DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Здоровый образ жизни

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Каким бывает лохотрон в боевых искусствах


Каким бывает лохотрон в боевых искусствах 
Csaba Peterdi, Shutterstock.com

Лохотрон встречается во всех сферах нашей жизни. Боевые искусства не исключение. Ведь это и бизнес, и средство удовлетворения самолюбия тренера. Что может быть лучше создания собственной боевой системы? Это возможность и самореализации вне ставших тесными рамок, и заработка. Ведь вам предоставляется возможность учиться у самого автора системы!

Но здесь кроется и благо, и опасность. Авторская система часто разрабатывает какой-то один аспект единоборства, который автор обычно знает хорошо и всесторонне. Он может научить тому, что знает сам. Но это в случае, если автором движет искреннее желание развивать свою систему, а не просто заработать!

Людьми разбирающимися выведен ряд признаков лохотрона в боевых искусствах. Конечно, они не бесспорны. Но и не бесполезны!

1. Гипертрофированная секретность школы. Инструктор не может внятно объяснить, у кого и чему учился. Нет подтверждения его квалификации.

Нормальный инструктор расскажет, чему, у кого и как долго учился. Не стоит платить за легенду! Сказки о секретных учителях должны настораживать, хотя я встречал и отличных учителей-самоучек, и воспитанников «тайных учителей», демонстрировавших высокоразвитую технику. Ориентиром послужит п. 6.

2. Отсутствие возможности сравнить с другими школами, настойчивое подчеркивание своей отличности.

3. Изолированность школы, впечатление, что он возникла словно бы из ниоткуда. Большинство нормальных школ – это составная часть большей школы, федерации, иной структуры. Большая часть видов единоборств имеют достаточно прозрачную историю.

4. На сайте (и вообще в Сети) отсутствуют видео тренировок и боев. Иногда это объясняют «секретностью» техник, однако в 95% случаев это не более чем отмазка. Видео не выкладывается, поскольку по ним легко понять реальную квалификацию инструктора и занимающихся.

5. Инструктор рассказывает слишком много историй о супербойцах школы или эзотерике.

6. Из-за «смертельности» изучаемых техник в школе нет спаррингов. Эзотеричность школы. Чрезмерная сложность техники, оторванность её от реальных условий. Отсутствие контактной работы, постановки ударов, ОФП.

7. Не очерчен сколько-то определенный срок, за который реально чему-то научиться.

8. Тягостная атмосфера в школе. Проще говоря, нет взаимной симпатии, дружбы, теплоты между членами клуба.

Конечно, бывают исключения – например мастера, тренирующие «для себя», вообще себя не рекламирующие и не входящие ни в какие организации. Преподавать такой мастер может где угодно, да и документов может не иметь. Иногда получить их стоит немалых усилий, совершенно неоправданных, если у тебя 2-3 ученика. Кстати, наличие хорошего зала совершенно не гарантирует качества преподавания! Двое из моих наставников вели занятия вообще на улице. Уровень же преподавания был более чем на уровне.

Есть еще один аспект, на котором стоит остановиться подробнее. Тема спецназа давно стала популярной среди поклонников боевых искусств. В защиту адептов «суперсмертельных» боевых систем можно сказать, что популярны они не только в странах бывшего СССР, но и на Западе, в благополучных регионах, где обывателю почти наверняка не понадобятся реальные навыки рукопашного боя. То есть там, где большинство приходящих заниматься, может быть, вообще никогда не дрались и точно не имеют опыта в контактных единоборствах. А значит не сумеют оценить эффективность того, чем им предлагают овладеть. Здесь-то и процветает лохотрон. Коснемся лишь одного момента, а именно «смертоносных» боевых систем, «изучаемых в спецназе».

Сразу скажу, что не все в этой сфере действительно обман. Чаще всего дело заключается не в том, чем заниматься, а в том, как и у кого. Человек, прошедший подготовку в спецподразделениях, еще и имеющий боевой опыт плюс желание научить, действительно может подготовить к реальным ситуациям. Проблема в том, что эта популярная тема привлекает немало лохотронщиков или просто некомпетентных преподавателей. Они просто зарабатывают на моде и желании приобщиться к «секретам спецназа», дискредитируя вполне рабочие системы.

Попробуем сформулировать некоторые характерные признаки подобных секций.

1. Происхождение от «системы специального назначения», нередко «рассекреченной».

2. Заявления о собственной исключительности, непохожести на другие системы.

3. Противопоставление как «примитивным» спортивным, так и восточным единоборствам.

4. Часто – подчеркивание национальных корней системы.

5. Намеки на сверхэффективность, особенно эффективность для слабого, больного, пожилого в борьбе с сильным, молодым и здоровым.

