DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Вокруг света

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Что держат в своих руках финские атланты? Фонари железнодорожного вокзала Хельсинки


Что держат в своих руках финские атланты? Фонари железнодорожного вокзала Хельсинки

Первый раз я попал в Хельсинки в сентябре. Представляете? Бабье лето. Уже не жаркое, летнее, но ещё достаточно тёплое осеннее солнышко, наполняющее своим светом прозрачный воздух, как бы застывший в ожидании уже не таких и далёких утренних заморозков. Которые, придёт время, и покроют водную поверхность луж чистым хрупким хрусталём первого льда. А пока вот…

Тепло, сухо и легкий, почти неощутимый ветерок, несёт куда-то многочисленные паутинки с маленькими живыми восьмилапыми парашютистами, стремящимися улететь куда-то туда… В теплые края, где не будет ни льда, ни снега. Убежать от зимы? Наивные.

В такую погоду только ходить и ходить по городу, поднимая, несмотря на все старания финских дворников, привычное русскому ботинку, шуршащее под ногами яркое разноцветье опавшей листвы.

Ну, я и ходил. Работы было немного. Пару-тройку часов утром или ближе к вечеру можно было выкроить в неплотном трудовом графике. И почти все прогулки начинались у меня от столичного железнодорожного вокзала. Он же в самом центре города. На Вилхонкату. Рядом со станцией метро Раутатиентори.

А может, совсем и не поэтому. Просто сам по себе вокзал – оригинальнейшее сооружение. Уверен, таких своеобразных зданий не найти больше нигде в Европе. Хельсинский вокзал поражает и впечатляет. Последнее – от слова «впечатывается». В смысле – надолго остаётся в памяти. Вот и у меня… Остался.

Правда, то сооружение, что сегодня стоит на Вилхонкату, 12 – не первый хельсинский… Или правильнее, соотносясь по времени, – не первый гельсингфорский вокзал. 1861 год памятен России отменой крепостного права. А нынешней финской столице тем, что в этом году в Гельсингфорсе был построен первый железнодорожный вокзал.

Но… Шло время. Развивалась промышленность, рос торговый оборот страны. И к началу XX века старое здание вокзала перестало справляться с серьёзно увеличившимися пассажиро- и грузопотоками.

Выход был один. Надо строить новый вокзал. Но если озадачивать подрядчика, то чем? Для начала на руках у заказчика, вообще-то, должен быть проект того, что ещё предстоит построить. Вот в декабре 1903 г. и был объявлен конкурс, в ходе которого планировалось отобрать лучший проект административного корпуса и нового здания вокзала. Учитывая важность поставленной задачи, в конкурсное жюри вошли такие мэтры тогдашней финской архитектуры, как Густав Нюстрём, Хуго Линдберг, Себастьян Грипенберг.

Так и проекты им на рассмотрение представляли далеко не мальчики. Мужи! Поделившие две третьи премии Уско Нюстрём и Ялмар Оберг. Или занявший второе место проект Онни Тёрнквиста. Все они были уже опытными архитекторами. И проекты у них были замечательные. Но первое место компетентное и беспристрастное жюри присудило не им, а Элиэлю Сааринену.

Тому самому Сааринену, по проекту которого в 1900 году был возведен финский павильон на Всемирной выставке в Париже. К 1903 году Элиель был уже опытным архитектором. Так что его первое место не было неожиданностью ни для жюри, ни для него самого. Правда, как считал сам архитектор, победа – ещё не повод останавливаться на достигнутом. И летом, следующего, 1904 г., Сааринен уезжает. Сначала в Германию. Потом – в Англию и Шотландию. И везде осматривает, зарисовывает, изучает… железнодорожные вокзалы. Чтобы, вернувшись, внести в проект изменения. Дополнить его лучшим из того, что увидел.

К декабрю все изменения и дополнения были внесены в проект, приняты заказчиком и с 1905 года работа началась. Хотел написать «закипела», но не уверен, что именно так всё и было. Во всяком случае, возводился новый вокзал целых 9 лет – с 1905 по 1914 гг. Почти наш, родной, обычный и традиционный долгострой.

А когда вокзал был уже практически готов, грянула Первая мировая война. Здание приняло на себя функции военного госпиталя. Естественно, русского. В то время, если кто забыл, Великое княжество Финляндское было составной частью Российской империи. Только после её развала и окончания гражданской войны в Финляндии, в 1919 г., здание начало использоваться, как то и предусматривал первоначальный проект – в качестве вокзала... Для этого его, само собой, пришлось немного подремонтировать. Всё-таки госпиталь и вокзал не одно и то же.

7 миллионов финских марок ушло на строительство. Но они себя оправдали.

Вокзал – грандиозное сооружение из розового гранита, увенчанное тяжелой башней. Говорят, оно является одним из наиболее известных произведений финской архитектуры и олицетворяет переходный этап от национальной романтики к функционализму.

По обе стороны от центрального входа – скульптуры Эмиля Викстрёма. Парные фигуры монументальных атлантов, поддерживающих своими мускулистыми руками не небесный свод. Шары-светильники, которые в самое темное время года, в декабре, горят по 18 часов в сутки.

Живописную постройку с обилием изобразительных рельефных и скульптурных элементов выгодно отличали передовые на то время технологии и конструкции – железобетонные своды входного вестибюля и поперечных холлов, а также простота планировки – заблудиться на вокзале невозможно.

Кстати, в Выборге – в те времена еще финском городе с финским же именем Viipuri – эксплуатировался вокзал, как две капли воды похожий на Хельсинкского собрата. Младший родственник столичного вокзала по месту нахождения, но старший – по времени строительства.

Выборгский вокзал был введён в эксплуатацию уже в 1913 г. Его автором тоже был Элиель Сааринен (Gottlieb Eliel Saarinen). В проекте выборгского вокзала явно прослеживались черты, характерные для других работ известного архитектора. Ну, например. Если у центрального входа в здание хельсинского вокзала стоят атланты, то у выборгского вокзала Элиель установил скульптуры двух медведей.

К сожалению, здание выборгского вокзала не сохранилось. Он был взорван в конце августа 1941 г. отступающими из города частями Красной Армии. Радиоуправляемым фугасом… Ну, вот такие мы. Хлебом не корми, дай что-нибудь подорвать. До самого что ни на есть основания…

А Хельсинский железнодорожный вокзал и сегодня продолжает встречать-провожать поезда. И посмотреть на него можно не только на фотографиях...

Автор: Koнcтaнтин Kyчep
Просмотров страницы: 327


Теги: архитектура, финляндия, строительство, здание, история,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
16:07   В США предрекли победу над Китаем в ходе гипотетической войны

16:03   Неизлечимо больная Селин Дион высказалась о возвращении на сцену

16:03   Пассажирка российского самолета почувствовала недомогание во время полета

16:00   Тренер объяснил лишение зарплаты нейтральной спортсменки из России

15:57   В России повешенную на заборе воспитанницу детского сада сняли на видео

15:56   Маркетплейсы попросили власти сохранить платный возврат товаров

15:55   Удар по телебашне в Харькове сняли на видео

15:54   Гоар Аветисян показала внешность до похудения на архивном фото

15:52   Алиев пожаловался на отсутствие Зангезурского коридора в договоре с Арменией

15:51   Европарламент одобрил меры торговой поддержки Украины

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 23.04.2024



Тематические фотоподборки

Женские грязевые бои

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |