DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Культура, искусство, история

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Как языческий бог Ярила превратился в святого Георгия?


Как языческий бог Ярила превратился в святого Георгия?

Древние славяне встречали весну с искренне распростертыми объятиями, потому и соответствующих праздников в их календаре было немало. Под Красную горку сразу за торжествами, посвященными богине Леле, начинались торжества в честь бога Ярилы. Его почитали как покровителя плодородия, урожая, домашнего скота, мужской сексуальной силы, а также как бога Солнца.

«Солнечная» специализация Ярилы – предмет давних разногласий между исследователями. Большинство из них убеждены, что Солнцем Ярило не повелевал, хотя никаких вразумительных обоснований под данной точкой зрения не имеется. Просто категоричное «нет, и все».

А вот доказать обратное, между прочим, совсем несложно, достаточно лишь немного разобраться в традициях наших предков. У них было два основных праздника, связанных с культом Ярилы. Первый современные этнографы почему-то стали соотносить с датой 23 апреля, хотя исторически он был приурочен к 21 марта – весеннему равноденствию, с которого уже отчетливо прослеживаются более долгие по протяженности дни и более короткие ночи. Его называют Ярилой Вешним, это была встреча божества.

Второй – Ярило Летний – выпадал на 22 июня, и праздничные обряды заключались в проводах (похоронах) Ярилы. Какие метаморфозы происходят со светлой и темной частью суток после 22 июня – дня летнего солнцестояния – надеюсь, все помнят еще из школьной программы. И как после всего этого можно отлучать Ярилу от Солнца, скажите мне? Ответ на вопрос, был ли он солнечным богом, по-моему, ближе к утвердительному, чем к отрицательному.

Даже основная характеристика солнца – «яркое» – безусловно, имеет один корень с именем Ярилы. Он также отчетливо прослеживается в словах «яровые» (полевые культуры, высеваемые весной), «ярка» (овца), «ярмо», «доярка», «яра» (весна), «ярость» (изначально – мощь, неистовство). Но здесь на первом плане уже выступают связи с Ярилой как богом скотоводов и земледельцев.

23 цветеня (то есть апреля) на рассвете славяне торжественно совершали обряд выгона скота на выпас. Помешать его проведению могла разве только плохая погода. Овечек, коз и коровушек ласково гладили вдоль хребта яйцом, крашеным в красный или зеленый цвет, кормили «бяшками» – специально выпеченными для такого случая хлебцами и веткой вербы выгоняли со двора. У ворот под ноги скотине клали красный поясок так, чтобы каждое животное при выходе переступило через него. Считалось, что так скоту проще будет запомнить дорогу домой.

Позже по славянскому селению проезжал молодой всадник на белом коне – сам Ярила. Для исполнения его роли выбирали молодого парня с рыжими или просто светлыми волосами. Он был босым, в белых одеждах, с венком на голове, в левой руке – букет ржаных колосьев, а в правой – изображение «мертвой» человеческой головы. Последнее символизировало …смерть. Как же так, ведь Ярила – вполне жизнеутверждающий образ? Скорее всего, голова подчеркивала то, что он – умирающий и воскресающий бог, вроде египетского Озириса.

Иногда Ярилу изображала девушка, чтобы подчеркнуть его молодость. Коня с «солнечным богом» водили по полям, читая заговоры на хороший урожай. У всех участников обряда на головах были венки из весенних цветов. Торжественно распахивали пашню, даже поговорка родилась: «На Ярилу выезжает и ленивая соха». Заканчивался день народным гуляньем: где-то оно проходило как общее для всей деревни, где-то – в виде «мальчишника», куда не допускались женщины.

После христианизации Европы и Руси в том числе многим языческим праздникам не повезло – церковь объявила им непримиримую войну. Лельник (праздник в честь богини Лели, супруги Ярилы) и вовсе был объявлен шабашем ведьм. Но по каким-то там причинам раз и навсегда откреститься от Ярилы у основателей церковных традиций не получилось. И тогда превратился солнечно-плодородный бог в христианского святого Георгия. Как известно, его также называют Егорием и Юрием. В форме «Юрий» налицо этимологическая связь с именем Ярилы.

Святого Георгия (или Юрия – как вам больше нравится) точно так же, как и Ярилу, стали изображать в виде всадника на белом коне. Миф о победе Георгия над Змием – всего лишь вариация на тему языческого предания о победе Ярилы над змеей Ламией, терроризировавшей Царьград. В христианской традиции он остался покровителем земледелия и скотоводства, но, разумеется, уже ни о каких сексуальных «мотивах» в его культе не могло быть и речи.

Юрьев день тоже праздновался дважды в году – 23 апреля и 26 ноября. В народе говорили: «Один Егорий – голодный, другой – холодный». Наряду с Дмитриевым днем Юрьев день делил календарный год на два полугодия – «дмитровское» и «юрьевское». Как видим, все же за святым Георгием (Юрием) осталась та же «сфера влияния» – теплое время года, период наибольшей солнечной активности.

Владимир Иванович Даль писал об обычае кормить пастухов на весеннего Юрия мирской яичницей. А яичный желток, как и блин, у славян-язычников символизировал солнце.

Вот такие, не претендующие ни на какие изыскательские лавры, умозаключения. Просто за окном хмурое небо, а так хочется понежиться под ласковым весенним солнышком! Чего и вам желаю.


А это святой Георгий Победоносец. Не правда ли, похож?


Ярило - воин света на белом коне.

Автор: Cвeтлaнa Уcaнкoвa
Просмотров страницы: 273


Теги: святые, символы, традиции, славяне, весна, праздники,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
15:36   В российском регионе рецидивист расправился с бывшей возлюбленной и ее парнем

15:35   Россиянам назвали способ обустроить рабочее место дома

15:35   Названы возможные направления дальнейшего наступления Российской армии

15:35   Морпехи России рассказали о новой тактике при взятии Новомихайловки в ДНР

15:34   Тарасова отреагировала на обвинение Слуцкой в применении допинга

15:33   Персонаж Кузя из «Универа» станет олигархом в продолжении сериала

15:33   Британия отправит Украине высокоточные управляемые бомбы Paveway IV

15:32   В США заявили о подготовке Швеции к войне

15:32   У беременной россиянки началось сильное кровотечение в самолете

15:30   Названы сроки появления робота Tesla в продаже

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 24.04.2024



Тематические фотоподборки

Мега яхта

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |