и выполняет элементарные словесные указания, начинает отвечать на высказывания взрослого, но его речь ещё состоит из жестов, мимики, звуков, обрывков слов.

Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом – гортанью, но примерно до года она находится в горле выше, чем у взрослых – на уровне IV шейного позвонка. Это положение гортани позволяет ребенку одновременно сосать и глотать молоко. После года гортань начинает постепенно опускаться – до уровня VI позвонка, что и завершается к двум годам. Только после этого гортань готова полноценно участвовать в голосообразовании. Чем дольше ребенок сосет соску, тем дольше задерживается начало говорения.

Но чтобы говорить, надо уметь услышать звуки, выделить их сочетания, запомнить их, попытаться движениями голосовых связок, языка, губ издать свои звуки и, проговорив, пропев – услышать, сравнить... И так снова и снова, каждый день, по много раз. А тут ещё надо научиться соединять и сливать звуки в буквы, слоги, слова, осознавая услышанное и сказанное. А для этого необходимо общение, общение и ещё раз общение. И в первую очередь – с мамой, голос которой ребенок легко узнает – ведь он уже слышал его, когда был 32-38 недельным эмбрионом.

Развитие устной речи в первый год происходит не только на слух, но и визуально – ребенок учится распознавать звуки по движению губ. Но зрение ещё несовершенно, до года «хорошо» воспринимаются движения губ одного человека – мамы. Замена on-line губ и голоса мамы другими губами и голосом или монитором с суперкачественной записью звучащего маминого изображения, или «почти живой», дорогущей игрушкой, кроме вреда, для развития ребенка ничего не принесет. Ребенку нужны именно мамины губы, вместе с голосом, жестами, запахом, кожей и волосами.

Сегодня однозначно установлено, что формирование устной речи в младенчестве, её интенсивное развитие в первые три года жизни является основой развития высших психических функций. К году ребенок осваивает первые слова. Их немного – от 4 до 20, они имею персонифицированное значение: «мама» – это только его мама, и больше никто, «киса» – только вот эта кошка, и никакая другая. Но какую радость первые слова доставляют и ребенку, и его близким! Это начало, а сколько ещё больших, трудных и радостных дел впереди, чтобы освоить устную речь!

И снова меня удивляют сторонники «раннего развития», безоговорочно принявшие на веру заявления физиотерапевта Гленна Домана, что 1 год является «самым лучшим временем для того, чтобы начать» учить ребенка чтению.

Автор: Bячecлaв Oзepoв
Просмотров страницы: 275


Теги: младенец, развитие способностей, способности, ребенок, дети,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
15:14   ФСБ пресекла деятельность обналичившего миллиарды рублей преступного сообщества

15:11   Расправившихся с девушкой в Крыму россиян отправили в СИЗО

15:11   На Запада заявили о бегстве ВСУ под Авдеевской

15:04   В России заявили о заинтересованности в восстановлении отношений с Европой

15:03   Глава нефтяной компании заявил об отсутствии дефицита бензина в РФ

15:01   «Долгое время боролся». Замглавы Минобороны могли арестовать из-за генерала ГРУ. Кто он и чем известен?

15:00   Летевшего под мефедроном к школьникам пилота задержали в аэропорту

14:59   Госдеп уличили в предвзятости

14:58   Китай нашел себе союзника в ЕС

14:57   Российские космонавты дораскроют радиолокатор снаружи МКС

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 25.04.2024



Тематические фотоподборки

Такие забавные животные

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |