DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Каламбур, ералаш

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



Для чего пишутся стихи? Для рифмы!


Для чего пишутся стихи? Для рифмы!

Порой поэтам указывают на какую-нибудь строку: «Для рифмы написал». Думают, укололи. А ведь писать для рифмы – естественно.

Это постороннему кажется, будто расставить слова ритмично, да ещё чтобы вышло складно на концах, ужасно трудно, и поэт, конечно, только и корпит над тем, как приладить всё к «поздравляем – желаем». Но сказано, кажется, М.Светловым: «Плохому поэту рифма мешает, а хорошему она первый друг и помощник».

Для примера знаменитый образ – «белых яблонь дым». Откуда он взялся? Ведь никакого дыма в цветущем саду нет: всё резко, ярко, не тает, не слабеет на глазах. Да просто нужно было созвучие с «молодым». Срифмовал – и получилось незабываемо, лучше не скажешь, и теперь кажется, будто там действительно дым облаками.

Точно так же следом возникла «страна берёзового ситца». С логической точки зрения – бессмыслица, как еловый крепдешин. У прозаика вряд ли могло бы появиться что-нибудь подобное.

Пушкин разграничил: проза – «для выражения нужной мысли», а стихотворство – «для приятного проявления форм». Тоже из Пушкина: «Высокой страсти не имея для звуков жизни не щадить…».

Для звуков. А не для идей, агитации, лозунгов, воспевания «шагов саженьих» – в общем, не для убожества, к какому приучили большевики.

Устроенный ими провал в преемственности мастерства так и зияет по сей день, и незаметно даже движений к преодолению. Сегодняшние сочинители в подавляющем большинстве просто не подозревают об отсутствии у них элементарной культуры стихосложения.

Не помню, откуда выписал, и Яндекс не помогает найти, какая пустышка накропала:

Не быть нам вместе никогда, –
Так суждено, так сказано Судьбою...
Существовать я буду без Тебя,
Ведь я живу, дышу Тобою...

Кстати, безошибочный признак автора, которого читать не стоит, – заглавные буквы ни к селу ни к городу. У этой попо-этессы дальше с прописных день и ночь, небо и земля, даже мирок. И посмотрите на приведённые строки: что в них есть такого, что не сказано, не написано, не спето и перепето миллионы раз? А каковы «рифмы»! А смысл! «Буду существовать без тебя, ведь тобой живу». Хотела противопоставить жизнь и существование, но не хватило умения. Получилось вроде «Не буду обедать, ведь есть хочу».

Притом всё видно по форме: она никакая – и ценность «стихов» такая же.

Но форум, откуда я это взял, пестрел восхищёнными откликами вроде «Обалдеть!». Да куда уж балдеть, когда и так балда?

Поэзия – как бриллиант. Он сверкает, а пользы никакой. Одна красота. Нет огранки – нет и бриллианта. Нет безупречной формы – нет поэзии.

Чуть не с детства помню строки Евтушенко:

Разлука. Свисток. Нарастание стука.
Проносится поезд по пояс в пыли.
Пролёт виадука. Речная излука.
Вдали тополя и поля конопли.

Кажется, ничего особенного. Гладко, и только. Какой-то ударной мысли или бессмертного образа нет. Из полумиллиона авторов, гордо вынесших свои поделки на Стихи.ру, думаю, лишь единицы оценят по достоинству.

Но посмотрите, как в первой строке поэт звукописью передал стук колёс, во второй подчеркнул поезд и пыль. Для наглядности напишу, выделив аллитерации прописными и разбив на строки по рифмам:

Разлука.
СвиСТок. НараСТание СТука.
Проносится Поезд
По Пояс
в Пыли.
Пролёт виадука.
Речная излука.
Вдали –
тополя
и поля
конопли.

Притом всё естественно, слова на своих местах, как стояли бы и в прозе. Попробуйте написать что-либо подобное! А эти стихи вы уже вряд ли когда-нибудь забудете.

Ещё цитата из Евтушенко:

Солёные Брызги Блестят на заБоре.
Калитка уже на запоре.
И море,
ДыМясь и взДыМаясь, и ДаМбы Долбя,
СОЛёное СОЛнце ВСоСаЛо В Себя.

Не стану писать нравоучения для начинающих. Всё и так понятно.

Теперь вообразите, что на соревнованиях по художественной гимнастике все спортсменки показывали бы одно-единственное упражнение – строевой шаг. Так же выглядит море сегодняшней макулатуры: редчайший случай, чтобы кто-то написал не примитивные кирпичики из четырёх строк с перекрёстной рифмой.

А вот пример построения строфы Брюсовым:

Близ медлительного Нила,
там, где озеро Мерида,
в царстве пламенного Ра,
Ты давно меня любила,
как Озириса Изида,
друг, царица и сестра.
И клонила
Пирамида
Тень на наши вечера.

Разнообразные технические приёмы, средства украшения, способы игры с буквой и звуком можно приводить без конца. На эти темы написаны толстые тома. Но для статьи достаточно.

Стишки на уровне частушек и якобы рифмы «головы – штаны», «пузырёк – плечо» означают лень и пренебрежение к читателю: мол, и так сойдёт, пипл схавает. Плебеям – по узости кругозора – свойственно считать себя выше всех. Но заслуживают они лишь ответного презрения.

Поэт обязан быть формалистом (не в ущерб содержанию, а для яркости его же). Иначе – катись в прозу. Правда, и там толку не будет: художественная, настоящая проза требует не меньше труда.

Автор: Bиктop Жигyнoв
Просмотров страницы: 277


Теги: творчество, стихосложение, поэзия, стихи, литература, качество, ,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
19:37   Молодежная сборная России по хоккею разгромила Казахстан со счетом 12:0

19:36   Зеленский заявил о формировании новых бригад ВСУ

19:34   Россиянам раскрыли стоимость летних туров внутри страны

19:33   Россиян предупредили о вредных в сочетании с шашлыком продуктах

19:33   Дочь Кончаловского рассказала о русском Хогвартсе в Москве

19:32   Россиянкам назвали необходимое нижнее белье в гардеробе

19:30   Экс-глава Минобороны Британии выступил против заморозки конфликта на Украине

19:28   3D-принтер построит целый дом за 80 часов

19:28   В российских вузах откроют центры переподготовки бойцов СВО для работы в школах

19:27   Бельгия назвала срок отправки Украине истребителей F-16

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 26.04.2024



Тематические фотоподборки

Денежные купюры 90-х годов

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |