DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Каламбур, ералаш

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Мораль и нравственность: зачем они?


Мораль и нравственность: зачем они?

Попробуйте подняться над собой. Взлететь ввысь, под облака, и внимательнейшим образом, неторопливо, оттуда, со стороны и высоты, свободный как птица, посмотреть на Человека. Посмотреть сквозь пелену времени, наносные культурные слои, противоречивые религии, громоздкие обычаи и традиции.

Хотя бы вглядеться в то, как еще вчера жили ваши отцы и деды, какими внутренними законами руководствовались они. И как и чем сейчас живете и руководствуетесь вы. Как внимательный наблюдатель, не заинтересованный в приличествующем самообмане, наедине с собой вы увидите, что Человек, как и раньше, втиснут, словно тряпичная кукла в замшелый сундук после того, как с ней наигрались, в узкие рамки перцепций и апперцепций о себе и мире, о добре и зле, о правде и лжи. О том, как надо жить и как жить не надо.

Когда в обществе по каким-то причинам перестают действовать законы государства, Человеку, как правило, ничего не остается, как обратиться к законам морали и нравственности. К законам, как ему кажется, высшим, и поэтому правильным и подходящим для всех случаев жизни. Многие из нас, в той или иной степени, руководствуются этими высшими законами всегда, невзирая на времена и обстоятельства, в святой вере, что поступают правильно, и внутренне за то испытывают душевный подъем и ощущают себя бОльшими Людьми, чем те, кто, по их мнению, законов этих не придерживается.

Каковы они, эти высшие законы морали и нравственности, кто их устанавливает и зачем они нужны? Конечно, в первую очередь хорошо всем знакомое библейское «Не убий, не укради, не прелюбодействуй»… Дальше – не столь часто вспоминаемое, не прописное, но не менее важное: старших нужно уважать, младших не обижать, заботиться о братьях наших меньших. Быть патриотом, любить жену (мужа) и детей, заботиться о родителях. Не лгать, не пить, не курить и т.д. А устанавливают их, конечно, сами люди, наделенные теми или иными «морально-нравственными полномочиями» – философы, писатели и государственные мужи, исходя из опыта предыдущих поколений и формирующейся в том или ином направлении современности. Устанавливают их, как правило, в целях духовного развития Человека, спасения его Души, сохранения его божественной целостности… ну, и ради поддержания закона и порядка в государстве, что обычно упоминается реже.

Но так ли они, мы – те, кто взял за парадигму своего земного существования законы морали и нравственности, безупречны? Так ли весомы наши аргументы, когда, например, желая поставить жирную точку в долгом споре, мы приводим в пример эти высшие законы? Не являются ли некоторые из них, при всей своей внешней красоте и правильности, как раз антигуманными, вступающими в конфликт с Жизнью и Природой, или, по крайне мере, не абсолютными?

Если вернуться к вступительному предложению подняться ввысь и взглянуть на Человека с высоты, непредвзято и честно, то нельзя не заметить, что в разные времена, в разных социумах были свои законы морали и нравственности, которые очень сильно разнились, регрессировали и прогрессировали на протяжении коротких промежутков времени. Некоторые из этих морально-нравственных законов и вовсе отсутствовали, с нашей точки зрения. Древним грекам, например, понятие «совесть» вообще было незнакомо. Низшие сословия боялись гнева богов. Высшие, как и сейчас, в богах либо сомневались, либо вовсе отвергали их, признавая за человеком законы другие: природы и самого человека.

Возьмем самый основной из всех гуманистических и, следовательно, нравственных законов – «не убий». Церковь, являясь главным адвокатом морали и нравственности на Земле, четко и однозначно дает понять, что не человек дал жизнь человеку, а Господь Бог, и следовательно, не человек имеет право ее отнять. Однако не стоит забывать, что этой морально-нравственной максимой, не задумываясь, чаще всего оперируют те, кто не сталкивался с насильственной смертью своих родных и близких, кто не был жертвой военных конфликтов, не смотрел в глаза убийце и не сталкивался с бездействием властей. По статистике, как ни парадоксально, большинство православных россиян не готово полностью отринуть от себя Моисеев закон и принять закон Иисусов, даже теоретически. Так ли это большинство не право?

«Не укради»… Не стоит забывать, что понятие «чужое, не мое» имеет весьма нечеткие контуры. Понятно, кто у кого украл, когда подросток садится в твою машину и угоняет ее. Или когда один человек в автобусе вытягивает у тебя из кармана бумажник. Но можно ли пользоваться той же прямолинейной терминологией, когда рабочий, что отработал на заводе тридцать лет за скромную зарплату и положил там свое здоровье, тянет оттуда килограмм гвоздей или три подшипника? Он – вор у завода, у государства или не вор? А может ли завод обворовывать своих рабочих? А государство своих граждан? Может ли нравственный закон «не укради» быть применен и здесь? Насколько?

Здесь также уместно вспомнить недалекие восьмидесятые, когда существовали понятия «фарцовка» и «спекуляция», наказуемые по закону и порицаемые обществом по всей тяжести существующей морали и нравственности. А ныне, всего двадцать с небольшим лет спустя, зачастую те же новые-старые моралисты и нравственники давно примирились с этими явлениями и даже возносят их почти в добродетель, называя их почтенно «бизнес» и «коммерция».

Как быть полноценным патриотом, если у тебя хватает зрения, чтобы видеть неправомочность и ту же безнравственность действий, предпринимаемых государством, страной, в которой ты живешь? Здесь лучше быть нравствующим глупцом, закрывающим глаза на то, что их режет, или безнравственным интеллигентом – предателем и изменником?

Высокоморально ли не лгать – и тем самым настроить против себя весь мир, усложнить существование другим и даже погубить себя, или все же правдолюбцем быть плохо? Насколько? Где та грань правды, дозволяемая моралью и нравственностью – если она вообще может быть проведена, и насколько она там, где должна быть? Истинная правда и истинная мораль – две эфемерные субстанции, исключающие друг друга. Просто потому, что большая часть человечества предпочитает мир приятных иллюзий и заблуждений, правду находит возмутительной и как раз аморальной. Можно сказать, что морально все аморальное – до тех пор, пока сокрыто от глаз. И наоборот, мораль, преданная огласке, часто имеет признаки аморальности.

Похоже, что мораль и нравственность – настолько же придумка человеческая, насколько и юридические законы и законы общежития. И насколько последние несовершенны и амбивалентны, настолько и первые могут быть неабсолютны и сомнительны. Субстанции временные, быстро меняющиеся, часто противоречивые и взаимоисключающие.

И поэтому выбор – броситься помогать упавшему подняться или падающего подтолкнуть, может быть не настолько однозначным. Хотя бы потому, что тот, кому вы помогли подняться, может и дальше продолжать падать, в ожидании вашей помощи. А тот, кому вы дали пинка, в следующий раз падать поостережется.

Автор: Игopь Tкaчeв
Просмотров страницы: 269


Теги: моральные принципы, человечность, мораль, человек, нравственность,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
04:05   Стало известно об охоте Киева на пытающихся связаться с Россией жителей

04:00   Мужчина заглянул в телефон жены и решил развестись после 10 лет брака

03:48   В России обвинили ВСУ во взломе Starlink для бесплатного выхода в интернет

03:44   Арабские делегации покинули заседание СБ ООН при выступлении постпреда Израиля

03:34   Россиянам перечислили условия блокировки банковских карт

03:30   Испытательница секс-игрушек рассказала о своей непростой работе

03:25   Стало известно о взрывах в Павлограде

02:57   В ФРГ начали расследование о пропаже владельца OBI

02:49   Палестина выступила с заявлением после вето на резолюцию в Совбезе ООН

02:45   В России более чем в 20 раз выросло число штрафов за нарушения для иноагентов

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 19.04.2024



Тематические фотоподборки

Что такое любовь?

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |