DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Культура, искусство, история

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



За что мы любим соцреализм, или Кто руководил Буревестником?


За что мы любим соцреализм, или Кто руководил Буревестником? 
Фpaгмeнт кapтины H. Cыcoeвa «B.И.Лeнин нa cyббoтникe». «Bзяли бpeвнышкo и вeceлo, c yлыбoчкoй пoнecли»...

Как всегда, сначала заглянем в словарь.

Социалистический реализм – художественный метод литературы и искусства, построенный на социалистической концепции мира и человека.

Правда в смысле социалистического реализма – это не то, что вытекает из собственного опыта художника, а то, что партия считает типичным и достойным описания. В формулировке Андрея Синявского из его статьи «Что такое социалистический реализм»: «полуклассическое полуискусство не слишком социалистического совсем не реализма».

Но лучше всего ситуацию описывает сказка-анекдот:

Некий злой король был одноглаз и однорук. Захотел он заиметь свой портрет.

Пришел к нему Критический Реализм и написал портрет как есть, с одной рукой и одним глазом. Рассердился тиран, и казнил его. Пришел Романтизм и написал его с двумя глазами и двумя руками. «Это не мой портрет», – опять рассердился тиран и казнил его.

Тогда пришел Социалистический реализм. И нарисовал его в профиль...

Анекдот уловил самую суть явления: соцреализм – это ИСКУССТВО ПОЛУПРАВДЫ. Все фактики и детальки по отдельности – правда. Точнее, могли быть правдой где-нибудь в одном отдельно взятом колхозе (городе, школе, деревне)... Ложь только в компоновке, в подаче фактов – и в том, что король-то стоит В ПРОФИЛЬ. Недостатков старательно не видно.

Вот хоть образец соцреализма – фильм «Кубанские казаки». Когда он снимался, то по свидетельству очевидцев, жители деревень, где проходили съемки, спрашивали у Пырьева: милок, а это ты из какой жизни снимаешь? Опознать в пышном пырьевско-рубенсовском изобилии свою жизнь они не смогли. Но и придраться не к чему – рьяные защитники будут отстаивать каждую мелочь. Неправда, что послевоенная деревня лопалась от изобилия, а колхозники в ней лоснились от сытости и без конца пели и плясали? А вы можете доказать, спросят идеологические энтузиасты, что ни в одной деревне не было хорошего урожая и нигде не плясали? Нет? Ну, где-нибудь, вероятно, плясали. Вот, значит – все правда. Это и есть правда соцреализма. А главное – такая правда, которая нас устраивает, нам нравится и ласкает глаз. Уютно нам жить в такой полуправде, тепло и мяконько.

И добренький Ленин – такая же правда, ну вот любил он поплясать с детьми вокруг елочки, а то что «маловато расстреливаем профессуры» или «расстрелять тысячу человек и свалить на немцев» – это ж неважно. Вот у меня как раз и случилось тут пару картин, которые очень радуют глаз. Все-таки это наша история, а историю надо знать. В том числе и историю искусства.

Усиков
Ленин и дети на елке.

Состав детишек тщательно продуман. Крестьянство (в валенках), разночинец – как ему и положено, в сторонке позади, творческая интеллигенция (клоун), просто женщина-будущая мать (с зайцем) и женщина-эмансипе (стриженая с книжкой). Впереди, конечно, рабочий класс в буденовке (буденовка – идеология). Руки у него по швам, полная боеготовность, в отличие от туповатого крестьянства, нерешительного разночинца и рефлектирующего кривляки-интеллигента.

Стол слева накрыт явно не для детей – нет блюдечек и чашек, стульев тоже маловато. Пирожки отодвинуты в сторонку. Сейчас детишек уведут и вождь откушает чайку под Аппассионатку.

Яр-Кравченко. А.М.Горький читает поэму «Девушка и Смерть» И.В.Сталину, К.Е.Ворошилову и В.М.Молотову. 1949

Вдохновенный буревестник читает поэму... ту самую, что посильнее «Фауста» Гете. Картина очень интересная. Прежде всего, бросается в глаза бдительная фигура секретаря (как его там? Крючков? Крюков? такая какая-то приветливая фамилия, знаковая)... И в общем непонятно, чья ж это рука простерта дланью? На первый взгляд вроде бы как Горького, но если всмотреться – то вроде как и Крючкова? Да нет, для руки Крючкова вроде длинновата – а и в этом есть какой-то потаенный смысл, а?

Или бдительный просто поддерживает Горького за локоток, чтоб помахивал туда, куда надо? Выражение лица у него, кстати, – не такое, как у слушателей. Сталин смотрит одобрительно, доволен. Тот, что за Сталиным (Ворошилов?) – тоже вдохновлен. Молотов сидит, мечтателен. Но секретарь – на работе, это хорошо видно. Он предельно собран.

Теперь свет. Лица освещены теплым, розовым светом. Но абажур-то – зеленый! Ведь нельзя ж было изобразить красный?! За такие намеки можно и тово... И зеленый отсвет на лицах тоже был бы неуместен, вышли бы упыри, кем они и были – опять нехорошо. Вот вам и соцреализм в действии – зеленая лампа бросает розовый отсвет...


Яр-Кравченко. А.М.Горький читает поэму «Девушка и Смерть» И.В.Сталину, К.Е.Ворошилову и В.М.Молотову. 1949


Усиков. Ленин и дети на елке.

Автор: K. Ю. Cтapoxaмcкaя
Просмотров страницы: 263


Теги: социализм, ленин, фальсификация,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
02:55   Мать ребенка с аутизмом рассказала о спасении военкором Ереминым

02:33   На Западе объяснили задержки помощи Украине бюрократией

02:30   В Москве водитель шесть раз протаранил авто с семьей из Краснодара

02:29   Стало известно о размещении США ракет против ядерных объектов Ирана

02:16   Военкор «Известий» Семен Еремин погиб в зоне СВО

02:08   Погиб воевавший за Донбасс с 2014 года американский военкор Бентли с позывным Техас. В начале апреля он пропал в Донецке

02:05   В ООН прокомментировали гибель военкора Еремина

01:53   КНДР запустила новую зенитную ракету

01:50   Стали известны тяжелые для ВСУ места боев

01:42   В Белгородской области два человека погибли после атаки беспилотников

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 20.04.2024



Тематические фотоподборки

С высоты причьего полёта

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |