Что такое «романтика» и немного бурных морей на закуску
Слова с течением времени меняют свой смысл. По разным причинам - меняется реальность, меняются и слова.
Вот например: зачитать раньше означало взять книгу и не вернуть, а теперь означает огласить текст (зачитайте обращение). Уборная первоначально была только комнатой для переодевания (убора) артистов, потом превратилась сами понимаете во что (как, впрочем, и туалетная). Обязательный в 19 веке и первой половине 20-го означало - точный в исполнении обещаний: Амвросий Фокич человек обязательный, если сказал, что будет - непременно придет. Теперь обязательный - значит непременный. И так далее. Таких слов много, следить за ними бывает весьма интересно.
Но бывают и неприятные изменения. Вот такой пердюмонокль случился со словом (понятием) РОМАНТИКА. Романтика, романтизм - интуитивно это нечто противоположное мещанству, обывательству, рутине, пошлости и банальности. Романтика - это означало - путешествия, опасности, крутые горы и бушующий океан, полный пиратов, ночевки в шалаше и сплав по бушующим горным рекам. Преодолевать трудности - вот романтика! Трудная стезя изыскателей-геологов то в тундре, то в пустыне. Отсутствие быта, презрение к салфеточкам-слоникам. Строительство города в дикой тайге - это была романтика, на это купилось много молодых людей... что ж, города и в самом деле построили, хотя и грязи и рутины они там наелись по горло. Но суть не в этом - суть в том, что РОМАНТИКА была отрицанием комфорта, удобства, безопасности и зажиточности. Нестись по бушующему океану, или ночевать в горах, или покорять полюса! Песни какие пели:
Пьем за яростных, за непокорных, За презревших грошевой уют! В флибустьерском дальнем синем море Люди Флинта песенку поют. (Бригантина, слова П.Когана)
Под крылом самолета о чем-то поет Зеленое море тайги... Ну и т.д.
А что говорят нам ученые?
РОМАНТИЗМ (нем. Romantik, фр. romantisme, англ. romanticism) - творческий метод в литературе и искусстве, сложившийся в конце XVIII - начале XIX в. В основе романтического метода лежат общие принципы: субъективная позиция писателя по отношению к изображаемому; стремление не столько к воссозданию, сколько к пересозданию действительности, что обуславливает использование в произведениях Р. фантастики, гротеска, символики, условности и т. п. Романтизму свойствен не только отказ от реального мира, от обыденности, но и интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному (действие поэм Дж. Байрона и А.С. Пушкина разворачивается в южных странах и в странах Востока, баллад В.А. Жуковского - в фантастическом, вымышленном мире, часто поэты-романтики переносят действие своих произведений в прошлое). Ведущая черта Р. - трагическое двоемирие, переживание разлада с действительностью: романтический герой осознает несовершенство мира и людей и в то же время мечтает быть понятым и принятым ими. Время распространения - конец XVIII — первая половина XIX в. (Словарь литературоведческих терминов. Автор-составитель © С.П. Белокурова.)
Романтизм раскрыл необычайную сложность, противоречивость внутреннего мира человека. Для романтиков характерен интерес к сильным и ярким чувствам, человеческим страстям. Поэтому для романтизма так важна защита свободы - права человека на индивидуальные переживания и поступки.
Новым в романтизме стало и отношение к природе. Если классицизм природа интересовала как пример изначального порядка, а сентиментализм - как пример добротедетельной жизни, то для романтиков природа, во всех её хаотических и подчас жестоких проявлениях, представляла символ абсолютной свободы.
"Есть наслаждение и в дикости лесов, Есть радость на приморском бреге, И есть гармония в сем говоре валов, Дробящихся в пустынном беге."
- писал поэт К.Н. Батюшков. Пушкина "Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю..." вы и сами вспомните. Ощущение различий между идеалом и действительностью приобретает в романтизме необычайную остроту и напряжённость, что составляет основу так называемого романтического двоемирия. При этом в творчестве одних романтиков преобладала мысль о господстве в жизни непостижимых и загадочных сил, о необходимости подчиняться судьбе (Шатобриан, В.А. Жуковский). В творчестве других (например, Байрон, А. Мицкевич, ранний А.С. Пушкин) преобладали настроения борьбы и протеста против царящего в мире зла. (Wikipedia.)
Писатель-романтик не удовлетворен будничной, серой жизнью, окружающей каждого из нас, т. к. эта жизнь скучна, полна несправедливости, зла, безобразия... Ничего в ней нет необыкновенного, героического. Писателя-романтика могут привлекать далекие, экзотические страны и народы, со своими обычаями, образом жизни, понятиями чести и долга. Особенно притягательным для русских романтиков был Кавказ. Романтики любят горы и море - ведь они возвышенны, величественны, непокорны, и под стать им должны быть люди. (Какой-то студент, вероятно тоже откуда-то содрал.)
Формирование европейского романтизма обычно относят к концу XVIII - первой четверти XIX века. Романтизм в своих истоках - явление антифеодальное. Романтики протестуют против унижения в человеке человеческого, борются за возвышение, раскрепощение личности. Положительный герой в романтизме, как правило, возвышается по уровню своего сознания над окружающим его миром корысти, несовместим с ним, цель жизни он видит не в том, чтобы сделать карьеру, не в накоплении богатств, а в служении высоким идеалам человечества - гуманности, свободе, братству. Отрицательные романтические персонажи, в противоположность положительным, находятся в гармонии с обществом, их отрицательность и заключается прежде всего в том, что они живут по законам окружающей их буржуазной среды. Русский романтизм, начавшись с Жуковского, расцвел в творчестве многих других писателей: К. Батюшкова, А. Пушкина, М. Лермонтова, Е. Баратынского, Ф. Тютчева, В. Одоевского, В. Гаршина, А. Куприна, А. Блока, А. Грина, К. Паустовского и многих других. (Еще какой-то литературный сайт.)
Короче говоря, вы поняли, надеюсь, суть, которую вкладывали в это понятие такие люди, как Александр Грин, Эдгар По и Джозеф Конрад.
А теперь что мы получим, набрав в поисковиках слово "романтика"? Рекламу комфортабельных отелей. Приз конкурса - романтическое путешествие вдвоем в ресторан - орут-надрываются ведущие-зазывалы во всяких там "любовь с первого взгляда", или билеты в романтический круиз на дорогом судне с бархатными занавесями, барами, бассейном и бильярдом. Что может быть пошлее и что может быть противоположнее вышеописанному отрицанию сытости и мещанства? Сыто, безопасно, оплачено и сводится к сексу после обильного возлияния дорогими напитками и показу бриллиантов на вечеринках... Это еще лучший вариант, можно получить и ссылки на сайты "с девочками" или идиотские объявления-анкеты. Увы, слово совершенно потерялось. Первоначальное значение практически утрачено и осталось только у белых литературоведных мышей в рефератах о немецкой литературе конца 18 века.
Ну а я вам предложу не проспект гламурненького пансионата Романтика "с номерами" и девочками, а картины испанского художника Anthony Casay (Spanish, b. 1942)
Это уж безусловно романтика в первом, истинном значении: бушующее море, скалистый брег, первозданная и страшная красота дикой природы. Где ж и высаживаться на краткий отдых пиратам, как не на таком берегу, и где ж удобнее закапывать клады, составлять заговоры и клясться посвятить жизнь вечной борьбе за идеалы? А кроме того, оно и просто красиво. Холст, масло.
Автор: K. Ю. Cтapoxaмcкaя Просмотров страницы: 261
|