DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Культура, искусство, история

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Была ли железная дорога с деревянными рельсами?


Была ли железная дорога с деревянными рельсами? 
Tomasz Sienicki

Прежде чем ответить на этот интересный вопрос, давайте сначала посмотрим на «техническую» его сторону. Мы привыкли к тому, что основа колеса делается из металла. Но вспомните конскую телегу. Вспомнили? У нее колеса из дерева! Не целиком, конечно, а в виде нескольких отрезков-брусков с небольшим загибом внутрь, которые по кругу обшиты полосой из металла.

Впрочем, у первого велосипеда колеса тоже были из дерева! Да и сам весь велосипед – тоже из него. Как же на нем ездили? Педалей и цепи не имелось. Ездок поочередно отталкивался ногами от земли, давая «самокату» некоторое ускорение. Разумеется, такой велосипед оказался громоздким, неудобным для передвижения и все же по тем давним временам «технически» казался совершенным.

Но речь ведь не о конской телеге или первом велосипеде! Речь о рельсах из… дерева.

Шпалы во всем мире стали менять на железобетонные лишь во второй половине минувшего века. Да и то далеко не везде. Во многих странах они и сейчас по-прежнему деревянные, пропитанные специальным составом для защиты от сырости. И ничего, выдерживают многотонные составы, идущие с большими скоростями. Шпал много, они устойчиво лежат на поверхности, будучи частично углубленными в грунт. Между ними насыпан еще слой гравия или щебня. Достаточно все надежно. Да и велика ли беда, если какая-то шпала даст трещину? Из-за этого состав под откос не пойдет. Современная железная дорога и нынче наполовину… деревянная! А вот рельсы, само собой, стальные. А были ли они когда-нибудь деревянными? Есть ли такой пример? Есть!

В Башкирии металлургическая промышленность начала развиваться еще задолго до революции. В 1913 году был основан Баймакский медеплавильный завод. Действовал он до 1956 года, а затем был преобразован в машиностроительный. Ныне у предприятия статус литейно-механического производства.

После окончания в 1953 году Уральского политехнического института сменным мастером, а затем начальником металлургического производства стал работать на Баймакском медеплавильном заводе уроженец города Красноуфимска Свердловской области Александр Степанович Манылов – Почетный изобретатель СССР, Заслуженный металлург Российской Федерации. С 1957 года по 1997-й он стоял у руля образованного на базе медеплавильного производства машиностроительного завода. Словом, человек-легенда, прекрасно знающий историю металлургии Южного Урала. От него однажды я и услышал про железную дорогу с деревянными рельсами. В то время я только начинал знакомиться с Уралом, а новость эту мне Александр Степанович поведал… 1 апреля. Ну, какая может быть реакция? Принял за розыгрыш. Позже все же стал уточнять информацию. Оказывается, такая дорога на самом деле была!

В годы Великой Отечественной войны башкирское Зауралье давало оборонным предприятиям большое количество меди. Она выплавлялась из добытой руды в тяжелейших условиях. Зауралье экономически всегда тяготело к Магнитогорску Челябинской области, но административно было подчинено Башкирии. Эта «нестыковка» не позволяла использовать ресурсы другого региона – более близкого к рудным месторождениям, чем Уфа, находящаяся за горной системой Урала. Ладно бы еще, что зона не имела хороших дорог. Но она не имела и государственных линий электропередачи. На баймакском медеплавильном заводе электричество вырабатывалось на своей силовой станции с использованием торфа. А его нужно было привозить издалека. Подвижной состав – лошади и маломощные автомашины, часто ломающиеся из-за большого износа. Выручить с подвозом торфа могла только железная дорога.

Долгое время на заводе руководил транспортным цехом Александр Спиридонович Бабошкин, пришедший на него в 1943 году. Когда транспортная проблема прижала завод очень сильно, он стал искать выход из ситуации. Кто-то предложил ему съездить в рабочий поселок Тубинск и посмотреть там старенький автомобиль ЗИС. Мол, а вдруг удастся его заполучить. Автомобиль заинтересовал своими… колесами. Тубинчане, не имея возможности найти для него резину, пошли по пути изготовителей конских телег – сделали колеса из дерева и обшили нижнюю часть полосами железа. Голь на выдумки хитра! Так появилась идея сделать рельсы для узкоколейной железной дороги тоже из дерева!

Протяженность узкоколейки Баймакского медеплавильного завода составляла 25 километров. Вагонетки с торфом по ней сначала отвозились с использованием конской тяги. На путь обычно затрачивался день. Потом удалось отыскать маленький паровозик и доставить его в Баймак через горные перевалы.

...Сейчас эта удивительная дорога разобрана. Хотя могла бы стать (некоторым своим участком) достопримечательной для показа туристам. Но это на Западе умеют делать деньги на экзотике. А у нас в небытие ушли узкоколейки в красивейших природных местах, где за валюту можно было бы «катать» не только иностранцев, но и своих богатеньких Буратино.

Автор: Aнaтoлий Пacтyxoв
Просмотров страницы: 292


Теги: россия, интересный факт, дорога, транспорт, техника,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
22:03   СК сообщил о следственных действиях с задержанным замглавы Минобороны

22:03   Студенты в США протестуют против действий Израиля в секторе Газа. Как ведущий вуз страны стал рассадником антисемитизма?

21:55   Американский миллиардер рассказал о последствиях западной помощи Украине

21:53   Раскрыта сумма взятки задержанного замминистра обороны России

21:47   В Венгрии высмеяли фон дер Ляйен

21:42   Путину и Шойгу доложили о задержании замглавы Минобороны

21:39   Махачев рассказал об особенностях тренировок в Рамадан

21:36   Сенат США принял пакет законопроектов об оказании помощи Украине

21:30   Дочь Деми Мур и Брюса Уиллиса порадовала фанатов снимком с голой грудью

21:29   Замминистра обороны России задержан по подозрению во взятке

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 23.04.2024



Тематические фотоподборки

В Калифорнии строится отель в стиле Lego

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |