Презентация. Какие ошибки делают презентаторы?
Каждый день на планете проводятся сотни, а то и тысячи презентаций. Это действие стало таким же обыденным, как утренний туалет. Но вот что странно – все знают, как чистить зубы по утрам, и редко допускают ошибки в этом многотрудном процессе. Зато, проводя презентацию, постоянно наступают на грабли. Иногда кажется, что вокруг каждой презентации разбросан сельскохозяйственный инвентарь, на который просто невозможно не наткнуться.
Давайте же посмотрим, какие ошибки делаются обычно при проведении презентации.
Ошибка первая – иногда и последняя, потому что других уже не требуется, – неподготовленность презентации. Презентатор, уверенный в собственной компетенции, попросту плюет на всю подготовку, говоря: «Да ерунда какая! Это ж моя работа, я каждый день этим занимаюсь». И выходит к публике – как есть.
Но, простите, мы же не выходим из дому «как есть», поднимаясь с постели. Сначала – душ, завтрак, одевание, приведение себя в порядок, для женщин – косметика. И только потом мы готовы к появлению на людях. Почему же к аудитории на презентации нужно выходить в трусах и с полотенцем на шее? Только потому, что презентатор уверен в своих знаниях? Этого недостаточно. Надеясь на экспромт, можно здорово сесть в лужу. Хорошо еще, если лужа будет мелкой и все закончится легким испугом. Лучшие экспромты всегда тщательно подготовлены – это аксиома, не нуждающаяся в доказательствах.
Вам когда-нибудь приходилось давать интервью? Если приходилось, то вы должны помнить, что наиболее свободно вы себя чувствовали, когда вам заранее давали список вопросов, вы их изучали и готовили ответы. А вот если никакой подготовки не было, то и экспромт не спасал.
Журналист мог задать совершенно простой и безобидный вопрос. К примеру: «Как вы познакомились со своей женой?». Казалось бы – ну, что тут такого? Ведь это было событие, забыть которое невозможно. И вы прекрасно помните, как познакомились, разве что это происходило в пьяном угаре, от которого вы очнулись через неделю уже в ЗАГСе – что маловероятно.
Но вот вопрос задан, а вы его не ожидали. И, вместо того, чтобы внятно ответить, вы начинаете бегать глазами, оглаживать ладонями брюки, а в голове бьется мысль: «Зачем ему это надо? А не было ли в нашем знакомстве такого, из чего этот щелкопер вытащит жареную историю?». И так далее. Центры тревоги в вашем мозгу бьют во все литавры так, что даже гудит в ушах. А ведь вопрос – совершеннейшая ерунда, мелочь. Подводит лишь отсутствие подготовки.
Другой ошибкой является недооценка важности внешнего вида презентатора. В чем только не приходят докладчики! Начиная от затертых джинсов и заканчивая строгими деловыми костюмами. Но часто совершенно не учитывают особенности аудитории, для которой предназначена презентация.
Кстати, об особенностях аудитории. Или об адаптированности презентации.
Одной из распространенных ошибок является неадаптированность презентации к конкретной аудитории. Один и тот же доклад читается школьникам и бизнесменам, а ведь им нужно представлять продукцию или товар не только разным языком, но и использовать совершенно разные слайды, фильмы, цветовую гамму, музыкальное сопровождение.
И потом, по окончании хорошо подготовленной презентации, сотрудники компании, вложившие массу труда в её проведение, удивляются: «И какого рожна им всем надо? Почему ничего не вышло? Зря потраченные деньги». Оно и не удивительно, что зря. Аудитория просто не поняла, что же до нее хотели донести.
Как-то одна американская фармацевтическая компания решила провести широкомасштабную рекламу нового препарата от головной боли. По всем дорогам страны были расставлены огромные рекламные щиты-триптихи. На трех плакатах последовательно изображалась занимательная история: на первом был изображен человек, страдающий от жесточайшей мигрени, на втором – тот же человек принимал таблетку из красочного флакончика, на третьем – все тот же бывший страдалец сиял улыбкой и радовался жизни.
Как вы думаете, что произошло в результате такой рекламной кампании? Вот и неправильно. Продажи лекарства резко упали. Почему? А все та же неадаптированность к аудитории. Ведь как мы восприняли бы подобный рекламный щит? Общая идея, откладывающаяся в мозгах после просмотра рекламы, была бы такова: «Если у вас болит голова, нужно только принять эту американскую таблетку, и мир станет ярким и красочным!».
Да, оно-то верно. Для меня, для вас, для миллионов, населяющих Россию, для миллиардов, населяющих земной шар. Но все дело в том, что эти рекламные щиты были установлены в Израиле. А там, как известно, читают справа налево. Следовательно, для любого нормального израильтянина эта реклама выглядела следующим образом: человек чувствует себя превосходно, потом принимает американскую таблетку, и голова его начинает разламываться от боли.
Конечно, через несколько секунд израильтянин соображал, хлопая себя ладонью по лбу: «Ах, черт! Да все наоборот! У этих американцев все, как не у людей! Конечно же, сначала болит голова, потом – таблетка, а уж потом – замечательное самочувствие!». Да, он-то соображал, но первое впечатление не то что ладонью – колом из головы не выбьешь. А это первое впечатление вопило, захлебываясь: «Не бери! Не бери эти таблетки! Они опасны! От них может быть аллергия, головная боль, да и вовсе неведомо что. Посмотри, как уныло выглядит человек на плакате!».
Неадаптированность рекламы привела к прямо противоположному результату, чем тот, на который рассчитывали менеджеры фармацевтической компании. Все их денежные вложения, весь труд оказались направлены к одному – к снижению продаж.
Была и другая история с неадаптированной рекламой. Опять же фигурантом оказалась американская компания. Везет же этим американцам! То ли у них столько товаров, разбросанных по всему миру, то ли они не обращают ни малейшего внимания на аудиторию.
Эта история произошла в России. Героем ее была компания, производящая спортивные принадлежности и инвентарь. По Москве были расставлены рекламные щиты, на которых молодой человек комсомольского возраста, комсомольской бело-розовости и спортивного вида резво перебирал ногами, обутыми в шикарные кроссовки производства этой самой американской компании.
Хорошо? Еще бы! Казалось бы, все должны рвануться в фирменные магазины покупать рекламные кроссовки. Ничего подобного! На этот раз подвела подпись на плакате. Большими красочными буквами, бросающимися в глаза, было написано: «Из наших магазинов все бегут!». Как вы думаете, что сделает нормальный россиянин, прочтя такую надпись? То же, что делаете вы – будет смеяться. Но кроссовки не купит. Потому что от них «все бегут».
В данном случае проблема была в переводе. Какой-то очень умный человек перевел надпись с американского плаката дословно. Лучше бы он получил полную ахинею! А так – неадаптированная реклама и из магазинов все побежали.
Если вы не хотите, чтобы от вашей презентации «все побежали» – обращайте больше внимания на аудиторию.
Продолжим разговор об ошибках презентатора.
Не нужно дублировать информацию, сообщаемую в докладе и на слайдах. Не стоит быть голосом, сопровождающим фильм для глухонемых или слепых. Либо то, либо другое, а все излишнее – не есть здорово.
Либо вы признаете, что ваша аудитория умеет читать, и ограничиваете информацию слайдами, либо соглашаетесь, что аудитория прекрасно слышит, тогда можно ограничиться докладом. Слайды нужно применять для подчеркивания идеи, для иллюстрации ее, для сообщения дополнительной информации, но вовсе не в качестве дублирования.
Многие презентаторы с пренебрежением относятся к жестикуляции и движениям на сцене. Застывают перед микрофоном, сгорбившись и ссутулив плечи, словно они делают доклад на партийном съезде, утыкаются носом в бумаги, и никакими силами их от этих бумаг не оторвешь.
А если и отрываются, то мазнут по аудитории взглядом и начинают щелкать ручкой, пристукивать носком ботинка, а глаза в это время упираются в самый дальний и темный угол помещения, будто там расположился самый лучший клиент. Нет, там ничего нет, разве что пауки.
Не следует также заталкивать руки в карманы и сжимать их в кулаки. Напротив, стоит как можно чаще показывать аудитории открытые ладони. Это универсальный жест мира с древнейших времен, обозначение открытости, призыв к доверию. Мы не настолько далеко ушли от обезьян, чтобы наше подсознание не реагировало на подобные жесты.
Неуважение к аудитории можно вовсе отнести к смертным грехам презентатора. Никогда нельзя быть уверенным, что ваша аудитория менее компетентна, чем вы сами. Поверьте, если вы проводите презентацию подгузников перед ясельной группой детского сада, то эти малыши гораздо лучше вас знакомы с проблемой мокрых пеленок. Поэтому – уважайте аудиторию, и она ответит вам тем же. Еще Библия рекомендует относиться к другим так, как вы желали бы, чтобы относились к вам. Не забывайте подобных рекомендаций.
Скомканное вступление тоже встречается довольно часто. Отчего-то многие презентаторы уверены, что вступлением можно и вовсе пренебречь. Они сразу берут быка за рога, но больше всего это напоминает таскание кота за интимные органы. Кот визжит и вырывается. Примерно так ведет себя и неподготовленная аудитория. Она ведь ожидает, что ее сначала хотя бы погладят.
То же относится и к заключению. Монотонная фраза, высказанная усталым до смерти голосом, сопровождаемая закаченными в предсмертной муке глазами: «Спасибо за внимание, у меня все», – никак не может быть признана достойным завершением презентации.
Множество презентаторов забывают о необходимости поддерживать зрительный контакт с аудиторией. Они смотрят куда угодно: в текст доклада, на слайды, на ассистентов – только не на аудиторию! В результате публика чувствует себя обманутой и заброшенной, в точности, как женщина, которую мужчина пригласил в ресторан, а весь вечер провел за столиком с другой дамой, да еще и танцевал с ней. И женщине глубоко наплевать, что эта дама является не предметом нежных чувств, а деловым партнером, начальником, сестрой, наконец. Она знает одно – ее бросили! Так же и аудитория. Ее нельзя оставлять вниманием ни на секунду!
Еще одна любимая ошибка многих – употребление излишне вычурных слов. Думаете, они показывают эрудицию презентатора? Ничего подобного! Аудитория воспринимает такие слова двояко: с одной стороны, это кажется проявлением неуважения, а с другой – некомпетенцией, прячущейся за нагромождением странных слов. Помните, что настоящий физик вовсе не тот, кто понимает общую теорию относительности Эйнштейна, а тот, кто может объяснить ее школьнику.
Поэтому, готовя свое выступление, уберите заранее все слова, которые покажутся вам неестественными. Говорите так, как в обычной жизни – именно этот ораторский стиль наиболее предпочтителен для восприятия.
Частенько презентатор, читая доклад, бубнит его на одной ноте, забывая о контрастах в речи. Аудитория благополучно засыпает, хотя в докладе есть искрометные фразы, нужная доля юмора, да и вообще тема – потрясающе интересна.
Как-то мне пришлось общаться с человеком, у которого был дефект голосовых связок. Его голос постоянно срывался с глубокого баса на пронзительный дискант. Но что любопытно: какую бы чушь не излагал этот мой знакомый, его слушали внимательно. А все потому, что его дефект речи служил дополнительным контрастным раздражителем, привлекающим внимание. Конечно, никто не говорит, что нужно завести подобный же дефект. Но, по крайней мере, волевым усилием и тренировкой можно избавиться от монотонности произнесения фраз.
Одна из самых любимых ошибок презентаторов – затянутое выступление. Уже все сказано, аудитория рвется либо посмотреть поближе на предлагаемый товар, либо уйти и подумать о предмете презентации на свободе, либо просто отправиться по своим делам, а презентатор все еще продолжает говорить.
В результате все, достигнутое презентацией, растворяется дымом, уносится ветром, и у слушателей остается лишь раздражение и желание, чтобы докладчик как можно скорее умолк. Не доводите свою аудиторию до такого состояния! Лучше недосказать чего-либо, чем сказать слишком много. Лучше закончить раньше, чем планировалось, чем затянуть выступление до того момента, когда слушатели начнут разбредаться кто куда.
Конечно, существует еще множество ошибок, которые делают презентаторы. Ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. Так что не расстраивайтесь, если и вы сделаете ошибку. Ничего страшного. Исправите в следующий раз. Зато она поможет вам сделать выводы, узнать, где находится минное поле, и позволит вам стать идеальным сапером, прокладывающим безопасную трассу посреди всех возможных ошибок.
Автор: Coфия Bapгaн Просмотров страницы: 265
|