Кто же автор песни про «новый поворот»? Ко дню рождения Александра Кутикова
В начале 1980-х в советской газете «Московский комсомолец», наконец-то, появляется первый отечественный хит-парад. И в 1981 году его возглавляет не «песня Союза композиторов на стихи Союза писателей», а забойный рок-хит «Поворот». Эта композиция продержится на 1-м месте целых полтора года, а МАШИНА ВРЕМЕНИ на время станет, бесспорно, самой популярной группой СССР...
А ведь буквально за год до прорыва группа находилась на стадии полураспада – её покинули Сергей Кавагое и Евгений Моргулис. Но оказалось, что нет худа без добра. В это же время распадался и другой популярный коллектив 1970-х – ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО. Один из его участников – Александр Кутиков – уже когда-то играл с МАШИНОЙ, поэтому, долго не раздумывая, возобновил сотрудничество с Андреем Макаревичем. Мало того – он привёл к нему из ВИСОКОСНОГО ЛЕТА ещё двух ценных музыкантов – барабанщика Валерия Ефремова и клавишника Петра Подгородецкого.
В 1979 году возрождённая МАШИНА ВРЕМЕНИ включает в свою концертную программу новые песни – «Свеча», «Три окна», «Снег» и, самое главное, – «Поворот». Официально за «Поворотом» числятся целых три автора. С автором текста всё предельно ясно – им был Андрей Макаревич. А по поводу музыки до сих пор кипят недюжинные споры – кто же всё-таки «более истории ценен» – Кутиков или Подгородецкий?
Причиной споров стали скандальные мемуары Подгородецкого «МАШИНА с евреями», где он прямо заявляет, что сочинил мелодию «Поворота» ещё во время службы в армии, и изначально она напоминала не ревущий рок-хит, а любовный опус в духе итальянской эстрады.
П. Подгородецкий: «До сих пор тешу себя надеждой, что найдется какой-нибудь италоязычный поэт, который придумает к ней стихи. Это будет второе рождение «Поворота», который не стыдно будет исполнить какому-нибудь Тото или Пупо. Когда я рискнул предложить ее для исполнения, Кутиков немедленно раскритиковал материал, говоря, что это нуднятина в стиле Макара. Потом попробовал сыграть ее быстрее. «Да это же прямо ИГЛЗ какие-то», – сказал обычно молчаливый Валера Ефремов».
А вот по словам Кутикова ситуация выглядела с точностью до наоборот. Мол, ещё во время работы в ВИСОКОСНОМ ЛЕТЕ он услышал, как Подгородецкий «наигрывал какую-то гармонию на пианино».
А. Кутиков: «И вдруг я понял, что у меня в голове появилась офигительная тема. Я сказал ему: «Петь, давай я тебе сейчас напою мелодию, а ты ее гармонизируй». И сходу спел весь будущий «Поворот».
А. Макаревич: «Обычно Кутиков, как всегда переполненный мелодиями, но плохо знавший расположение клавиш, напевал Пете на ушко что-то такое, и это немедленно находило воплощение в конкретных звуках».
Впрочем, Макаревичу первоначальный вариант категорически не понравился. Он был слишком медленный, сладкий, лиричный. Андрей обозвал его «Сентиментальным чудовищем» и «розовыми слюнями», и заявил, что на такую музыку текст сочинить просто не в состоянии.
Тогда Кутиков сыграл ту же мелодию в пять раз быстрее и жёстче. «А вот это ничего» – сказал Макаревич и удалился на два часа в ресторанчик. Там, попивая пиво, он одним махом сочинил аж два текста – «Поворот» и «Ах, что за луна». Последний был написан на музыку Подгородецкого и специально заточен под его исполнение. Дело в том, что клавишник немного картавил, поэтому Макаревич умудрился написать текст без единой буквы «р», чем страшно гордился. А вот к тексту «Поворота» относился без особого восторга – написал и написал.
Между нами говоря, я вообще считаю текст «Поворота» одним из самых слабых в творчестве МАШИНЫ. Чего только стоят пассажи: «Но – тут уж все равно» и «Вы кое в чём сильны…» (т.е. не то чтоб сильны, а так – кое в чем…). Да и залихватское утверждение, что не стоит бояться поворота, даже если за ним пропасть – тоже весьма спорно.
Зато благодаря хриплому мощному вокалу Кутикова песня звучала весьма бодро, да и под гитару хором распевалась замечательно.
А. Кутиков: «Никто бы не смог спеть «Поворот» так, как я его пою. Да и, вообще, любые песни МАШИНЫ, исполняемые мной, никто так же не споет. И те вещи, которые поет Женька Маргулис – только ему подходят».
П. Подгородецкий: «...никому из рок-болельщиков не могло даже прийти в голову, что Кутиков, таким мужественным голосом поющий «Выезжайте за ворота и не бойтесь поворотов…», на самом деле не только не умеет водить машину, но и трясется при мысли о том, что ему предложат сесть за руль».
Впрочем, поначалу «Поворот» особо не выделяли. А директор группы Мелик-Пашаев и вовсе назвал песню ужасом и кошмаром.
А. Бутузов, участник МАШИНЫ ВРЕМЕНИ: «Летом 79-го мы втроем, Кутиков, Ефремов и я, поехали в Коктебель... В Коктебеле Кутиков пел всем на костровых посиделках «Поворот». А ему говорили: «Ну тебя с твоим «Поворотом», отдай гитару вот тому парню, он нам «Отель Калифорния» споет». МАШИНУ ВРЕМЕНИ никто из крымских отдыхающих особо не знал. В Москве, в Питере, в университетских городах – знали, а в стране в целом – нет».
Ситуация изменилась, когда группа ушла под крыло Росконцерта, обрела официальный статус и стала активно гастролировать. И в 1980 году массовый слушатель узнал и полюбил «Поворот». Слава песни была настолько повальной, что композитор Владимир Матецкий в шутку назвал её новым гимном Советского Союза.
Но вот парадокс тех времён... Хотя «Поворот» по пять раз на дню крутило «Radio Moscow» (специально созданное под Московскую Олимпиаду – 80), его текст долгое время не был залитован (т.е. официально разрешён к исполнению). По словам Макаревича редакторы Росконцерта «имели сомнения относительно того, какой именно поворот мы имели в виду». А в 1982 году в «Комсомольской правде» напечатали печально известный пасквиль «Рагу из синей птицы», где писали следующее:
«…Откуда такое неверие? Очевидно, лирический герой МАШИНЫ ВРЕМЕНИ слишком много лавировал и изменял самому себе:
«Мы себе давали слово Не сходить с пути прямого, Но! Так уж суждено…»».
Тем не менее, когда ситуацию с «Поворотом» утрясли, она стала приносить хороший доход. Сам тариф за авторские права был маленьким, но если песню начинали распевать во всех кабаках СССР, то тут же набегала нехилая сумма. Подгородецкий в своей книге утверждал, что только за «Луну» и часть «Поворота» и «Скачек» он получал отчисления в размере 1200-1500 рублей в месяц (сумма по тем временам космическая).
Интересно, что МАШИНУ ВРЕМЕНИ в те времена довольно активно «кусали» и «независимые» рокеры вроде Майка Науменко и Юрия Шевчука, которые считали, что творчество группы стало слишком «конформистским».
Тем не менее, бесспорный талант музыкантов и волна народной любви позволили группе не до конца растеряться в море житейских компромиссов со старыми и новыми властями и сохранить свой звездный статус. До сих пор на концертах МАШИНЫ ВРЕМЕНИ толпы людей наизусть распевают «Поворот» – иногда даже без участия Кутикова. Недаром музыканты группы в шутку прозвали свой хит «народной старинной ритуальной песней».
«ШколаЖизни.ру» -- познавательный журнал
Автор: Cepгeй Kypий Просмотров страницы: 289
|