DVOREC.RU
Портал досуга и развлечений

dvorec.ru »





     ПАРАД СТАТЕЙ
     Между нами, девочками
     Мужской разговор
     Любовь и отношения
     Психология
     Секс-новости
     Здоровый образ жизни
     Спортзал
     Дом и семья, дети
     Говорят, что...
     Школа жизни, советы
     Бизнес, карьера, деньги
     Виртуал, Hi-Tech
     Каламбур, ералаш
     Вокруг света
     Братья наши меньшие
     Непознанное
     Авто мир
     ПОЗНАЙ СЕБЯ
     Гороскоп на сегодня
     Знаки Зодиака
     Китайский гороскоп
     Книга Перемен
     Тайна имени
     Толкователь снов
     Книга чисел
     Тесты
     Фэн-Шуй
     Астрология
     Хиромантия
     Другие гороскопы
     КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
     Культура, искусство, истор.
     Видео, кино
     Искусство татуировки
     Неоднозначная реклама
     Объемные рисунки
     Занятные статуи мира
     Другие фотогалереи
     Фотоподборки
     ДОМОВОДСТВО
     Приятного аппетита
     Хозяйке на заметку
     Обустройство, ремонт, уют
     6 соток, дача, сад
     Растения
     Наши домашние животные
     СМЕХ ДА И ТОЛЬКО
     Анекдоты
     Афоризмы
     Веселые четверостишья
     SMS-сообщения
     Истории
     Стихи
     Фото приколы, курьезы
     А знаете ли вы, что...
     Юморительное чтиво
     ДАВАЙ УСТРОИМ ПРАЗДНИК
     Открытки
     Поздравления
     Пожелания
     Тосты
     Розыгрыши
     Фокусы


Культура, искусство, история

<< Предыдущая статья | В начало | Следующая статья >>



На перекрестке культур: как во Флоренции встретились Авраамий Суздальский и Филиппо Брунеллески?


На перекрестке культур: как во Флоренции встретились Авраамий Суздальский и Филиппо Брунеллески?

Об Авраамии Суздальском, одном из многих архиереев древнерусского прошлого, широкий читатель, наверное, не ведает. Зато многие наслышаны о событии, которым завершилась поездка этого человека в Италию.

Событие – неудачная попытка преодолеть разрыв между Западной и Восточной церквами. На Ферраро-Флорентийском соборе (1438-1445), на котором была подписана впоследствии отвергнутая Русью Флорентийская уния (1439), святитель Авраамий и присутствовал в составе свиты митрополита Исидора, представлявшего Русскую церковь.

Но не рассказ об унии есть цель этого повествования. А те сведения о жизни Флоренции, которые сохранились для истории мировой культуры в созданном Авраамием «Сказании о граде Флорензе иже во фряжской земле и о Вознесении церкви и како в ней действо устроено дивным строением».

«Действо», о котором идет речь в «сказании» святителя Авраамия, – явление из разряда очень популярных в средние века религиозных мистерий. В определенный календарный момент соответствующая времени литургическая драма разыгрывалась в храме и около него, и цель ее была – воспроизвести то или иное евангельское событие, напомнить верующим эпизод Священной истории.

Это практиковалось и в Западной Европе, и в Древней Руси. Дальним отголоском той традиции является устройство рождественских «вертепов» при современных католических храмах.

Макиавелли в своей «Истории Флоренции» цель подобных мероприятий обозначил со свойственной ему откровенностью: «...чтобы занять народ, заполнить чем-нибудь его ум и отвлечь от мысли о положении государства». Ведь драмы эти требовалось разыгрывать «с такой пышностью и великолепием, что в течение нескольких месяцев весь город был занят подготовкой и самим празднеством».

Действительно, подготовка к «действу» и само исполнение его занимало время и умы горожан, но – еще и доставляло им высокие религиозные переживания. И что немаловажно – дарило жаждущим развлечений наслаждение театральным искусством.

Авраамий, иерарх русской церкви, знал, так сказать, фактическую основу «действа». И от силы эстетического переживания мог оказаться способен проникать в суть наблюдаемого – он добросовестно описывает происходящее «на сцене», основываясь на своем житейском и религиозном опыте. И восклицает, пытаясь выразить свое восхищение: «Красивое и чудесное это зрелище! И еще же умильное и несказанным веселием исполненное».

«Сказание», помимо всего прочего, формирует для читателя очень симпатичный облик своего автора. Суздальский архиепископ предстает перед нами человеком открытым, любознательным, непредубежденным. Он приходит в церковь, в которой «действо» разыгрывается, задолго до начала – и со вниманием осматривает декорации. Авраамий одновременно и осознает искусность технического сопровождения спектакля – и старается определить, в чем секрет «фокуса»:

«Во время подъема ангела сверху, от отца с великим шумом и непрерывным громом пошел огонь на ранее упомянутые веревки и на средину помоста, где пророки стояли. И назад вверх этот огонь возвращался и от верха прытко приходил книзу. И от этого обращения огня и от ударов вся церковь искрами наполнилась».

И все ж понять – «как это работает» – не может, и уже пишет лишь о своем восторге: «Ангел же поднимался к самому верху, радуясь и помахивая руками туда и сюда и крыльями двигая. Просто и ясно видно, как он летит. Огонь же обильно начинает исходить от верхнего места и по всей церкви сыплется с великим и страшным громом. И незажженные свечи в церкви от великого этого огня зажигаются. А зрителям и их портам нет никакого вреда. Дивное и страшное это зрелище. Ангел же возвратился кверху в свое место, откуда спускался, огонь перестает и занавесы все по-прежнему закрываются».

А затем сокрушается своей неспособностью словами передать свои ощущения: «Это чудное зрелище и хитрое устройство видели в городе Флоренции, и сколько мог своим малоумием понять, то и описал это зрелище. Иначе и нельзя описать, так как это пречудно и несказанно... Сколько мог, столько и написал, но не могу такого хитрого зрелища оставить в забытьи. Ради воспоминания написал, потому что чудное это зрелище и несказанное. И радостью оно преисполнено, и соответственно этому, как видел – никак нельзя истинно испытать или рассказать. Как мог, так и написал».

Описание представления, сделанное Авраамием, – ценный исторический источник. Его, в первую очередь, а также еще несколько документов, ставших известными позднее, использовали ученые для характеристики творчества знаменитого Филиппо Брунеллески – архитектора, инженера, художника, скульптора, поэта, ювелира – словом, одного из титанов Возрождения. Именно Брунеллески принадлежит сценография увиденных Авраамием во Флоренции «действ» – «Благовещения» и «Вознесения». Он – автор тех удивительных машин, которые обеспечивали «хитрое зрелище» и настолько поразили воображение русского гостя.

Основываясь на описании святителя Авраамия, архитектор Чезаре Лизи сделал в 1975 году реконструкцию декорации Брунеллески для действа «Вознесение». Модель в масштабе 1:25 в том же году была представлена на выставке «Театральное пространство во Флоренции», а в 1978 году эта выставка демонстрировалась в Москве, в Пушкинском музее.

А как же все-таки они встретились, великий флорентинец Брунеллески и суздальский архиепископ? Может, и не встречались. А может, все же пересеклись их пути – во Флоренции, в 1439 году, в это время великий зодчий активно работал именно в родном городе. Записки Авраамия сохранились, к сожалению, в отрывках. Ученые, например, затруднялись даже с определением церквей, в которых Авраамий присутствовал на «действах». Что было записано на утраченных фрагментах рукописи – об этом можно лишь догадываться...

Но в ином смысле их встреча произошла однозначно: современники, люди одной эпохи, хочется надеяться – одной культуры, они говорили на одном языке – языке эпохи Возрождения. Один выполнил достойно свою работу – другой увидел ее и оценил так же, как оценили соотечественники Брунеллески.

Автор: Любa Meльник
Просмотров страницы: 269


Теги: возрождение, русь, евангелие, политика, италия, церковь, развлечения, сцена, религия, культура,



Подпишитесь на анонсы статей






<< Предыдущая статья | В начало | Вверх | Следующая статья >>








Лента новостей
02:32   Дипломат оценил резолюцию Европарламента о выборах в России

02:16   В Белгороде включили сирену ракетной опасности

02:15   Число пострадавших при обстреле Токмака со стороны ВСУ увеличилось

02:13   В военной доктрине Белоруссии обозначили основную функцию НАТО в Европе

02:07   Стало известно о новых обысках по делу Иванова

02:00   Акушерка рассказала о неожиданном воздействии оргазма

02:00   Девушка подхватила странную инфекцию и перестала заниматься сексом

01:45   В МИД предупредили Польшу о последствиях размещения ядерного оружия США

01:36   Хуситы заявили о новой атаке на судно

01:20   США отказались раскрыть характеристики поставляемых Украине ракет ATACMS

Все новости

Гороскоп на сегодня

Зодиакальный гороскоп на сегодня 26.04.2024



Тематические фотоподборки

Как будто чего-то не хватает

Модель становится прозрачной и сливается с пейзажем

Компакт-кар. Немцы устроили фотосессию игрушечному Opel Adam
| Другие фотоподборки |







| Блог портала | Администратор | Подписка на рассылки | Карта портала | Вверх страницы |