6. Армейская атрибутика: камуфляж; упражнения, имитирующие работу с автоматом и пистолетом; значимый акцент на защите от угроз огнестрельным оружием.

7. Навязчивое подчеркивание прикладной направленности системы.

8. Выраженный акцент на наработке пластичности и «мягкости» движений.

9. Акцент на медленной отработке действий – мало или почти нет скоростной работы.

10. Практикуются только замедленные «спарринги» (на самом деле корректнее назвать их «спарринговыми упражнениями»), отсутствуют «спортивные» спарринги – то есть на скорости и в контакт (что обосновывается «особой опасностью» изучаемых техник).

11. Велик раздел противодействий противнику, вооруженному холодным оружием.

12. Характерно использование металлических (пусть и затупленных) ножей, однако практикуется только замедленная отработка, нет собственно работы с холодным оружием, нет работы на скорости с использованием безопасных имитаций оружия. (Заявляется, что деревянный или резиновый нож не вызывает у защищающегося чувства опасности – а значит, не дает нужного эффекта).

13. Декларируется отсутствие конкретных приемов. Вместо них изучаются технические элементы и принципы, которыми последователь школы должен свободно оперировать.

14. Физподготовке зачастую уделяется мало внимания; есть разнообразные упражнения на пластику, падения, перекаты и пр.

15. Тренировки отличаются разнообразием, подчас чрезмерным. Ученика забрасывают обилием материала, требующего серьезного осмысления, а вот «нудная механическая» работа (типа долгой отработки ударов) зачастую отсутствует.


Сразу скажу, что соответствие перечисленным признакам не обязательно указывает на лохотрон. Все зависит от тренера и, что куда менее очевидно, от учеников.

Я встречал людей, многого достигших при обучении в подобных школах. Как правило, это люди взрослые, вдумчивые, склонные к анализу, физически раскрепощенные, скоординированные, в хорошей форме. Чаще всего, они уже имеют приличный опыт занятия единоборствами или участия в реальных драках. А вот ученики помоложе, да еще и занимающиеся с нуля, чаще отличаются неумелостью, даже неуклюжестью. Многие так и не научаются хорошо и скоординировано двигаться. Но даже если помогает природная координация, возникает другая проблема – практическая применимость освоенных техник.

Казалось бы, «спецназовские» системы созданы специально для реального боя. Так они и воспринимаются, чему способствует и активный пиар в этом направлении. И хорошо, если разумный и честный инструктор не рекламирует школу как невероятно эффективную и исключительно прикладную, а честно называет занятия «военизированным фитнесом», прямо указывая на недостатки и сложности обучения.

Фитнес, действительно, неплохой: отлично развивает пластику, подвижность, гибкость, да и мышление. Скорее всего, здесь вас научат падать. Этому в «спецназовских» стилях уделяется большое внимание, поскольку в основу техники обычно положены выведения из равновесия. То есть на тренировках много падают, к этому нужно быть готовым. А это умение полезно само по себе, например, зимой на скользкой дороге. А вот с прикладным аспектом зачастую обстоит не так хорошо. Почему?

Одна из причин: сложность техник для освоения. То, что предлагается под брендом «спецназ», значительно сложнее стандартных комплексов рукопашного боя из армейских наставлений. Как раз указанные наставления предлагают примитивные и действенные методы. Но видимо, они слишком просты, чтобы выглядеть круто. Сложные же методы пластичных стилей предполагают совсем иную подготовку, нежели занятия дважды в неделю по полтора часа. Возможно, эти системы и вправду не требуют ни особой физподготовки, ни постановки ударной техники. Ведь если основой системы действительно служит рукопашный бой спецподразделений, и физподготовка, и психологическая готовность у бойцов уже имеются. И бить они, вероятно, умеют.

В принципе, пластичные стили далеко не плохи. Просто заниматься ими нужно, четко осознавая цели и сопоставляя полученный результат с желаемым. А еще подобные боевые системы, сочетающие сложность с эффективностью, – это своего рода мастер-класс. Скорее всего, они никогда и не предназначались для обучения начинающих! Потому здесь мало внимания уделяется постановке четкой элементной базы, ударам, приемам. Да и спаррингу. Зачем? Секрет эффективной подготовки в пластичных системах четко сформулирован один из известнейших мастеров: «Бокс, борьба, фехтование»! Отсюда вытекают и обучение принципам, а не приемам; и акцент на выведениях из равновесия – технике более сложной, чем силовые, в основе своей, броски, болевые или удары. И импровизация в противовес заучиванию готовых схем. Ведь требуемая техническая, физическая и тактическая подготовка уже имеется. Уже имеются навыки того самого спортивного боя, которому нередко противопоставляют себя адепты «смертельных» школ.

К слову, особо «опасные и смертельные» техники действительно существуют – от банальных ударов в пах и глаза до скручиваний шеи и серьезно травмирующих болевых. Их действительно стоит отрабатывать в имитационных замедленных спаррингах. Проблема в том, что без навыков скоростного боя в контакт провести «смертельный» прием вряд ли удастся. Спортсмен свою менее «смертоносную» технику отрабатывает многократно, в реальный контакт и полную силу. Да еще и учится применять ее на подготовленном и активно сопротивляющемся противнике. И его навыки как раз позволят освоить и сложную «смертельную» технику.

Опытный борец куда быстрее научится использовать силу противника против него же (собственно, спортсмены-борцы и так это умеют), боксер эффективно и точно попадет пальцами в глаза или горло, а кикер – ногой в пах (что в драке сделать не так-то просто). Базовая спортивная подготовка дает необходимые навыки, которые просто дополняются новой, более сложной техникой. И конечно, предполагается, занимающийся уже имеет нормальную физподготовку. Вот и весь секрет эффективности «спецназовских» стилей! Техники здесь и в самом деле «мастерские». На «примитив» здесь не размениваются.

Вот только для освоения техник высокого уровня требуется соответствующий уровень ученика. Занимаясь с нуля, можно рассчитывать скорее на оздоровительный эффект... Да и то относительный. Я встречал людей, довольно давно занимающихся и с очень плохой координацией, с невыстроенной структурой тела, не умеющих вложиться в удар, с неважным равновесием. То есть с базовыми недостатками, исправляемыми за год в любой школе единоборств, где обучение более формализовано.

Но инструктор заявляет: «Мы самые-самые». Ученикам внушается, что спорт вреден и примитивен; что спортсмен умеет драться только один на один и по правилам, а их учат сразу эффективным и «смертоносным» техникам; подчеркивается крутость подготовки... Такой подход сразу должен настораживать. В 90% случаев вы не получите обещаемой прикладной эффективности. А вот позанимавшись несколько лет контактными единоборствами, получив представление о бое в контакт (да еще и с подготовленным соперником), можно пробовать и пластичные системы.

И еще одно, сугубо субъективное мнение. В секциях «спецназовских» стилей мне приходилось слышать мнение, что их подготовка позволяет тратить минимум усилий. Отсюда и выведения из равновесия с использованием силы самого противника, и мягкость движений, и непротиводействие силе. Звучит неплохо (о сложности практического применения достаточно сказано выше). Но зачем это все нужно? Оказывается, чтобы мы могли драться, будучи старыми, ранеными, уставшими. По сути, молодые здоровые парни учатся драться как больные старики. Но, во-первых, чтобы драться будучи больным и старым, нужно посвятить этому годы в молодости. Тогда умение работать не прикладывая усилий приходит само, с опытом.

Основатель айкидо Уэсиба, чтобы не прилагать усилий в старости, в молодости тренировался как проклятый. И был суровым и очень жестким бойцом. Это мастерство, и нельзя прыгнуть к нему, минуя все предыдущие этапы. Мягкость и легкость дается чутьем – а оно требует большого практического опыта. Пока его нет, работают сила и скорость. Когда чутье появится, техника изменится естественным образом.

В восточных системах молодых не учат действовать, будто они старые и больные. Напротив, бойца готовят так, чтобы он, и став пожилым, сохранил здоровье и силу. Лично мне этот подход кажется привлекательнее.

При написании статей была использована информация и мнения участников крупнейшего русскоязычного форума по единоборствам www.budo-forums.ru.

Автор: Aлeкcaндp Cмиpнoв
Просмотров страницы: 281


Теги: лохотрон, единоборства, боевые искусства, тренировка, спорт,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
13:58   В России высказались об условиях расширения БРИКС

13:58   Генпрокурор призвал пересмотреть нормы безопасности после теракта в «Крокусе»

13:55   В Госдуме отреагировали на обращение сербского добровольца СВО к Путину

13:49   Немецкая партия разработала секретный план из-за шпионского скандала

13:49   Россиян предупредили об опасности использования грязных кондиционеров

13:45   Командир «Ахмата» заявил о ежедневных успехах России в зоне СВО

13:45   Друг задержанного замминистра обороны Иванова дал на него показания

13:45   Синоптик объяснил ранний сезон ураганов в Москве

13:44   В США заявили о подрыве авторитета НАТО из-за попыток развалить Россию

13:44   Банду украинских телефонных мошенников задержали в Чехии

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 24.04.2024



Тематические фотоподборки

Мировой фестиваль бодиарта 2008

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |