Как и чем живет Питер? Еда. Организация доставки в XIX веке
Давным-давно, много лет тому назад наши предки, жившие в пещерах ли, в землянках ли, были на природе, жили на природе, питались от природы. Легко было сорвать во время перехода или охоты известное растение и сжевать его на ходу, приволочь домой добытого... скажем, кенгуру или саблезубого зайца...
И зажарить его на костре возле пещеры. Потом присесть в соседних кустиках. И всем хорошо. Даже кустикам – их, хоть и помяли, но зато удобрили.
Позднее, уже в следующую эпоху, – вышел из дома, пошел в огород, выдернул несколько морковок/репок, обмыл или обтряс от земли – и съел. Или отнес на кухню и сварил или запек – а потом все равно съел. С аппетитом.
В городе такое не проходит. Надо пойти в магазин, купить провиант – и только тогда можно его приготовить и съесть.
В наше время, в эпоху рефрижераторов, консервов и разнообразных способов сохранения продуктов (сушеных, соленых, копченых так или этак, пастеризованных, запечатанных под вакуумом или под давлением в инертной атмосфере), – проблема только в том, чтобы довезти груз от места переработки до магазина.
Раньше было совсем не так. Аргентина, выращивавшая на просторах своих пампасов огромные стада коров, не могла продавать свежее мясо наиболее выгодным потребителям – в Европу и в США. (Ну, разве что соседям, но у них с мясом дела обстояли почти так же хорошо.) До потребителя в Америке или в Европе можно было доставить или солонину (а это – совсем не то), или вяленое-сушеное-копченое мясо... Иначе при долгой транспортировке мясо просто портилось. И лишь с появлением рефрижераторного оборудования аргентинское мясо смогло пойти за рубеж.
В конце XIX века жил в Петербурге писатель А.А. Бахтиаров. В 80-е годы для одной из петербургских газет он написал цикл очерков о типажах Петербурга, а впоследствии свел свои очерки в книгу под названием «Брюхо Петербурга». Книга более чем интересна по сию пору. В ней детально описано откуда (и почем) все необходимое прибывает в Петербург – и как потом (и куда) ненужное вывозится. Среди нужного – и провиант, и стройматериалы, и люди (рабочие, строители, горничные, кухарки и т.п.).
Петербург – город, расположенный на очень неудобном месте. Тут ни животноводства, ни хлебных полей, ни... Да ничего тут до построения города не было – только «приют убогого чухонца». Вдобавок по осени – периодические наводнения.
С самого момента начала строительства город был полностью зависим от подвоза провианта «из России». Прошло время, город развил вокруг себя огородничество. Благо, органические удобрения сам город производил... и очень много. Проблема овощей для Петербурга была таким образом решена.
Рыбу можно было поймать и в Финском заливе, в Неве и – тем более – на Ладоге.
А вот хлеб, различные крупы, мясо и фрукты... Все это надо было привозить.
Поскольку Петербург стоит на Неве, проблему подвозки хлеба из центральной России решал водный транспорт. Хлеборобный юг вез зерно по Волге, далее по различным каналам и – через Петербург на продажу в Европу. Заодно питая и Петербург. Огромные (для того времени) баржи с зерном по Волге вначале тащили бурлаки (несмотря на жалостные картины художников-передвижников, это был весьма выгодный труд для крепких мужиков), потом паровые буксиры.
Огромные стада крупного рогатого скота скупались купцами на южных землях России, особенно массово – на Дону и у калмыков, грузились в специальные вагоны для скота – и привозились на скотобойни Петербурга, чтобы местным жителям было что поесть.
Из лесов Севера, с Вологодчины, из-под Архангельска, из Олонецкой и Вятской губерний зимними обозами в санях привозились пойманная замороженная «убоина», тетерева и прочая лесная птица, добытая охотниками в бескрайних русских лесах. (Про поток оттуда, с Севера, в Петербург и через Петербург в Европу меховых шкурок не пишу – тут про «еду».)
С берегов Волги тянулись обозы с икрой и уже солеными или копчеными деликатесными рыбами, которых было не поймать в Неве или на Ладоге.
То ли дело теперь... Забитый и разделанный в Индии буйвол, сразу же замороженный ниже температуры –20 градусов, может спокойно проехать в судне-рефрижираторе через полмира, приехать в Польшу, сменить этикетку на упаковке с «буйволятина индийская» на «говядина польская» – и поехать далее, уже в грузовике-рефрижираторе в Россию, к потребителю.
Рыба, выловленная в антарктических водах, спокойно лежит, замороженая в судне-рефрижираторе, месяцы – пока не доедет до порта прибытия, где ее начнут обрабатывать. А уж выловленная в Охотском море сайра, попавшая тут же в банки под названием «Сайра дальневосточная», и вовсе может ехать к конечному потребителю малым ходом месяцы и месяцы.
Автор: Игopь Baдимoв Просмотров страницы: 261
|