Что такое «борьба хорошего с еще лучшим»? Марсиане и самодеятельность в советском кино
Если какие-нибудь марсиане осуществляют радио- и телеперехват и просматривают в целях ознакомления наши земные фильмы, то у них в учебниках по советскому периоду непременно написано, что основным занятием советских людей была художественная самодеятельность. Она же была их главной жизненной страстью: заниматься искусством без отрыва от производства.
А все дело в том, что эти глубоко чуждые нам марсиане не могут понять выражение «борьба хорошего с еще лучшим». Ботва какая-то, думал марсианин, и был в корне неправ. Это была не ботва, а мощное культурное явление искусства времен соцреализма. Собственно, об этой самой борьбе и повествовало множество кинофильмов времен СССР, в которых действие происходило в мирное время на территории нашей бывшей огромной родины.
Поясняю. Конечно, если сюжет фильма – о войне, революции, или дореволюционных временах, то тут все в порядке: лепи, художник, негодяев сколько угодно. Темные силы нас в те времена злобно гнели, вихри враждебные над нами веяли, кипел наш разум возмущенный. Но если к нам полезет враг матерый – он будет бит повсюду и везде, и по долинам и по взгорьям. И как один умрем в борьбе за это, и юный октябрь впереди. Наш паровоз вперед летел, а наш бронепоезд, что интересно, стоял на запАсном пути, и так далее.
Ну а если дело происходит у нас, и все действующие лица – советские люди? Поскольку в стране победившей диктатуры пролетариата было совершенно уничтожено угнетение человека человеком, а из населения со звонкими песнями бодро выковывалась историческая общность человека нового типа – то подлецов и негодяев у нас быть не могло. Иначе пришлось бы признать, что т. наз. моральный кодекс строителя коммунизма как-то не совсем эффективно внедряется в наше сознание.
Но и в фильме про мирное время все же должен быть какой-то сюжет, какая-то интрига, какие-то коллизии и борьба. Невозможно же все время снимать фильмы про шпионов. И вот появилось гениальное изобретение: формула «борьба хорошего с еще лучшим». То есть вообще-то все хорошо и замечательно, но бывает, что кто-то кое-где у нас порой чего-то недопонимает. И вот из этого недопонимания возникают всякие остросюжетные завороты. Когда все хотят чего-то хорошего на благо советской родины, но по-разному понимают это благо. Отсюда и коллизии, столкновения, споры и недоразумения.
А для такого вот узко ограниченного поля деятельности нет лучше материала, чем проблемы художественной самодеятельности. Это просто идеальная тема! Во-первых, выигрышная и эффектная: позволяет ввести в сценарий песни, пляски и прочее, а это всегда украшает. Во-вторых, их можно разнообразить соответственно месту действия, т.е. ввести национальные мотивы. Что поощрялось. В-третьих, и в самых главных же, наглядно показывает, как хорошо живется советским трудящимся, какое у них прекрасное настроение, много свободного времени и творческого задора, и нет у них других забот, как только прославить родной колхоз (завод, город, поселок, бензоколонку – нужное подчеркнуть, ненужное зачеркнуть, недостающее вписать).
Смотрите сами: «Веселые ребята» – прекрасный фильм (без шуток, действительно отличный). Главные герои – пастух, который мечтает стать артистом и играть в джаз-оркестре, и домработница, которая мечтает стать певицей. А пока они участвуют в самодеятельности без отрыва от производства.
«Волга-Волга» – тоже отличный фильм, веселый, живой и динамичный. Про то, как бюрократ не давал вольно развиваться народной художественной самодеятельности и недопонимал, сколько в народе талантов. Но таланты, прекрасно поющие, пляшущие и играющие в самодеятельных оркестрах без отрыва от производства, победили, все едут на Всесоюзный смотр народного творчества.
«Осторожно, бабушка!» – веселая комедия с бессмертной Раневской, молодежь строит Дом Культуры, дабы им было где заниматься (без отрыва от производства, конечно) художественной самодеятельностью, а несознательный зав. стройотделом недопонимает всю важность этого момента. Молодежь побеждает. Концерт.
«Карнавальная ночь» – закоснелый бюрократ пытается помешать новогоднему концерту народной самодеятельности, который талантливые ребята подготовили к Новому году без отрыва от производства. А вместо него он хочет делать нудный доклад. Молодежь побеждает. Концерт.
«Ляна» – в молдавском виноградном совхозе несколько ребят так увлекается самодеятельностью, что запускает виноградники. Получается отрыв от производства. Здоровые массы молодежи вкладывают им ума, ребята осознают и перевоспитываются, активно вовлекаются в трудовую деятельность. Все молодые колхозники едут на концерт народных талантов в Москву.
«Кубанские казаки» – хотя сюжет и не завязан на самодеятельности впрямую, но концерту народных талантов кубанских сел в фильме отводится огромное место, громадный концерт происходит на роскошной сцене с декорациями и роскошными костюмами. Колхозники демонстрируют просто супер-профессиональный уровень в пении, танцах, скетчах и пр., достигнутый ими без отрыва от сельскохозяйственных работ.
«Музыкальная история» – шофер такси без отрыва от производства увлекается самодеятельным пением прямо за рулем. Постепенно он перерастает самодеятельность и становится оперным певцом.
«Берегись автомобиля» – следователь и преступник Деточкин, участвующие в народном театре без отрыва от производства, встречаются на самодеятельном спектакле, которому оба придают огромное значение. Там же звучит вошедшая в историю фраза «насколько лучше играла бы Комиссаржевская, если бы она днем стояла у токарного станка».
«Карнавал» – начинается с того, что молодая Нина Соломатина играет в школьной самодеятельности без отрыва от учебы и у нее рождается большая мечта – стать артисткой. Она едет поступать в театральный, но увы, артисткой не становится. Потому что, став артисткой, она оторвалась бы от производства, а так она возвращается в родной город на комбинат.
...И, думаю, это далеко не все, и читатели подскажут мне, какие еще фильмы я пропустила. Совершенно ясно, что если несчастный марсианин просмотрит подряд все эти фильмы, то ничто уже не разубедит его, что главной и основной страстью и делом жизни советских людей была именно художественная самодеятельность. Причем, что характерно, без отрыва от производства.
Автор: K. Ю. Cтapoxaмcкaя Просмотров страницы: 259
|